Боссы в Голливуде надеялись, что в 2023 году мир станет прежним и люди побегут в кинотеатры, но, увы, цифры говорят об обратном. Из 20 самых дорогих в производстве фильмов в этом году половина либо не оправдала ожиданий, либо провалилась в прокате. К таким разочарованиям относятся «Индиана Джонс и Колесо судьбы», новый «Форсаж», «Флэш» и «Особняк с привидениями».
А ведь буквально в 2019-м сразу 9 картин заработали свыше $1 млрд каждая. Да, текущим летом мы стали свидетелями легендарного противостояния «Барби» и «Оппенгеймера», но это скорее исключение. Собрали наиболее явные, как нам кажется, причины подобных провалов.
У провалившихся в этом году блокбастеров были просто гигантские бюджеты. Так, «Индиана Джонс и Колесо судьбы» вместе с новой «Миссией» стоили примерно по $300 млн. «Форсаж 10» же обошелся в $340 млн, что сделало его восьмым самым дорогим фильмом за всю историю.
Блокбастер должен в 2,5 раза превзойти свой производственный бюджет, чтобы стать коммерчески успешным. То есть если фильм стоит $300 млн, то в прокате он должен собрать от $750 млн и выше. Трудная задача даже для 2019 года, не говоря уже о современных реалиях.
Да, в смету добавились протоколы безопасности, связанные с пандемией, но это лишь часть большого уравнения. Участие в долгоиграющих франшизах вроде «Форсажа» в конечном счете приводит к росту зарплат актеров, которые ждут, что им будут платить больше с каждым новым эпизодом. И это без учета вложений в декорации и визуальные эффекты.
Сложно найти здесь общее простое решение. Но если бы бюджеты блокбастеров снизились на $50–100 млн, шанс получить прибыль был бы гораздо выше.
Не секрет, что пандемия изменила привычки аудитории – отчасти из-за стратегии студий выпускать большинство фильмов одновременно в кинотеатре и онлайн. Зрители просто не спешат обратно в мультиплексы.
Крупнейшие хиты последнего времени – «Топ Ган: Мэверик», «Аватар: Путь воды», «Братья Супер Марио в кино», «Барби» и «Оппенгеймер» – выиграли от того, что их продавали как большое событие, которое зритель не может пропустить. Подобной тактики, судя по всему, прокатчики будут придерживаться и дальше.
Эксперты годами обсуждают, могут ли аудитории надоесть долгоиграющие франшизы про супергероев. И складывается впечатление, что такой вариант событий очень даже возможен. Аргументов в пользу данной теории хватает.
Если взять вселенную Marvel, то после финала «Мстителей» ее новые фильмы больше не приносят миллиарды. Не удивимся, если ситуация заставит выписать жирный чек Роберту Дауни-младшему и воскресить любимца публики – Железного человека.
У создателей «Форcажей» явно закончились идеи (даже в космосе уже побывали!), «Трансформеры: Восхождение звероботов» также не предложили ничего свежего, а игровой ремейк мультфильма «Русалочка» через год никто и не вспомнит. Новая серия «Индианы Джонса» с 81-летним Харрисоном Фордом по понятным причинам не вызвала ажиотажа у поколения зумеров.
Хуже всего получилось с «Флэшем», который, несмотря на первоначальный хайп и возвращение Майкла Китона к роли Бэтмена, большой сенсацией не стал. Рассчитывать на продолжение тоже не стоит.
Голливуд когда-то мог легко положиться на Китай, если нужно было спасти не очень удачный фильм от тотального провала. Взять, к примеру, «Терминатор: Генезис», который заработал более 25% своих денег именно на этой территории.
Однако после пандемии и в связи с успехами собственной киноиндустрии поддержка Китаем голливудских лент значительно сократилась. В стране появились свои франшизы и блокбастеры вроде «Детектива из Чайнатауна», «Блуждающей Земли» и «Битвы на озере», первая часть которой вышла в 2021 году и стала самым коммерчески успешным фильмом в китайской истории.
Возможно, самым радикальным изменением в индустрии после пандемии стало сокращение прокатного окна. Теперь большинство блокбастеров спустя 30-45 дней появляются на стримингах, и зрителям хватает терпения, чтобы дождаться онлайн-премьеры и спокойно посмотреть нашумевшую картину дома с семьей или друзьями. Еще и за меньшую плату.
Многие синефилы, конечно, скажут, что «экранная версия – это другое», но зрители всего мира в целом менее сентиментальны. Можно понять, почему для Кристофера Нолана пункт о прокатном окне в контракте стал не менее важным, чем, собственно, гонорар. Уверены, что его примеру последуют все остальные.
Не секрет, что для коммерческого успеха любого блокбастера очень важно его грамотное продвижение. Качественная реклама и креативный маркетинг помогли некоторым откровенно плохим фильмам заработать большие деньги.
Если оставить за скобками лучшую за последнее время рекламную кампанию «Барбенгеймера», то 2023 год в плане маркетинга на Западе ничего интересного не принес. Сейчас фильм должен максимально выделяться из календаря премьер. Поэтому, например, представители Studio Ghibli заявили, что вообще не будут продвигать новое творение Хаяо Миядзаки. Чем немедленно привлекли к нему всеобщее внимание.
Хотя франшизу «Миссия невыполнима» много лет продают по одной и той же схеме: «Том Круз опять сошел с ума и сам выполнил очередной безумный трюк на мотоцикле/самолете/небоскребе/космическом шаттле». Продвижение «Форсажа» выглядело так, точно публике пытались сказать: «Ну, ребята, вот как бы еще один фильм, который ничем не отличается от предыдущего, но мы бы хотели, чтобы вы пошли в кино и купили билет».
Иными словами, студиям придется изменить подход к маркетингу, придумывать что-то уникальное или принципиально новое. Больше никто не бежит кинозалы просто на знакомое название или звездную фамилию.
Прошли славные дни, когда обруганный критиками блокбастер вроде «Трансформеров» мог спокойно сколотить $1 млрд. Сейчас аудитория не только вновь читает рецензии известных авторов, но и интересуется отзывами в соцсетях – причем как инфлюенсеров, так простых зрителей, уже посмотревших фильм. И только потом решает, тратиться на билет или подождать появления картины на стримингах.
Пока не ясно, сменят ли инфлюенсеры профессиональных кинокритиков. Однако взрослую аудиторию, которая хочет опираться на экспертное мнение, юные блогеры (нередко высокомерные и чересчур восторженные) скорее раздражают.
Забастовка актеров SAG-AFTRA началась сравнительно недавно, но уже сейчас она оказывает большое влияние на продвижение тех или иных проектов.
Очевидной жертвой стал комедийный фэнтези-детектив «Особняк с привидениями». В идеальном мире для его промо были бы доступны мемный Дэнни ДеВито, триумфатор «Оскара» Джейми Ли Кертис, а также Оуэн Уилсон, который на пару с Беном Стиллером тоже превратился в интернет-прикол. Но артисты вынуждены молчать – и провал в первые же выходные был обеспечен.
И, наконец, невозможно игнорировать тот факт, что жизнь становится дороже. Соответственно, дорожают билеты, парковка, попкорн с газировкой. И семейный поход в кинотеатр в ближайшее время рискует превратиться в самую настоящую роскошь, без которой человек легко сможет обойтись.
Публика будет набиваться в кинозалы только на «проверенные» блокбастеры, чтобы не жалеть о потраченных деньгах. А так домашний просмотр с друзьями, семьей или второй половинкой вполне подойдет для уютного времяпрепровождения.
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…