Ликуйте, фанаты Бэтмена, блокбастеров и необычного авторского кино: 30 января Кристиан Бэйл отмечает 50-летие. Многие наслышаны о его невероятных физических трансформациях – Бэйл неоднократно подвергал свое многострадальное тело нагрузкам, то теряя вес для «Машиниста», то набирая его для «Аферы по-американски», то превращаясь в странного чудика со шрамами для «Амстердама». Но наш рассказ не об этом.
Путевкой в жизнь для Бэйла еще на закате 1980-х стала военная драма Стивена Спилберга «Империя солнца», которая распахнула перед Кристианом двери в большое кино. Причем он – далеко не единственный популярный артист, пробившийся в люди благодаря Спилбергу. О самых известных его «воспитанниках» мы и решили поведать, лишний раз убедившись, что замечательный режиссер – мастер не только находить свежие таланты, но и блестяще раскрывать их потенциал.
Будущий Темный рыцарь, Джон Коннор, машинист, боец и обладатель «Оскара» мечтал об актерской карьере с 10 лет. Шанс проявить себя представился ему в 1986 году: в телефильме «Анастасия: Загадка Анны» Бэйл сыграл царевича Алексея, сына Николая II и наследника российского престола (расстрелян в 1918-м). И так поразил исполнительницу главной роли Эми Ирвинг, по счастливому совпадению еще и жену Спилберга, что та незамедлительно посоветовала супругу повнимательнее приглядеться к юному дарованию.
А супруг уже с ног сбился, выискивая идеального ведущего актера для военной драмы «Империя солнца». Фильм по роману Джеймса Балларда предлагал взглянуть на трагичные события Второй мировой глазами обычного школьника, оказавшегося в японском плену. На роль претендовали порядка 4 тысяч мальчишек в возрасте от 10 до 15 лет, но Кристиан превзошел всех. По словам продюсера Кэтлин Кеннеди, в нужные моменты он фокусировался на своем персонаже и рабочем процессе, хотя оставался абсолютно естественным и импульсивным.
Фильм снимался в Китае и поражал монументальным размахом даже по спилберговским меркам. Еще и длился 2,5 часа. Тащить такое произведение на своих плечах – вызов для любого маститого актера. Чего уж говорить о 13-летнем парнишке, вовсе не имевшем подобного опыта. Бэйл блестяще справился со сложнейшей задачей, хотя мгновенно нахлынувшая слава доставила ему немало психологических проблем. Но это лишь сделало его сильнее. И помогло стать одним из наиболее востребованных и самоотверженных артистов современности.
Возможно, это самое обожаемое зрителями творение Стивена Спилберга, бессмертный фильм о дружбе симпатичного пришельца и 10-летнего мальчика Эллиота. Однако выбор актера на главную роль оказался далеко не таким безмятежным и воодушевляющим, как история о потрясающем спасении инопланетного гостя. 12-летний мальчишка, которому вначале отдала предпочтение кастинг-директор Марси Лирофф, был тем еще негодником. Несмотря на юный возраст, он без конца качал права и доводил членов съемочной группы до белого каления. Поэтому от его услуг деликатно отказались.
Следующего кандидата предложил художник-постановщик Джек Фиск, постоянный соратник Дэвида Линча. В 1981-м он выпустил дебютную режиссерскую работу «Бродяга» с участием начинающего актера Генри Томаса. Его не по годам проникновенная игра произвела неизгладимое впечатление на Фиска, и вскоре мальчик уже предстал перед пристальным взором Спилберга. Он был фанатом «Индианы Джонса» и мечтал поболтать о Харрисоне Форде. Вместо этого ему пришлось зачитать требуемые строчки и добавить немного импровизации.
«Роль твоя, малыш», – в итоге выдавил Спилберг, утирая слезы. Во время проб ребенок думал об умершей собаке и плакал. Искренность его эмоций околдовала режиссера, и «Инопланетянин» обрел своего героя. Томас же продолжил активно сниматься. В 1980-х он работал с Милошем Форманом, в 1990-х – с Эдвардом Цвиком, в 2000-х – с Мартином Скорсезе. А в последние годы стал одним из актеров-талисманов Майка Флэнагана, появившись в «Игре Джералда», «Докторе Сне», «Призраках дома на холме», «Призраках усадьбы Блай», «Полуночной мессе» и «Падении дома Ашеров».
Еще одной находкой «Инопланетянина» стала Дрю Бэрримор, сыгравшая Герти, непоседливую сестренку Эллиота. Сперва визитер из далекой-далекой галактики не на шутку напугал ее, но вслед за братом и она попала под чары инопланетянина и помогла ему спастись от противных взрослых.
Вообще-то Бэрримор – крестница Спилберга, но в картину она пролезла исключительно благодаря таланту. До «Инопланетянина» она проходила пробы на другой проект, хоррор «Полтергейст». И при встрече со Спилбергом, который являлся его сценаристом и продюсером, с три короба наплела, что наяривает на ударных в рок-группе (Дрю, на секундочку, было 7 лет). Спилберг не поверил, зато позвал лжебарабанщицу попробовать свои силы еще в одной ленте, над которой он как раз упорно работал.
Бэрримор боялась, что столь наглая ложь настроила режиссера против нее и он даже не подумает позвонить маленькой обманщице. А тот взял и позвонил. Дрю успешно прошла прослушивание и подарила фильму незабываемый образ, а буквально через два года вновь во всеуслышание заявила о себе ролью девочки со сверхспособностями в триллере «Порождающая огонь». С тех пор Бэрримор ежегодно снималась в нескольких картинах и ворвалась в новое тысячелетие в статусе звезды «Ангелов Чарли».
Гвинет Пэлтроу, экранная возлюбленная Тони Старка и обладательница «Оскара» за роль во «Влюбленном Шекспире», – другая звездная крестница Спилберга. И до 19-летнего возраста о ней никто и слыхом не слыхивал, хотя она играла в театре и снялась в одном телефильме (благополучно забытая вещь под названием «Высота»).
Однажды Гвинет с родителями в компании Спилберга сходила в кино на «Молчание ягнят». И после сеанса, пока они ехали в автомобиле, безостановочно рассуждала о сюжетных перипетиях и демонической харизме Энтони Хопкинса. Спилберг изучал ее в зеркале заднего вида, и когда на лице Пэлтроу мелькнуло испуганное выражение, режиссера вдруг осенило: да ведь Гвинет – идеальная Венди Дарлинг! Та самая девушка, которую Питер Пэн утащил вместе с братьями в волшебную страну Нетландию.
В то время Спилберг набирал актерский состав для приключенческого фильма «Капитан Крюк», рассказа о повзрослевшем Питере, где Венди предстала в образе почтенной старушки (ее сыграла Мэгги Смит – профессор МакГонагалл из «Гарри Поттера»). Однако на экране появилась и ее юная версия – в исполнении Пэлтроу, которая не остановилась на достигнутом и после нескольких проходных ролей блеснула в триллере Дэвида Финчера «Семь» (1994). А оттуда и до «Оскара» было рукой подать.
К концу 1990-х Мэтт Дэймон успел завоевать «Оскара» за лучший сценарий (к «Умнице Уиллу Хантингу» на пару с Беном Аффлеком), а также поработать с Кевином Смитом («В погоне за Эми») и Фрэнсисом Фордом Копполой («Благодетель»). Но ему отчаянно не хватало взрывного проекта, позволившего бы его имени прогреметь на весь белый свет. Такого, как «Спасти рядового Райана», блокбастера об американских военных, которые в 1944 году после высадки союзников в Нормандии отправились на поиски пропавшего солдата (собственно, Райана).
