Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors
Search in posts
Search in pages
Слушать подкаст
|
КиноРепортер > Кино > «Вонка»: Сладкая сказка о несладких проблемах малого бизнеса

«Вонка»: Сладкая сказка о несладких проблемах малого бизнеса

30 января 2024 /
«Вонка»: Сладкая сказка о несладких проблемах малого бизнеса

Тимоти Шаламе создает шоколадный стартап и дает отпор подлым капиталистам.

Добряк-путешественник Вилли Вонка (Тимоти Шаламе) после долгих странствий возвращается в родные европейские пенаты, чтобы потратить нехитрые сбережения, а потом поднять куда больше, открыв шоколадный магазинчик. И нехитрые сбережения он спускает мгновенно. Казалось бы, теперь дело за малым: уникальные рецепты разработаны, ингредиенты припасены, даже хлебное местечко для магазина найдено. Но здешним акулам бизнеса не по душе грядущий взлет дерзкого конкурента. Вот и решают они сплести вокруг него сеть гнусных интриг, чтобы спесь с выскочки сбить и свои предприятия сохранить.

Успех мюзикла «Вонка» – а он однозначно преуспел, собрав почти полмиллиарда при бюджете $125 млн – объясняется целым рядом факторов. И первый из них очаровательно прост: на самом деле этого фильма никто особо не ждал. «Чарли и шоколадная фабрика» Тима Бертона – прелестное кино. Как и «Вилли Вонка и шоколадная фабрика», более ранняя экранизация одноименной повести Роальда Даля (вы наверняка видели кадр с Джином Уайлдером, ставший основой для мемов). Но так ли уж нужен человечеству приквел знакомой истории, что вновь окунет нас в патоку развеселых песенок, цветастых костюмов и манящих сладостей? С учетом того, что человечество смертельно устало от приквелов, сиквелов и прочих спин-оффов, изголодавшись по оригинальным проектам.

Так вот, вскоре выяснилось, что приквел был действительно нужен. Только мы сами об этом не подозревали. Как ведь оно обычно бывает: ждешь с нетерпением какой-нибудь многообещающий блокбастер, дни в календарике зачеркиваешь, а потом этот блокбастер такой халтурной ерундой оказывается, что негативный сарафан не заставляет себя долго ждать. Ситуация с «Вонкой» обратна. Чем меньше себя накручивали любители творчества Даля и талантов артиста Шаламе, тем приятнее было убедиться, что фильм-то классный! Избежав синдрома завышенных ожиданий, «Вонка» принялся постепенно выкладывать на стол козыри. Те самые факторы успеха, о которых мы обмолвились ранее. И один из важнейших, конечно, связан с упомянутым кудряшом Шаламе.

«Вонка»

Публика привыкла к тому, что Тимоти в последнее время увяз в серьезных ролях, изредка изменяя им ради легкомысленного флирта с творениями Вуди Аллена или Уэса Андерсона. А так – «Дюна», «Целиком и полностью», затем «Дюна: Часть вторая», байопик про Боба Дилана за авторством Джеймса Мэнголда – сплошь драмы, не самые простые для восприятия. И тут, как чертик из карамельной табакерки, выскакивает вдруг Вонка, неунывающий кудесник, который мечтает накормить шоколадом весь мир, лихо отплясывает да напевает you’ve never had chocolate like this. Ласкает, словом, и слух, и глаз, и сердечко. Создать столь обаятельный образ – ничуть не менее (а то и более) впечатляющее мастерство, чем сыграть хмурого Избранного с планеты Арракис. И Шаламе блеснул подобным мастерством на зависть диванным хейтерам.

К тому же сам Вилли здесь куда безобиднее Вонки с лицом Джонни Деппа, который старался соответствовать формату детского кино, но постоянно напоминал, что снял то кино гуру страшилок Тим Бертон. А в основе его лежала проза Роальда Даля, чьи фантазии тоже способны выбить из колеи юных читателей. Вспомните хотя бы жутких колдуний из «Ведьм». Неудивительно, что от ослепительной ухмылки Деппа, смахивающей на плотоядный оскал Чеширского Кота, по коже нет-нет да и пробегал неуютный холодок. Новый Вилли же – воплощение разумного-доброго-вечного, до мозга костей положительный герой без темной стороны, зато с трагедией за плечами: шоколадный магазинчик он открывает в память о покойной маме.

«Вонка»

Причем в пушистости ведущего персонажа нет ничего зазорного. Ему охотно сопереживаешь без задней мысли, благо за злодейские козни и так есть кому отвечать. Это и гильдия коварных шоколатье во главе с Артуром Слизерсом (Пэтерсон Джозеф), и коррумпированный полицейский (Кигэн-Майкл Ки), за сласти готовый душу продать, и скользкий священник-шокоголик, благодаря которому мы можем испытать редкое удовольствие от созерцания на экране ужимок Роуэна Аткинсона. Ну а подлее и колоритнее всех – пакостный дуэт мисс Стиркит и мистера Хлоркета (Оливия Колман плюс Том Дэвис), обманом превращающих постояльцев своего пансиона в дешевую рабсилу в прачечной.

Это подталкивает нас к ключевому посылу «Вонки», который сводится отнюдь не к тому, что прошлое надо отпускать, о будущем не грех помечтать, а в настоящем следует понимающе относиться к ближнему своему. Подобные идеи, конечно, в ленте тоже имеются – в волшебных сказочках без них никуда. Режиссер Пол Кинг (дилогия «Паддингтон») проговаривает их без излишней навязчивости, но с юмором, теплом и таким, знаете, дружеским похлопыванием по плечу, которое впору ожидать только от действительно близкого товарища. Но когда волшебство развеивается, слезинки высыхают, а шоколадные крошки тают на языке, «Вонка» превращается (внезапно!) в пламенный революционный манифест и обличает пороки капиталистического общества со страстью, поистине удивительной для беззаботного мюзикла.

«Вонка»

Пороки эти вполне типичны и для массы обычных людей. Зависть, жадность, черствость, серость, категорическая невосприимчивость к свежим веяниям. Здесь же их носителями становятся не простые смертные, но биг боссы из бизнес-кругов, контролирующие аппарат власти в лице тех же шефа полиции и священника (последний стоит на страже тайника, где хранятся несметные шокобогатства). Неподалеку притаились и Стиркит с Хлоркетом, воротилы чуть меньшего масштаба, но ничуть не меньшей беспринципности. Все эти скверные товарищи спят и видят, как бы надуть честных граждан. В особенности, улыбчивого гражданина в цилиндре, который в рамках дегустации бесплатно раздает вкусняшки всем желающим и вообще намеревается сделать их доступными для каждого. Ишь, коммунист выискался.

Таким образом, налицо целая система угнетения, низшим (во всех смыслах) уровнем которой является прачечная, где корпят объегоренные бедолаги, а высшим – шоколадный бутик Слизерса, денно и нощно раздумывающего, какую бы еще каверзу учинить этому Вонке. Как и любой уважающий себя антагонист, Слизерс не мелочится. И от банальной порчи имущества переходит к попыткам физического устранения конкурента, точно заправский гангстер из сериала «Сопрано». А в решающий миг его планам мешает еще один капиталист: представитель крошечного народа умпа-лумпа (блистательный Хью Грант в зеленом парике), который хочет стрясти с Вонки гигантские шокопроценты за украденные у него какао-бобы.

«Вонка»

Среди этих алчных акул и лавирует бедный-несчастный Вилли Вонка, романтичный юноша, слишком чистый и непорочный для жестокого реального мира. Но добрая мечтательность и святая вера в процветание своей лавки чудес помогают парню горы свернуть, а нам с вами – проникнуться рождественским настроением даже в тот момент, когда зима уже надоела, а до весны пока далеко.

Ведь сколько ни размышляй о насущных проблемах, что ловко завернул в пеструю обертку умница Пол Кинг, «Вонка» все равно остается сказкой, причем по-хорошему старомодного, классического образца. Где хватает шуток, сантиментов, фантазии и волшебства, но нет заигрывания с актуальными трендами, способными даже детский мюзикл превратить в агитку на злобу дня. Порой шоколад – это просто шоколад. И для нехитрого, но искреннего удовольствия этого предостаточно.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Комментарии  

Комментарии

Загрузка....
Вы все прочитали

Next page

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: