Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors
Search in posts
Search in pages
Слушать подкаст
|
КиноРепортер > Статьи > «Кейт и Лео», «Логан» и другие фильмы Джеймса Мэнголда

«Кейт и Лео», «Логан» и другие фильмы Джеймса Мэнголда

16 декабря 2023 /
«Кейт и Лео», «Логан» и другие фильмы Джеймса Мэнголда

К 60-летию режиссера вспоминаем его лучшие проекты, которые вы любите.

Имя Джеймса Мэнголда, скорее всего, ничего не скажет широкой публике. А зря: именно благодаря ему на свет появились такие жанровые хиты, как «Кейт и Лео», «Логан», «Рыцарь дня» и «Ford против Ferrari». А еще именно ему доверили снимать пятого «Индиану Джонса» – вместо самого Стивена Спилберга. Впрочем, преуспеть в кино Мэнголду было написано на роду – он родился в семье художников, сразу после выпуска из университета успел поработать в Disney (из-под его пера вышел мультфильм «Оливер и компания»), обучался у Милоша Формана и уже дебютным фильмом «Толстяк» (1995) завоевал несколько призов.

В дальнейшем Мэнголд с одинаковым рвением работал в самых разных жанрах: в его фильмографии есть пронзительные драмы и очаровательные ромкомы, приключенческое кино и байопики (о гонках и музыке!), вестерн, стилизованный под него кинокомикс и герметичный триллер. В общем, список внушительный, но к 60-летию режиссера и продюсера мы постарались рассказать о его лучших проектах. Сейчас постановщик занят музыкальным фильмом «Совершенный незнакомец», в котором Тимоти Шаламе играет Боба Дилана, а также супергероикой «Болотная тварь» для киновселенной DC. А еще за ним числится новый фильм по «Звездным войнам». Будет еще, что посмотреть. 

«Полицейские» (1997)

В это сложно поверить, но уже во втором своем фильме Джеймс Мэнголд собрал просто головокружительный актерский состав: в его «Полицейских» сыграли Сильвестр Сталлоне, Рэй Лиотта, Харви Кейтель, Роберт Де Ниро, Роберт Патрик и другие выдающиеся артисты (и работали они, кстати, за минимальную ставку). Действие разворачивается в вымышленном городке Гаррисон, где всем заправляют коррумпированные полицейские. Они пытаются замять должностное преступление, совершенное только начавшим работать офицером: в нетрезвом состоянии тот застрелил двух афроамериканских подростков и инсценировал самоубийство.  

В ситуации пытается разобраться лейтенант отдела внутренних расследований полиции Нью-Йорка (Де Ниро на этот раз оказывается по нужную сторону закона), однако Гаррисон находится в соседнем штате, и его полномочия ограничены. Просто так герой не сдается: теперь ему предстоит распутать целую сеть страшных преступлений. Режиссер шаг за шагом раскрывает глубины человеческой драмы, которую при всей приземленности нельзя назвать примитивной, а еще показывает своих героев живыми людьми, а не марионетками из того или иного лагеря. Этот крепкий криминальный неонуар из 1990-х практически не устарел и на сегодняшний день.

«Прерванная жизнь» (1999)

Одна из самых известных, но при этом неоднозначных киноработ Мэнголда. «Прерванную жизнь» раскритиковала автор мемуаров, на которых основана картина, но при этом роль отчаянной социопатки Лизы Роу принесла Анджелине Джоли 8 номинаций и 4 престижные премии, включая «Оскара» и «Золотой глобус». Экранной партнерше звезды, Вайноне Райдер, в этом плане повезло меньше. Однако на репутации актрисы роль Сюзанны Кейсен, молодой девушки с пограничным расстройством, тоже сказалась положительно. 

Действие разворачивается в психиатрической больнице, где оказываются сразу несколько пациенток, страдающих от различных заболеваний. Замкнутая система, где Сюзанна пытается выстроить новую жизнь, порождает химеры, вызванные ожесточенными обидами либо куда менее контролируемыми факторами. Атмосфера всеобщего нервного истощения подкрепляется ужасами карательной терапии и совершенно бессердечными издевательствами, однако финал все же возвращает героинь на светлую сторону.

«Кейт и Лео» (2001)

Очаровательное кино про любовь сквозь время, на съемках которого Джеймс Мэнголд впервые поработал с Хью Джекманом, – будущим Росомахой и «величайшим шоуменом». Здесь австралийский актер сыграл герцога из XIX века, который неожиданно оказывается в Нью-Йорке начала 2000-х и влюбляется в современную женщину (королева ромкомов Мег Райан). Несмотря на то, что картина полна обязательных для жанра поворотов и неловких ситуаций, именно эта предсказуемость играет «Кейт и Лео» на руку.

К этому фильму приятно возвращаться годы спустя – вызывая в памяти самые умилительные эпизоды или усаживаясь за повторный просмотр, точно зная, что он доставит удовольствие. Возможно, секрет в том, что в прокат лента вышла в канун Рождества – лучшее время для того, чтобы поверить в чудо. Кстати, стоит отметить и прекрасную музыку – баллада Стинга Until, написанная для фильма, завоевала премию «Золотой глобус» и номинировалась на «Оскара».

«Переступить черту» (2005)

Артхаус, неожиданно прорвавшийся в звездную лигу: кто бы мог подумать, что байопик Джонни Кэша заинтересует академиков? Заслуги музыканта перед кино, конечно, велики, однако обычно такие проекты скорее обречены на фестивальные показы. В случае с «Переступить черту» это правило не сработало: фильм с Хоакином Фениксом и Риз Уизерспун завоевал 3 «Золотых глобуса» – за лучшую женскую и мужскую роли, а также как лучший фильм (мюзикл или комедия). Кроме того, роль кантри-певицы Джун Картер принесла Уизерспун «Оскара». Феникс номинировался, но проиграл Филипу Сеймуру Хоффману из «Капоте». Впрочем, актеров выбирали сами Кэш и Картер: тем оставалось только оправдать столь высокое доверие. Поют они в кадре тоже сами (Хоакин вдобавок научился играть на гитаре).