Дэймон мечтал сняться в этой картине и даже послал заинтересованным лицам пленку с записанными пробами. Ответа, правда, не получил и был готов пасть духом… пока Робин Уильямс, коллега Мэтта по «Умнице Уиллу Хантингу», не пригласил его на встречу со Спилбергом. Без всякой задней мысли и конкретных кастинг-задач – Уильямс просто считал, что младшему товарищу не помешает повидаться с выдающимся постановщиком.
«А я вас откуда-то знаю», – заявил Спилберг, оказавшись лицом к лицу с Мэттом. Чуть позже выяснилось, что режиссер запомнил его по ленте Эдварда Цвика «Мужество в бою» (1996). Еще бы, такого трудно не запомнить – для роли бывшего солдата, подсевшего на наркотики, Дэймон сбросил 18 килограммов. При просмотре того фильма Спилберг понял, что подобного парня он и искал. Не звезду мирового масштаба, но обаятельного молодого человека с внешностью типичного американца.
С учетом того, что Мэтт прибавил в весе и перестал напоминать ходячий скелет, все сложилось как нельзя лучше и для актера, и для режиссера. Фильм вышел превосходным, а Дэймон стал регулярно появляться в хитах вроде «Талантливого мистера Рипли», «Одиннадцати друзей Оушена» и «Идентификации Борна».
В 2023-м Олден Эренрайк появился в убойном «Кокаиновом медведе» и грандиозном «Оппенгеймере», в 2020-м исполнил главную роль в сериале «Дивный новый мир» по культовой антиутопии Олдоса Хаксли, а в 2018-м сыграл неунывающего пилота Соло в блокбастере «Хан Соло: Звездные войны. Истории». До этого он отметился ролями у Уоррена Битти, братьев Коэн, Вуди Аллена и Фрэнсиса Форда Копполы – дважды. У Спилберга Эренрайк не снимался, во всяком случае, пока. Однако именно Стивен представил Олдена Копполе, который и распахнул перед ним двери в большое кино.
А началось все с потешного ролика, записанного будущим капитаном «Сокола тысячелетия» в 14 лет. Причем записанного по просьбе дочери Спилберга Саши (не путать с российским видеоблогером). По сюжету – если подобное понятие вообще применимо к такому проекту – Олден вламывался к Саше домой, напяливал ее одежду и сочинял песню.
Выглядело все это совершенно по-идиотски, и Эренрайк не обрадовался, когда через несколько лет дурацкий ролик в шутку запустили на празднике в честь бар-мицвы Сашиного приятеля, на котором присутствовал и Спилберг. К удивлению собравшихся, актерские таланты Олдена впечатлили четырехкратного лауреата «Оскара», и вскоре горе-взломщик уже пожимал руку Копполы, готовясь к съемкам в стильной черно-белой драме «Тетро» (2009).
Судьба 22-летней Рэйчел Зеглер, звезды «Вестсайдской истории» и «Баллады о змеях и певчих птицах», – прекрасный пример того, как упорство и щепотка везения помогают заветной мечте стать явью. Рэйчел родилась и выросла в Нью-Джерси, активно участвовала в школьных театральных постановках и в 2018 году завирусилась в социальных сетях, опубликовав хитовое видео с кавером на песню Shallow из ленты «Звезда родилась».
Через соцсети Зеглер и вышла на Стивена Спилберга, который разместил объявление о поиске молодых людей для нового мюзикла (точнее, ремейке старого, 1961 года). Девушке пришлось пройти жесточайший отбор: на главную женскую роль в «Вестсайдской истории» претендовали 30 тысяч актрис. Но Рэйчел оказалась для Спилберга единственной и неповторимой.
До подлинно всемирной известности Зеглер еще далеко, но ее последние проекты внушают как минимум оптимизм. И если в сиквеле супергеройского фильма «Шазам!» она исполнила второстепенную (пусть и важную) роль, то в новой «Белоснежке» все внимание будет приковано исключительно к ней. Ну и славно – симпатичных принцесс много не бывает.
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…