Рассказываем, почему игровой ремейк культового мультсериала опять не получился.
Когда-то четыре народа жили в мире, но однажды народ огня развязал войну, а Аватар, властелин четырех стихий и единственный, кто мог что-нибудь с этим сделать, в самый ответственный момент куда-то пропал. Спустя сто лет его откопали в сугробе двое представителей коренного северного народа и отправились вместе с ним на летающем зубре спасать мир. Правда, ему предстояло еще всякому разному научиться, потому что он, как внезапно оказалось, всего лишь мелкий лысый пацан со стрелкой на лбу.
Каждый эпизод мультсериала «Аватар: Легенда об Аанге», выходивший с 2005 по 2008 год, предварял один и тот же текст, который в вольном изложении приведен выше. В этих нескольких предложениях, снабженных лаконичными иллюстрациями, содержится вся информация, необходимая для того, чтобы вникнуть о чем, собственно, идет речь. Решение поистине гениальное в своей простоте: краткий брифинг прослушал – и сразу в курсе дела. Благодаря чему «Аватара» можно смотреть буквально с любой серии.
Там же, в опенинге, сразу демонстрировались основные достоинства шоу. Первое – это фэнтезийный сеттинг, не слишком сложный, но небанально и здорово придуманный, к тому же оригинально обставленный в паназиатском стиле, который скомпилирован из обывательских представлений о древних и многообразных культурах стран Востока. Ну, знаете, все эти смешные костюмы, домики с изогнутыми крышами, затейливая мифология, боевые искусства. И конечно, аниме. В честь чего у всех персонажей мультика большие глаза и все они чересчур бурно выражают свои эмоции, утрированно гримасничая.
Второе основное достоинство – убойный сплав упомянутых боевых искусств и магии. Когда наделенные особыми сверхъестественными способностями волшебники (на самом деле правильнее было бы называть их укротителями стихий) сходятся в бою и совершают замысловатые кунг-фу-движения, одновременно швыряясь файерболами, здоровенными каменюками, ледышками или запуская воздушные смерчи. Это всегда сплошной восторг. А то, бывает, случаются и настоящие масштабные батальные сцены с участием военной машинерии, включая танки и железные корабли, вооруженные тяжелыми пушками.
Кроме того, в мультфильме наличествовало и все остальное, чему полагается наличествовать в рассчитанном на любовь широкого круга потребителей фэнтези. Политические интриги, пафос, коварные злодеи, фантастические твари, внезапные сюжетные повороты и так далее. Вдобавок «Аватар» был еще и драмой взросления – поднимал всякие серьезные темы, что было, однако, уравновешено дурашливым юмором в изобилии. Поэтому его хорошо знают и любят по всему миру, в том числе у нас. А поскольку его всюду хорошо знают и любят, это, по законам современного капитализма, обязательно должно быть использовано для извлечения прибыли.
Переработать мультсериал в игровой формат уже один раз пытались. Рулить проектом тогда поручили М. Найту Шьямалану, и результат был ужасный по всем параметрам. Фильм получился не просто плохим, а вопиюще, смехотворно плохим, провалился в прокате и собрал целую коллекцию из «Золотых малин». Спустя 8 лет после этого позора стриминговый гигант Netflix анонсировал собственный игровой ремейк, назначив на позиции шоураннеров создателей оригинала. Правда, пару лет назад они вдрызг разругались с боссами платформы на почве творческих разногласий, что не могло не вызвать тревоги фанатов.
С другой стороны, и без того давно всем известно: если Netflix берется за адаптацию чего угодно, имеющего сколько-нибудь обширную базу фанатов, в итоге эти самые фанаты, скорее всего, будут рыдать. Примеров тому тьма, взять хоть «Ведьмака», хоть «Обитель зла», хоть любой из их ремейков аниме-сериалов. Вот и «Легенда об Аанге» в эту тенденцию скорее вписалась, чем стала исключением. Впрочем, справедливости ради, на сей раз не все так уж плохо.
По крайней мере, в «Аватаре» от Netflix формально есть (почти) все то, что было в оригинальном сериале и за счет чего он снискал такую популярность. Симпатичная лубочная азиатчина, пацан со стрелкой на лбу, кунг-фу с файерболами. Сюжет плюс-минус тот же за вычетом несущественных корректировок, те же персонажи и отношения между ними. Ну и вместо аниме – живые актеры и CGI. И все заметно длиннее, смурнее и скучнее. Скучнее – в немалой степени оттого как раз, что длиннее. Там-то серии были компактные, по 20 минут с небольшим, а тут – и по часу некоторые. Соответственно, чтобы чем-то заполнить раздутый хронометраж, туда нагнали кубометры первостатейной духоты.
В свободное от экшена время все подряд непрестанно ноют, жалуясь друг дружке на свою тяжелую жизнь. Добрая половина диалогов из такого нытья состоит. Каждый встречный, будь он персонажем самого распоследнего плана, обязан поведать нам свою слезливую историю о том, как он потерял всех своих родных из-за проклятой войны, или что-нибудь в этом духе. Резюмировав в заключение, что мир устроен очень непросто и нужно порой принимать очень непростые решения. Тем более когда ты Аватар. В таком случае тебе не повезло вдвойне, поскольку быть Аватаром вообще участь незавидная, врагу не пожелаешь. Все вокруг от тебя чего-то хотят, в чем-то обвиняют, дают противоречивые установки, и никого не волнует, что ты всего лишь 12-летний мальчик.
Не волнует это в том числе и самих авторов сериала, в котором для драмы взросления места не оказалось. Аватар Аанг в игровом ремейке только с виду ребенок, а внутренне он уже сразу взрослый, достаточно мудрый и мудростью своей охотно делится с окружающими, что духоты прибавляет дополнительно. Дурашливый юмор также везде старательно вычистили, потому как не время смеяться, война нынче. Оставили лишь кое-где неуклюжую романтику, да и та, возникая из ниоткуда, непременно заканчивается актом самопожертвования. Сплошной мрак, короче говоря. Как будто главнейшим принципом, которым в процессе производства сериала все руководствовались, был принцип «чем угрюмее – тем лучше». Ведь с детским фэнтези это всегда работает.
Нет, справедливости ради, местами и правда работает. В бестиарии что ни экземпляр – прелесть несусветная. Свирепый кротобарсук, многоногий и многоликий демон Кох, гигантская водяная годзилла – все как на подбор жуткие, внушительные. Сцены массовых разрушений и жестоких расправ посредством магии огня тоже исполнены впечатляюще: фашисты-огнепоклонники натурально людей заживо сжигают. В какие-то минуты «Аватар» действительно ощущается как взрослое темное фэнтези, такая «Игра престолов» с драками в стиле кунг-фу-колдовства, поистине зрелищными притом. Но по большей части все равно не отличается от любого современного жанрового аналога и не тянет на самостоятельное произведение. Походит скорее на тусовку любителей косплея на фоне неестественно вылизанных, сгенерированных при помощи компьютера задников.
Комментарии