Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors
Search in posts
Search in pages
Слушать подкаст
|
КиноРепортер > Кино > Искусство против пропаганды в китайском блокбастере-рекордсмене

Искусство против пропаганды в китайском блокбастере-рекордсмене

30 декабря 2021 /
Искусство против пропаганды в китайском блокбастере-рекордсмене

Разбираем феномен «Битвы при Чосинском водохранилище», едва не ставшей самым кассовым фильмом года.

Супергеройский экшен Джона Уоттса «Человек-паук: Нет пути домой» торжественно преодолел рекордную в 2021 году планку кассовых сборов: на данный момент они составляют $1,1 млрд в мировом прокате. А ближе всего к этой цифре подобралась не самая очевидная лента – китайский военный блокбастер «Битва при Чосинском водохранилище».

Он заработал $902,5 млн, больше, чем «Форсаж 9» ($726,4 млн) и «Не время умирать» ($774 млн). Как же так получилось? Что это вообще за фильм, чем знаменательна история его создания и почему в случае «Битвы» деньги решают далеко не все? Разбираемся в нашем материале.

Исторический бэкграунд

Без краткого экскурса в прошлое не обойтись. В июне 1950 года началась корейская война – противостояние КНДР (Северная Корея) и Республики Корея (Южная Корея). Два государства на месте некогда единой страны, до конца Второй мировой находившейся под контролем Японии, появились в 1948-м. СССР и США поделили Корею на зоны влияния. В Северной, коммунистической части стремительно наращивались вооружения, и в 1950-м войска КНДР вторглись на соседнюю территорию.

Поначалу неожиданное наступление северокорейских войск, так называемой Корейской народной армии, складывалось успешно: через три дня пала столица Южной Кореи – Сеул. Но вскоре после того как значительная часть страны оказалась под контролем захватчиков, в конфликт вступили американцы, а вслед за ними – другие союзные государства ООН. Корейская народная армия была разгромлена. Соглашение о прекращении огня подписали летом 1953-го, хотя и по сей день отношения между Северной и Южной Кореей напряжены до предела.

Битва при Чосинском водохранилище

Битва при Чосинском водохранилище

В ноябре 1950-го вооруженный корпус сил ООН, отрезанный от основной армии, попал в окружение численно превосходящих сил противника. Преимущественно – китайских добровольцев, воевавших на стороне КНДР. Корпус ООН насчитывал около 30 тысяч человек, большинство из которых были американскими морпехами. Они с трудом передвигались по гористой местности, изнемогали от страшного холода и не могли толком воспользоваться бронетехникой, поскольку на неподходящем ландшафте она являлась скорее обузой, чем реальным подспорьем.

Решающие бои развернулись у берегов водохранилища Чосин. Американские военные смогли прорвать кольцо окружения и эвакуировались, потеряв порядка 10 тысяч человек (включая южнокорейских солдат). Потери китайской армии составили свыше 40 тысяч. Однако исход битвы совсем не однозначен.

Силы ООН оказались временно вытеснены с захваченных территорий, но из-за большого количества погибших и раненых две китайских дивизии пришлось расформировать. И позднее, в 1951-м, именно значительные потери соперника при Чосине позволят союзникам закрепиться в Корее без прежнего яростного сопротивления.

Как появился фильм?

Битва при Чосинском водохранилище

Этому сражению, собственно, и посвящен блокбастер «Битва при Чосинском водохранилище». Здесь нужно понимать, что при рассуждениях о войнах прошлого зачастую сталкиваешься с прямо противоположными взглядами на дела давно минувших дней. Многие французские историки, например, убеждены в победе Франции в войне 1812 года – только потому, что Наполеон занял Москву. Вот и при анализе «Битвы» многое зависит от ракурса.

А ракурс этот весьма тривиален. Создание картины стало важной маркетинговой акцией, осуществленной по заказу отдела пропаганды Центрального комитета Коммунистической партии Китая и приуроченной к ее 100-летнему юбилею. На производство фильма выделили рекордные $200 миллионов, что сделало его самым дорогим (а позднее и самым кассовым) в истории китайского кинематографа. Заодно «Битва при Чосинском водохранилище» стала и наиболее прибыльной неанглоязычной лентой всех времен и народов.

К съемкам привлекли сразу трех маститых постановщиков. Чэнь Кайгэ в 1993-м завоевал «Золотую пальмовую ветвь» в Каннах с драмой «Прощай, моя наложница». Данте Лам снял больше двух десятков картин, включая кассовый хит 2018 года «Операция в Красном море». Цуй Харк известен культовыми боевиками с Джетом Ли («Однажды в Китае», 1991) и Джеки Чаном («Близнецы-драконы», 1991), а также парой фильмов с Жан-Клодом Ван Даммом («Колония» 1997 года, «Взрыватель» 1998-го). В общем, самая что ни на есть тяжелая артиллерия.

Что происходит на экране?

Битва при Чосинском водохранилище

«Битва при Чосинском водохранилище» идет почти 3 часа, и за это время на экране переплетаются несколько сюжетных линий – с участием китайских солдат, главы Китайской Народной Республики Мао Цзэдуна и американского командования, представленного генералом МакАртуром.

Генерал, неуловимо напоминающий деспотичного сержанта Хартмана из «Цельнометаллической оболочки», заявляет, что американцев ведет Бог и война будет длиться недолго. Самолеты армии США парят на границе с Китаем и сбрасывают бомбы. Нам недвусмысленно намекают, что корейский конфликт представляет серьезную угрозу для безопасности Китая. И если эту угрозу проигнорировать, враги могут подумать, что с интересами Китая считаться не обязательно.

Битва при Чосинском водохранилище

Мао справедливо замечает: хочешь мира – готовься к войне. Проклятые империалисты развязали вооруженное противостояние, и для обеспечения процветания Китая в долгосрочной перспективе нужно кровь из носу дать отпор агрессору прямо сейчас. Эта мысль повторяется неоднократно, чтобы ни у кого не возникло сомнений в мотивации китайских солдат. А иллюстрируется так старательно, чтобы космический бюджет сквозил буквально в каждом кадредля праведного дела, дескать, никаких денег не жалко.

Зачастую, правда, внешние эффекты выглядят весьма нелепо. На экране без конца мелькают масштабные кадры с обилием кораблей и самолетов. Навязчиво и не всегда уместно используется полиэкран, а потешные операторские ходы вроде рапидов под неимоверно пафосную музыку вызывают скорее смех, чем трепет. В целом «Битва при Чосинском водохранилище» – это крайне утомительное зрелище. Долгое, шумное, откровенно безвкусное. И в усталую дрему затягивает гораздо раньше, чем это монументальное, но страшно тяжеловесное полотно подползает к финалу.

Откуда такие сборы?

Битва при Чосинском водохранилище

Все предельно просто и очевидно – спасибо китайскому рынку. Из $902,5 млн общих сборов $899,4 пришлись на домашнюю территорию. Еще $2,5 млн «Битва при Чосинском водохранилище» заработала в Гонконге, который вообще-то тоже является особым административным районом Китайской Народной Республики. Оставшиеся копейки поделили Австралия, Великобритания, Сингапур, США и Канада. Правительственный проект во всей своей красе. Ура-патриотический, дорогущий, но драматургически и технически беспомощный эпик, блестяще доказывающий простую истину: бюджет в кино решает далеко не все.

Битва при Чосинском водохранилище

Но большие деньги, вложенные в производство картины и успешно возвращенные на выходе, могут привлечь к ней всеобщее внимание. Причем как минимум на территории Китая, с категорическим запретом любого инакомыслия. Точно так же, как из социальных сетей и комментариев к новостям вырезаются упоминания бойкота грядущей Олимпиады в Пекине, карательные меры применялись и к тем, кто посмел косо взглянуть на «Битву».

Например, 40-летний журналист Луо Чанпин был арестован после того, как подверг сомнению легитимность вторжения китайских войск в Корею. Этот случай широко освещался в средствах массовой информации, словно правительство пыталось превратить его в важный прецедент. Смотрите, граждане, и мотайте на ус: так будет с каждым, кто не сочтет нужным держать рот на замке. 

Вердикт

Битва при Чосинском водохранилище

История не терпит сослагательного наклонения и одностороннего взгляда на любые события. Что в умелых руках обретает прекрасное отражение на экране. Взять хотя бы военную дилогию Клинта Иствуда 2006 года «Флаги наших отцов» и «Письма с Иводзимы», представившую одну из ключевых битв Второй мировой со стороны и японцев, и американцев. «Битва при Чосинском водохранилище» бросилась в лобовую атаку на прошлое с завязанными глазами и священной верой в свою непогрешимость, которая вступила в непримиримое противоречие с элементарным здравым смыслом.

В финале картины герои проливают немало слез, а красной нитью проходит одна из немногих адекватных мыслей: вообще-то война – довольно гадкая штука. Собственно, лишь в эти мгновения на последних минутах «Битва» возвышается над уровнем политической агитки и показывает на крупных планах простых людей, нередко молодых, которые бьются в истерике при виде крови и растерзанных тел.

Битва при Чосинском водохранилище

Но дальше все возвращается на круги своя. Нам доходчиво объясняют, что дядя Сэм в ужасе покинул пределы страны (величайшее отступление в истории американской морской пехоты!), перед этим торжественно отдав честь павшим врагам. «Сражаясь против людей с такой сильной волей, мы не сможем победить». Этой фразой заканчивается «Битва при Чосинском водохранилище». Приказ, как говорится, выполнен. Деньги потрачены не зря. Широкие массы предупреждены, что с китайской армией шутки плохи. Вот только к кинематографу как искусству эта топорная пропаганда не имеет ни малейшего отношения.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Комментарии  

Комментарии

Загрузка....
Вы все прочитали

Next page

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: