Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors
Search in posts
Search in pages
Слушать подкаст
|
КиноРепортер > Кино > «Хэллоуин» закончился? Анализируем успешную, но спорную трилогию

«Хэллоуин» закончился? Анализируем успешную, но спорную трилогию

17 октября 2022 /
«Хэллоуин» закончился? Анализируем успешную, но спорную трилогию

Как за три фильма пройти маршрут от нового эталона жанра до мелодрамы про психически травмированную молодежь.

Все хорошее когда-нибудь заканчивается. Все плохое заканчивается тоже. Вот и трилогия Дэвида Гордона Грина и Дэнни МакБрайда только что завершилась фильмом «Хэллоуин заканчивается». Хорошая она была или плохая? Как посмотреть. Изначальная-то инициатива, безусловно, здравая – взять замечательное культовое кино и решительно обрубить с него все эти уродливые злокачественные сиквелы, коими оно за десятилетия успело обрасти. А затем сделать правильный, современный, пригожий сиквел. 

«Хэллоуин» 2018 года был по большому счету воссозданием «Хэллоуина» 1978 года. Громила Майкл Майерс в нем предстал точно таким, каким его помнили фанаты, только еще краше. В смысле мощнее, фактурнее, харизматичнее, ультимативнее, опаснее и так далее. Ему дали в руку нож и позволили снова ворваться в родной городок Хэддонфилд, где он тут же снова принялся творить бесчинства. А режиссер Дэвид Гордон Грин это все эффектно обставил, сопроводив знакомой гениальной музыкой Джона Карпентера в свежей, но аккуратной обработке. Вдобавок героиню Джейми Ли Кертис из final girl переквалифицировали в суровую боевую бабку с ПТСР, тем самым поддержав актуальные тренды.

«Хэллоуин заканчивается»

Этого оказалось достаточно для оглушительного успеха. На что индустрия незамедлительно отреагировала целой волной перезапусков древних трухлявых слэшер-франшиз. Новый «Восставший из ада» с Пинхедом-трансгендером, продолжение постмодернистской серии «Крик», «Кэндимен», сериал «Чаки», «Техасская резня бензопилой», плюс еще один «Восставший из ада», но уже в формате сериала и от все того же Гордона Грина. Разве что до «Кошмара на улице Вязов» и «Пятницы, 13-го» пока не добрались.

При этом в перечисленных примерах прослеживаются в той или иной конфигурации унаследованные от общего прототипа характерные черты: заголовок безо всяких цифр и прочих приписок, игнорирование предыдущих продолжений, уважительные поклоны оригиналу, перспективные талантливые деятели у руля при участии людей более именитых и заслуженных. Кроме того, во все проекты всерьез вложились крупные компании (студии, телеканалы, стриминги), рассчитывая на соответствующую отдачу. И отдачу более-менее все получили. По крайней мере, нельзя сказать, что какой-то из перезапусков однозначно провалился.

«Хэллоуин заканчивается»

А дальше «Хэллоуин» утратил четкий ориентир, сбился с курса и куда-то покатился. Потому что вот был внятный, обладающий беспроигрышным потенциалом замысел: стравить спустя 40 лет Майкла Майерса с недобитой им тогда Лори Строуд, которая все это время жила с жаждой мести, закалявшей и вместе с тем съедавшей ее изнутри. И вот этот замысел вроде бы реализован. Но впереди еще два фильма по контракту, а ничего столь же беспроигрышного или хотя бы внятного не придумалось. 

Так, вторая часть, «Хэллоуин убивает», трансформировалась в социальный комментарий то ли на тему культуры отмены, то ли на тему BLM, то ли про что-то еще насущное. Мысль там транслировалась, впрочем, ценная: массовая истерия порой бывает пострашнее любого Майкла Майерса. Однако проиллюстрирована она была в жанре карикатуры, то есть в жанре сугубо комедийном, что сбивало с толку.

Майкл Майерс выглядел все так же неимоверно круто, выгодно выделяясь на фоне поголовно глупых импульсивных граждан, которыми фильм густо населили. Тем самым, по-видимому, невольно Грин и МакБрайд еще сильнее настраивали зрителя на мизантропический лад, заставляя болеть за душегуба. В результате «Хэллоуин убивает» все равно собрал внушительную сумму, но уже куда менее внушительную, чем первый (то есть второй, то есть одиннадцатый, ну вы поняли) «Хэллоуин».

«Хэллоуин заканчивается»

«Хэллоуин заканчивается» наметившиеся ранее пагубные тенденции закрепляет и усугубляет. Если в прошлой части на задний план была задвинута Лори Строуд, то теперь и сам Майкл Майерс вынужден ошиваться где-то на задворках (в том числе буквально), а в центре внимания теперь – история любви неудачника с неустойчивой психикой и внучки Лори Строуд по имени Эллисон, которой так же не мешало бы у специалиста провериться. Тогда как диагноз человечеству лишний раз подтверждается: несмотря на то, что массовая истерия спала, жители городка Хэддонфилда остались сплошь токсичными подлецами.

Удивительным маршрутом проследовала трилогия «Хэллоуин» – от нового эталона (при всех оговорках) жанра слэшер до мелодрамы про двух травмированных юнцов, непонятых окружающими. Ведь именно так должна уйти в вечность легендарная серия про Майкла Майерса – фильмом, в котором Майкл Майерс практически отсутсвует, зато присутствует не знающая преград и не вполне здоровая великая любовь. Впрочем, сами создатели, похоже, в какой-то момент осознали, что нагородили несусветную ерунду, мелодраму спешно свернули и в гранд-финале устроили Лори Строуд и Майклу Майерсу очередной матч-реванш. Чтобы последнего уже наверняка отправить в небытие.

«Хэллоуин заканчивается»

Таким образом, трилогия «Хэллоуин» чем-то напоминает диснеевскую трилогию «Звездных войн». Там ведь Джей Джей Абрамс тоже многообещающий, казалось бы, фундамент заложил, притом фактически не привнеся во вселенную ничего нового, а лишь красиво переупаковав старое доброе. Но наметить конечную цель заранее никому в голову не пришло, из-за чего начались неконтролируемые шатания. Как следствие, предприятие обернулось грандиозным конфузом, провалом, недоразумением (нужное подчеркнуть).

Кажется, перед авторами «Хэллоуина» задача стояла не в пример легче, но это лишь на первый взгляд. На самом деле – наоборот. Вот вам мужик с ножом в маске, сделайте так, чтобы он на протяжении трех подряд фильмов всех убивал и чтобы это было не банально, никому не надоедало и приносило многомиллионные барыши. Джейми Ли Кертис и музыка Карпентера вам в помощь. Сколько раз что-то подобное вообще кому-то удавалось? Пальцев одной руки точно хватит пересчитать. А за последние лет 20, после «Крика 3», и вовсе, пожалуй, не удавалось никому.

«Хэллоуин заканчивается»

Дэвид Гордон Грин и его соратники намудрили, конечно. Решили мужика в маске переизобрести. Причем не единожды. А ну как он, допустим, не олицетворение неумолимого фатума, каким его задумывал Джон Карпентер, а метафора болезни общества? Или он просто обычный мужик, и на его месте может быть кто угодно, хоть вон тот паренек? Но ни одно из выдвинутых предположений толком не докручивается до чего-то осмысленного, а второе вообще опровергается почти сразу же. Эти творческие метания, кстати, даже отражены в последнем фильме: там есть сцена, где Лори Строуд пишет книгу и никак не может определиться, каким словом обозначить своего заклятого врага, задумчиво перебирая различные варианты.

Переизобрести Майкла Майерса не вышло, потому что образ этот сам по себе слишком сильный, чтобы кто попало его по собственному усмотрению перекраивал. Майклу Майерсу все равно, что там кто насчет современного общества себе думает и какие идеи желает транслировать. Майкл Майерс неразумных обывателей на экране мочил, мочит и будет мочить. Трилогия, спродюсированная конторой Джейсона Блума, многомиллионные барыши принесла и влияние на дальнейшее развитие жанра оказала, за что ей отдельное большое спасибо. Но это всего лишь один из этапов на пути Майкла Майерса, уже оставшийся позади. А что впереди у Майкла Майерса, то ведомо одному лишь Майклу Майерсу.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Комментарии  

Комментарии

Загрузка....
Вы все прочитали

Next page

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: