Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors
Search in posts
Search in pages
Слушать подкаст
|
КиноРепортер > Кино > Джеймс Стюарт – простота и величие. За что мы любим звезду фильмов Хичкока

Джеймс Стюарт – простота и величие. За что мы любим звезду фильмов Хичкока

20 мая 2023 /
Джеймс Стюарт – простота и величие. За что мы любим звезду фильмов Хичкока
«Эта замечательная жизнь» (1946). Фото: Mary Evans/AF Archive/ТАСС

Военный летчик, трудоголик, примерный семьянин, звезда ромков и вестернов.

115 лет назад, 20 мая 1908 года, родился Джеймс Стюарт. Его отец, державший хозяйственный магазин, надеялся, что мальчик продолжит семейный бизнес. Но тот выбрал карьеру артиста – и не прогадал, прославившись на весь мир. Стюарт воплотил на экране универсальный нравственный идеал – простого честного человека, который верен своим принципам даже в трудные времена. Рассказываем, как Джеймс Стюарт покорил зрителей, индустрию и Альфреда Хичкока, но при этом остался собой.

Пример благородства на экране и в жизни

Мистер Смит едет в Вашингтон
С Джин Артур в фильме «Мистер Смит едет в Вашингтон» (1939). Фото: Mary Evans/AF Archive/ТАСС

Джеймс Стюарт – один из главных американских актеров, настоящая звезда, но он никогда не был иконой или небожителем. Его герои – обычные люди, оказавшиеся в необычных обстоятельствах. Стюарт прославился в амплуа обывателя, наивного, но благородного идеалиста из маленького городка. Он увековечил этот образ в фильме Фрэнка Капры «Мистер Смит едет в Вашингтон» (1939), где сыграл главу бойскаутской организации Джефферсона Смита, неожиданно назначенного сенатором США. Продажные политики втягивают героя в водоворот интриг, но, несмотря на все соблазны, он остается честным человеком.

Актер ценил скромность и добропорядочность выше дешевой славы. Он не был замечен в скандалах, не совершал безумных поступков и не эпатировал публику. Стюарт, воспитанный религиозным отцом, был верующим человеком и почти всю свою жизнь ходил в церковь. Его лучшим другом был актер Генри Фонда: они дружили на протяжении 50 лет, несмотря на то, что Джеймс активно поддерживал республиканцев, а Генри являлся ярым демократом.

Джеймс Стюарт
С Глорией МакЛин, 1974. Фото: ASSOCIATED PRESS/ТАСС

Джеймс Стюарт оставался холостяком до 41 года, но потом женился на бывшей модели Глории МакЛин и не расставался с ней до конца жизни. Он усыновил двух ее детей от прошлого брака, а вскоре у пары родились девочки-близняшки. Всю свою совместную жизнь Стюарты прожили в доме в Беверли-Хиллз, Калифорния, где Джеймс и скончался в возрасте 89 лет (Глория умерла от рака тремя годами ранее).

Самоучка, добившийся успеха в кино и на Бродвее

Джеймс Стюарт
«Мистер Смит едет в Вашингтон» (1939)

После успешного окончания университета в 1932 году Стюарт, изучавший архитектуру, получил стипендию для обучения в аспирантуре. Но вместо того, чтобы продолжать учебу, Джеймс решил попробовать себя в студенческой театральной труппе, где и познакомился с Фондой. Вскоре друзья перебрались из Принстона в Нью-Йорк и дебютировали на Бродвее. Критики хвалили Стюарта, но пьесы с его участием не задерживались в репертуаре. Первым серьезным театральным успехом Джеймса стала главная роль в постановке Yellow Jack (1934), где он сыграл солдата, согласившегося на медицинский эксперимент.

Стюарт дебютировал в Голливуде в 1935 году. Актер прославился с выходом на экраны романтической комедии Фрэнка Капры «С собой не унесешь» (1938), где он сыграл сына банкира, влюбленного в женщину из бедной эксцентричной семьи. Но, даже обретя статус голливудской звезды, Стюарт не забывал про театр. В 1947-м он исполнил ведущую роль в спектакле «Харви», воплотив образ эксцентричного богача, который дружит с воображаемым человекоподобным кроликом и пытается не попасть в психушку.

Успех пьесы заставил продюсеров задуматься об экранизации. В 1950-м вышла киноверсия с тем же лаконичным названием, в которой снова сыграл Стюарт. Когда Джеймса расспрашивали об актерстве, он говорил, что театральная сцена – ключевой источник опыта, а выступление перед публикой – самое серьезное испытание для артиста.

Актер, не боявшийся работы

Величайшее шоу мира
С Бетти Хаттон в фильме «Величайшее шоу мира» (1952)

За свою 56-летнюю карьеру Джеймс Стюарт сыграл более 90 ролей. Он начинал во времена студийной системы 1930-х, когда актеры снимались без перерыва, потому что того требовал контракт. Джеймс ходил на съемочную площадку каждый день. В 1936-м он снялся в восьми картинах. Для него было естественным исполнять 4–5 ролей в год.

Большинство этих фильмов сейчас мало кто вспомнит, да и тогда многие из них проваливались в прокате. Но Стюарт всегда играл увлеченно. Не важно, над чем он работал – над эпизодической ролью или над главной, – он целиком отдавался процессу. И хотя фильмы с его участием то и дело ругали критики и игнорировали зрители, он не опускал руки и продолжал двигаться дальше.

Военный летчик, сражавшийся против нацистской Германии

Джеймс Стюарт
«Полет Феникса» (1965). Фото: Imago/ТАСС

Через три недели после того, как ему вручили «Оскара» за лучшую мужскую роль в фильме Капры «Филадельфийская история», Стюарт ушел на войну. Он стал первой голливудской звездой, кто принял такое решение. Джеймса хотели призвать еще в 1940-м, но высокий (1,91 м) актер оказался слишком тощ, и комиссия ему отказала. Чтобы набрать вес и попасть в войска, Стюарт несколько месяцев занимался с тренером.

Джеймс собирался служить летчиком. Он с самого детства грезил полетами: еще в школе он подолгу просиживал над чертежами и моделями самолетов. В 1935 году он наконец получил лицензию пилота-любителя и к началу войны налетал сотни часов. После призыва Стюарт сперва был инструктором по подготовке пилотов в тылу, но в 1943-м добился отправки на фронт, в Северную Англию. Там он стал командиром эскадрильи, позже руководил воздушными операциями. На его счету более 20 боевых вылетов. Актер продолжил летать даже после назначения начальником штаба.

За время войны, с 1941 по 1945 гг., Джеймс Стюарт прошел путь от рядового до полковника. После окончания Второй мировой он все еще служил в ВВС США, находясь в резерве. Возвращение к актерской карьере не мешало Джеймсу проходить военную переподготовку и совершать вылеты. Так, в 1966-м он участвовал в разведывательной миссии во Вьетнаме. Стюарт вышел в отставку только в 1968 году в звании бригадного генерала, став самым высокопоставленным военным среди американских актеров.

Главная роль в знаковом рождественском фильме

Эта замечательная жизнь (1946)
«Эта замечательная жизнь» (1946)

После войны вернуться к актерской карьере было непросто, но Джеймсу помог его давний партнер Фрэнк Капра. Он пригласил Стюарта на главную роль в рождественской драме «Эта замечательная жизнь» (1946). Фильм рассказывает о банкире-альтруисте Джордже Бейли, который так увлекся помощью родному городу, что оказался на грани разорения. Разочарованный и сомневающийся в собственной значимости, он задумывается о самоубийстве. На молитвы родных Бейли откликается ангел-хранитель. Он решает показать герою, каким был бы мир без него.

Мастерство Капры и популярность Стюарта не спасли картину от провала: она собрала мало денег в прокате и была прохладно встречена критиками. Но спустя годы стала классикой, без которой в Америке не обходится ни одно Рождество. Капра первым сделал то, что затем повторил Эльдар Рязанов с «Иронией судьбы»: снял волшебную историю о праве на второй шанс, которая собирает у экранов всю страну. Но вряд ли это было бы возможно без Стюарта.

Роль Бейли будто создана для Джеймса: своим обаянием и непринужденной игрой он сделал этого персонажа по-настоящему народным. После просмотра «Этой замечательной жизни» президент США Гарри С. Трумэн сказал: «Если бы у нас с Бесс был сын, мы бы хотели, чтобы он был таким же, как Джимми Стюарт».

Готовность к экспериментам

Окно во двор
«Окно во двор» (1954)

Война не прошла для Стюарта бесследно. После возвращения он ищет для себя новое амплуа – и находит его в вестернах и фильмах Альфреда Хичкока. Актер дебютировал у «короля саспенса» в 1948 году, сыграв в «Веревке» философствующего наставника двух юношей, который невольно спровоцировал их на убийство. В 1950-м Стюарт исполнил свою первую роль в картинах Энтони Манна. «Винчестер 73» – это история злополучной винтовки, которая переходит из рук в руки, пока не становится орудием отмщения в руках ковбоя.

С этого момента благородные обыватели в фильмографии Стюарта уступили место неоднозначным героям со своими травмами и секретами. Он снялся в 8 лентах Манна, которые сделали его новым лицом вестернов. Сотрудничество с Хичкоком тоже продолжилось, несмотря на средние сборы и сдержанные отзывы критиков о «Веревке». Актер сыграл главные роли еще в трех шедеврах мастера: «Окно во двор» (1954), «Человек, который слишком много знал» (1956), «Головокружение» (1958). Они изменили не только карьеру Джеймса, но и историю кино.

Головокружение
С Ким Новак в фильме «Головокружение» (1958). Фото: Mary Evans/AF Archive/ТАСС

Описывая творческую эволюцию актера, киновед Деннис Бингхэм отмечал, что «Стюарт охватил крайние проявления американской мужественности, от рейгановского милитаристского патриотизма до хичкоковского извращения».

«[Джеймс Стюарт – это] две равноправные личности: искренний идеалист, ностальгическая фигура простого соседского парня, и рискованный актер, который, вероятно, снялся у большего числа влиятельных авторов, чем любая другая американская звезда», – писал Деннис Бинхэм.

Награды

Анатомия убийства
С Артуром О’Коннелом в фильме «Анатомия убийства» (1959)

За свою карьеру Джеймс Стюарт удостоился пяти номинаций на «Оскара». Статуэтку ему вручали дважды: за лучшую мужскую роль в «Филадельфийской истории» (1941) и за выдающиеся заслуги в кинематографе (1985). Первый «Оскар» актер подарил отцу: тот выставил приз в своем хозяйственном магазине вместе с другими семейными наградами и боевыми медалями.

Джеймса 4 раза номинировали на «Золотой глобус». 2 раза – на премию BAFTA. Стюарт выиграл Кубок Вольпи за лучшую мужскую роль на Венецианском фестивале («Анатомия убийства», 1959) и «Серебряного медведя» за лучшую мужскую роль на Берлинале («Мистер Хоббс берет выходной», 1962).

В 1985-м Джеймс Стюарт получил Президентскую медаль Свободы – высшую гражданскую награду США, вручаемую главой государства. Подводя итоги XX века, Американский институт киноискусства составил рейтинг «100 величайших звезд кино за 100 лет», в котором Джеймсу досталось третье место среди мужчин. Первые две позиции заняли Хамфри Богарт и Кэри Грант.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Комментарии  

Комментарии

Загрузка....
Вы все прочитали

Next page

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: