Рассказываем, почему стоит обратить внимание на новый отечественный проект со звездным составом.
В начале апреля на платформе «Смотрим» стартовала детективная драма «Загляни ему в голову», рассказывающая о криминальном психиатре, который обладает невероятным даром – он может в буквальном смысле влезть в голову другого человека. Пилот сериала представили на фестивале Original+, где он получил достаточно прохладные отзывы критиков. «КиноРепортеру», впрочем, проект приглянулся еще тогда. И о том, почему ему все же стоит дать шанс, мы подробно рассказываем ниже.
Всевозможные профайлеры, которые раньше обнаруживались разве что в специальных подразделениях ФБР, постепенно заполняют отечественные экраны. Так, в марте завершился пятисерийный триллер «Внутри убийцы», где ведущей героиней стала консультант по поведенческому анализу Зоя Волгина (подробнее о нем мы писали здесь). И вот сразу следом за ним выходит «Загляни ему в голову», где центральной фигурой является криминальный психиатр Валерий Лунин (Кирилл Жандаров).
Лунин – человек, который, несмотря на профессиональные заслуги, до поры до времени остается в тени коллег. Причины подобной изоляции (его рабочее место в отделе кадров и правда напоминает большой аквариум) становятся очевидны с первых минут знакомства: герой отличается резкой категоричностью суждений, что большинство окружающих принимает за заносчивость, вызывающим оторопь цинизмом и резкими перепадами настроения. А еще нежеланием объяснять свои выводы: мимолетных контактов для того, чтобы обрисовать всю клиническую картину, ему все равно не хватает. И зачем, спрашивается, время терять?
Очарования, впрочем, ему тоже не занимать, иначе какой из него протагонист? Поначалу Жандаров играет своего героя с заметным, но осторожным интересом: он балансирует между желанием подстроиться под смелую фантазию сценаристов и необходимостью вписаться в телевизионный формат.
Заточенность сериала под определенные медиапространства и целевую аудиторию проявляется на всех уровнях – от сюжетных нестыковок до ракурсов камеры и мелодраматического саундтрека. И хотя с визуалом создатели экспериментируют охотно, чаще всего это лобовые решения, которые на контрасте с драматическими событиями иногда приобретают нежелательную комедийную тональность. Да и премиальной элегантности от проекта ждать точно не стоит: он отдает скорее легкой экстравагантностью.
С одной стороны, происходящее сводится к определенному жанровому шаблону, чтобы упростить процесс восприятия. С другой – все время поддерживается градус интриги, дабы зритель не заскучал и не отключился во время очередной рекламной паузы. Именно поэтому шок-контента в сериале хватает: например, в первой серии сотрудник полиции неожиданно для самого себя открывает огонь по своим, во второй происходит вооруженное ограбление банка, а в третьей у маньяка, терроризирующего город, появляется опасный подражатель.
Не слишком тривиальные для телевизионного продукта ситуации встречаются и дальше. Но куда любопытнее то, как авторы используют основополагающий элемент шоу – умение главного героя за считаные секунды оказываться на месте другого человека. Механика этого действия объясняется пунктирно, отчего воспринимается как полумагический акт. Чтобы не уходить в откровенную фантастику, герои вынуждены фокусироваться не столько на причинах чьего-либо поведения (хотя времени для зрительских догадок отводят достаточно), сколько на попытках разобраться с последствиями того или иного деяния. Актерам приходится находить пространство для самых разных эмоциональных выплесков.
Тот же Лунин, например, всегда в авангарде событий и всегда несет прямую ответственность за свои решения, часто непопулярные. Ему по должности противопоказано сглаживать острые углы, а откровенные намеки на проблемы с ментальным здоровьем и без дополнительного давления извне превращают его в оголенный провод. Но и от суровой действительности не отрывают: при всей чудаковатости он хорошо понимает реальность и, что куда важнее, умеет на нее влиять.
Не слишком активно идет на сближение с новым коллегой следователь Арина Солодовникова (Мария Валешная), которая с головой погружается в нервную и опасную работу, вместо того чтобы планировать счастливую семейную жизнь с мужем Матвеем (Алексей Демидов). В первой серии последний предстает карикатурным «красным флагом», пусть и относительно безобидным. Но уже в начале второй заметно очеловечивается, а в дальнейшем и вовсе превосходит экранную супругу сразу в нескольких отношениях.
Быстро раскрывается и автор скандального криминального блога Дарья Драпова: Дарья Урсуляк с очевидным удовольствием носит кожу и агрессивный макияж, демонстрирует активную гражданскую позицию и явно скрывает темное прошлое. А еще всеми силами пытается выбить Лунина из равновесия. Пока что грубые провокации обращаются против нее самой, но стоит немного подождать, чтобы увидеть, как будут развиваться события. В конце концов точки невозврата в этом сериале дело обыденное.
В качестве рабочих зрительских приманок – интригующая сюжетная завязка и оригинальные преступления, россыпь звезд в кадре (Трубинер, Пореченков, Розанова, Охлобыстин, Толкалина, Цапник и многие другие) и на удивление внятный социальный комментарий. А вот чрезмерная экспрессия, заезженные типажи и достаточно условное изображение работы правоохранителей могут как привлечь, так и отпугнуть потенциальную аудиторию (нельзя, однако, отрицать, что без них художественное произведение потеряло бы остроту).
Кроме того, «Загляни ему в голову» явно играет вдолгую – финальные серии выйдут только в конце мая. Поэтому сейчас главный вопрос заключается в том, сумеют ли все причастные обойтись без эмоциональных перегибов и пошлого гротеска. Ведь если герои, на которых держится сюжет, в объеме и правдоподобии не потеряют, а прибавят, можно будет заключить, что со своей сверхзадачей они справились. Ну а если все останется так, как есть, у определенной доли зрителей все равно появится новое guilty pleasure.
Комментарии