Вспоминаем комедии и хо-хо-хорроры с бородатыми беспредельщиками, от которых вы точно не дождетесь подарков на Рождество.
25 декабря католики и протестанты празднуют Рождество, главным символом которого, конечно, является Санта-Клаус. В западной кинотрадиции сложился вполне однозначный образ бородатого добряка в красном костюме как воплощения мудрости, справедливости и неиссякаемой веры в чудеса. Но правила существуют для того, чтобы ими пренебрегать. Вот и Санта на экране нередко превращается то в бабника, то в хитрого прохиндея, то в киллера, то чуть ли не в антихриста. В нашем материале мы собрали впечатляющую шайку очень плохих Клаусов – подарков от них вы не дождетесь, зато и на скуку жаловаться не станете.
«Рождественская история» (1983)
Если вы не слышали о прелестной семейной комедии «Рождественская история», самое время исправляться. Благо в 2022 году она даже очередным сиквелом внезапно обзавелась. Этот фильм – воспоминание повзрослевшего Ральфи (Питер Биллингсли) о безоблачном детстве в Индиане 1940-х, когда в качестве подарка на Рождество он вымогал у родителей пневматическую винтовку. Те, понятное дело, деликатно намекали, что до винтовки он пока не дорос. Но целеустремленного ребенка нелегко сбить с намеченного пути. Если мама с папой не хотят идти на поводу, всегда есть запасной вариант в лице Санты. Правда, Клаус из Индианы оказался тем еще маньяком.
Не в буквальном смысле, нет. Просто он ведет себя как психопат, который сбежал из лечебницы, основательно заложил за воротник и для конспирации решил подработать Сантой. Он вопит дурным голосом, так что шокированные детишки разбегаются врассыпную, выпучивает глаза, скалит зубы, а багровый нос его сияет, будто стоп-сигнал светофора. Сцену встречи Клауса с Ральфи режиссер Боб Кларк и оператор Реджинальд Х. Моррис сняли на сверхкрупных планах, с эффектами чуть ли не сюрреалистическими, из-за чего натурально в дрожь бросает. Разумеется, от подобного пофигиста Ральфи тоже ничего путного не дождался. А вместо заветной винтовки получил пинок тяжелым сапогом. Вот вам и детское кино о светлом празднике.
«Я буду дома к Рождеству» (1998)
Герой этого бесшабашного капустника – студент-раздолбай Джейк (Джонатан Тейлор Томас). Он страшно обиделся на отца, который вновь женился через 10 месяцев после смерти матери Джейка, и в родной Ларчмонт, штат Нью-Йорк, и носа не кажет. Но папочка ведь скучает. Поэтому и обещает презентовать блудному сыну «Порш», если тот почтит его своим присутствием. Но вот незадача: не успел Джейк сменить гнев на милость и отчалить домой, как группа хулиганов скрутила его и отвезла в пустыню. Где парень и пришел в себя – в полном облачении Санты. Включая приклеенную бороду.
С этого и стартует забавное роуд-муви «Я буду дома к Рождеству», где Джейк, он же Санта, пытается и домой вовремя добраться, и подружку (Джессика Бил) у конкурента отбить. Из-за наряда все называют Джейка Клаусом, да и сам он понемногу привыкает к необычной роли. Хотя Санта этот – хитрюга и трикстер. Он нагло врет и манипулирует людьми, раскручивает добродушного копа на билет до Нью-Йорка, регулярно пятнает карму в глазах девушки, а в довершение всего, когда его вдруг начинает тошнить, хватает сумочку одной милой бабули и… В общем, теперь бабуле нужна новая сумочка. Но домой Джейк все-таки доехал. А по пути перевоспитался и осознал, что счастье не спорткарами измеряется.
«Плохой Санта» (2003)
Каноничный пример ленты об ужасном, кошмарном, нехорошем, очень плохом Санте. Что, собственно, следует уже из названия. И выбора на ведущую роль голливудского бунтаря Билли Боба Торнтона, который прославился массой громких романов, скандальных разводов и пагубных привычек. Его Клаус, он же – Вилли Соук, тоже не дурак выпить да приударить за красоткой. Еще он мастерски обчищает сейфы в компании напарника Маркуса (Тони Кокс) – тот прикидывается эльфом, пока Санта с жутким похмельем лениво развлекает детей. Короче, герой Торнтона – не просто Гринч, а Его Гринчейшество. Абсолютно аморальный тип.
И вместе с тем – типичный персонаж братьев Коэн. Итан с Джоэлом в поте лица трудились над концепцией фильма и даже подыскивали актеров на главные роли, хотя в итоге ограничились обязанностями исполнительных продюсеров. Однако почерк их с легкостью узнается и в режиссерской манере Терри Цвигоффа, и в неполиткорректных приколах новых сценаристов Гленна Фикарры и Джона Рекуа. Плохой Санта предпочитает праздничным ярмаркам прокуренные бары, а намеки на его духовное возрождение после знакомства с непутевым мальчишкой Турманом (Бретт Келли) упираются в запачканный кровью дурацкий подарок и отеческие наставления по переписке. Этому Клаусу голливудские сантименты явно до лампочки. Маргинал, каких поискать.
«Санта-киллер» (2005)
В безумном рождественском расколбасе «Санта-киллер» Клаус появляется уже на третьей минуте – как положено, из камина. К удовольствию собравшихся за ужином членов семейства Мэйсон. Но Санта пожаловал не для вручения подарков в ярких обертках. Он прикладывается к бутылке и втыкает в руки Джеймса Каана (!) ножи. Затем кого-то сжигает, кому-то проламывает череп ножкой стола, а кого-то пронзает звездой с елки на манер сюрикэна. Каан же получает смертельную дозу индейки, после чего под аккомпанемент жизнерадостного гимна включаются титры. Но если вы полагаете, что на этом веселье закончилось, спешим обнадежить: оно только начинается.
Слово Santa всплывает на экране с маленькой перестановкой букв и превращается в Satan. Что отнюдь не случайно. По версии авторов картины, Санта – не кто иной, как сын Сатаны. В годовщину его рождения всегда происходили необъяснимые смерти и убийства. С распространением христианства люди принялись молить Господа о защите. Тот послал им на подмогу ангела, который обыграл Санту-Сатану в подобие керлинга и вынудил на 1000 лет стать хорошим. Однако в 2005-м этот срок подошел к концу. Вот Санта и преследует старушек на санях, запряженных огромным быком, выбивает уличному воришке глаз палочкой-леденцом, устраивает резню в стрип-клубе и подкладывает бомбы в коробки с подарками.
Все это может прозвучать как адская белиберда, но «Санта-киллер» вышел на удивление бодрым, изобретательным и остроумным. Упомянутая легенда о Санте и ангеле, например, оформлена как симпатичный кукольный мультик. Во время снегоходной гонки хочется улюлюкать и хлопать в ладоши – до чего ж лихо поставлена! Ну а самого Клауса играет культовый рестлер Билл Голдберг, под чутким руководством известного режиссера Бретта Рэтнера («Час пик», «Семьянин», «Красный дракон»), который здесь предпочел статус продюсера. Прелесть, а не фильм.
«Кровавое Рождество» (2022)
В 2013 году, будто чертик из табакерки, не пойми откуда выскочил режиссер Джо Бегос. Его хоррор «Почти человек» приглянулся фанатам ужастиков категории B, а «Блаженство» и «Ветераны зарубежных войн» (оба 2019-го) вообще оказались жанровыми жемчужинами. По-своему уютными и ностальгичными – при всей зашкаливающей жестокости. «Кровавое Рождество» следует по их стопам, одновременно напоминая недооцененный шедевр «Страна чудес Вилли» с молчаливым Николасом Кейджем. Там, если помните, слетели с катушек жутковатые аниматроники. Здесь Санта-Клаус тоже вроде как аниматроник, хотя играет его обычный дядька в костюме.
Сконструировали этого Робосанту по военным технологиям, что сыграло с создателями злую шутку. В канун Рождества Санта ожил, схватил пожарный топор и вышел на охоту за теми, кто плохо себя вел в уходящем году. Герои – владелица магазина рок-пластинок и ее приятель – трещат о сексе, «Кладбище домашних животных» и творчестве Soundgarden, сквернословят и накачиваются вискариком. Санта, олицетворяющий их неприязнь к гирляндам, пряничным человечкам и прочим праздничным атрибутам, пробивает черепа, ломает шеи, ловко орудует топором… То есть карает за неуважение к духу Рождества всеми мыслимыми способами. А заодно превращает сочный, как жареная курочка, олдскульный слэшер в отличное развлечение вечером трудного дня.
Комментарии