Биографическая картина одинаково художественна и документальна, что является ее главным плюсом. В числе других преимуществ – тщательная реконструкция эпохи, эмоциональный накал и глубина характеров: для Мэнголда фигура Кэша была глубже стереотипов. «Ему пришлось найти диапазон своего собственного творчества и научиться управлять этой рекой тьмы, по которой он плыл», – говорил о музыканте режиссер. И добивался пересмотра сценария и делал все, чтобы экранизировать неуловимый «чувственный опыт», а не только сухие цифры и факты.

«Поезд на Юму» (2007)

Еще одна необычная работа Мэнгола – ремейк американского вестерна 1957 года «В 3:10 на Юму». Главные роли в картине исполнили Рассел Кроу и Кристиан Бэйл. Первый сыграл головореза Бена Уэйда, грабящего поезда со своей бандой. Второй – владельца небольшого ранчо Дэна Эванса. Жизнь фермера не сказать, чтобы беспросветна, но быстро движется в этом направлении: в семье нет понимания, а со стороны поджимают ушлые кредиторы. Чтобы заработать денег, Дэн соглашается стать одним из конвоиров Бена, которого арестовали в небольшом городке неподалеку.

Однако чем ближе Уэйд оказывается к виселице, тем меньше шансов у тех, кто его охраняет. Вынужденное ожесточенное противостояние раскрывает в Эвансе новые силы, однако это очень опасная игра, в которую герой вступает с позиции слабого. Своей неумолимостью и принципиальностью он заставляет других проникнуться уважением к себе, однако в равной схватке это не самое великое преимущество. Захватывающий, хоть и не самый динамичный фильм отлично держит зрительское внимание и удивляет хлесткими эпизодами – подобный жесткий тон, свойственный вестернам, режиссер позже использует в «Логане».

«Рыцарь дня» (2010)

Летняя безделушка, приятная как океанский бриз и совершенно ненавязчивая. Из главных развлечений – Кэмерон Диаз в красном бикини и Том Круз в плавках. Переодевания останутся за кадром, но спасать бесчувственного компаньона и шутить об этом герои будут не раз. Есть от чего потерять сознание: звезда «Маски» играет одинокую девушку Джун Хэвенс, которая дважды сталкивается в аэропорту с обворожительным секретным агентом Роем Миллером. Случайность выходит ей боком, и героиня оказывается вовлечена в сумасшедшую погоню за уникальным источником энергии.

Параллельно Джун пытается понять, кто же такой ее загадочный спутник, но в итоге от размышлений отказывается: ведь главное, чтобы человек хороший был. А уж если с ним шансы на спасение возрастают, то решение очевидно. Сценарий «Рыцаря дня» совершенно безалаберный, но не за этим в кино ходят на  приключенческое кино. В кадре – Испания, Австрия, Ямайка и невозмутимый Том Круз, еще не утомленный бесконечными «Миссиями», но уже достаточно наловчившийся в шпионско-боевых сценах.

«Логан» (2017)

Суровый и максимально приземленный кинокомикс о Росомахе (снова Хью Джекман), который должен был стать прощанием Логана со зрителями. К сожалению, не стал: несколько лет спустя австралиец согласился вновь вернуться к роли, поддавшись на уговоры своего друга Райана Рейнольдса. Впрочем, переменчивость Джекмана нисколько не умаляет достоинств самого фильма. «Логан» действительно изменил киноиндустрию. Он стал первым супергеройским фильмом, номинированным на «Оскара» за сценарий, и самым рецензируемым проектом по киновселенной «Людей Икс». А еще продвинул в массы кино с рейтингом R. 

Неудивительно, учитывая бесконечные боевые приемы и яростную атмосферу фильма, в котором Логан выполнял свой последний долг. В тональность мрачной безысходности отлично вписались линии других героев – дряхлеющего профессора Ксавьера (Патрик Стюарт) и мутантки Лоры (Дафни Кин), стремящейся выжить любой ценой. Даже поверить сложно, что «Логана» и предыдущую часть серии «Росомаха: Бессмертный» со Светланой Ходченковой в роли Гадюки снимал один человек – контраст разительный.

«Ford против Ferrari» (2019)

В конце 2010-х Джеймс Мэнголд взялся за очередной байопик, однако на этот раз он экранизировал историю, изменившую мир автогонок (и гоночного автомобилестроения заодно). Завязка проста: 1966-м Генри Форд II отдал распоряжение о создании собственного спорткара, способного обойти на соревнованиях машины, выпускаемые концерном Энцо Феррари. Финалом этого соперничества стала 24-часовая гонка во французском Ле-Мане. Однако до всех этих событий картина успевает погрузить зрителя во множество других, не менее важных для сюжета нюансов. Разыгрывают их Кристиан Бэйл и Мэтт Дэймон, исполнившие роли известных американских гонщиков и конструкторов Кена Майлза и Кэрролла Шелби.

При внушительном хронометраже в 2,5 часа Мэнголду удается соблюсти баланс между гонками и подготовкой к ним, корпоративными интригами и напряженным ожиданием на трассе, юмором и драмой. Спортивная злость, которой «Ford против Ferrari» щедро пропитан, гонит и героев, и зрителей вперед, к заветному финишу. А в игру вступает умение режиссера рисовать своих персонажей объемными, не делящими мир на черное и белое.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Комментарии  

Комментарии

Загрузка....
Вы все прочитали

Next page

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: