Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Search in posts
Search in pages
Слушать подкаст
|
КиноРепортер > Статьи > Широко раскрытыми глазами: 14 фильмов, где стриптиз играет важную роль 

Широко раскрытыми глазами: 14 фильмов, где стриптиз играет важную роль 

16 сентября 2019 /
Широко раскрытыми глазами: 14 фильмов, где стриптиз играет важную роль 

Самые яркие образы танцующих соблазнительниц и фильмы, посвященные нестареющему искусству обнажения под музыку.

«Мария отходит ко сну»

Режиссер Альберт Киршнер, 1896

Стриптиз и кинематограф связаны исторически и генетически. Согласно радикальной максиме Жана-Люка Годара, история кино — это история того, как мужчины смотрят на женщин. Через балаганные развлечения и театрализованное кабаре, искусство эротического танца закономерно попало на киноэкран. Может быть самый первый эротический фильм — «Мария отходит ко сну» — вышел в 1896 году. Его сюжет незатейлив: девушка раздевается перед сном, пока не остается в нижней рубашке. Режиссер Альберт Киршнер и продюсер Эжен Пиру оценили успех этого своего фильма и поставили производство киностриптиза на поток — сам жанр долгое время назывался «французским». Однако, когда новое искусство стало по-настоящему массовым, за него взялась патриархальная цензура, и стриптиз на пленке на долгое время был вытеснен в область порнографии.

«Леди из бурлеска»

Режиссер Уильям Уэллман, 1943

Первая ласточка возвращения стриптиза в кинематограф — фильм «Леди из бурлеска» с Барбарой Стэнвик в главной роли. Картина вышла в годы Второй мировой войны, когда знаменитый американский кодекс Хейса начал допускать некоторые поблажки. Режиссером был предшественник жанра нуар и герой Первой мировой Уильям Уэллман, который еще в 1920-е годы заигрывал с обнаженкой (например, фильм «Крылья»). Сценарий же был написан по книге стриптизерши, актрисы бурлеска Джипси Розы Ли. Это детектив, рассказывающий о расследовании убийств танцовщиц, а его оригинальное название — «Убийства с помощью стрингов». Стэнвик играет актрису бурлеска и выступает с песенным номером на сцене. К сожалению, она не раздевается — такое по нравам Голливуда 1940-х было невозможно — лишь интригующе поводит полами своей накидки. Но и от этого замирало дыхание неискушенного зрителя. К слову, тут можно вспомнить послевоенный хит «Гильда» с Ритой Хэйуорт в главной роли. Актриса там снимает лишь одну перчатку, однако сцена породила легенды о «полном» варианте, где на Хэйуорт не остается никакой одежды.

«Цыганка»

Режиссер Мервин ЛеРой, 1962

К началу 1960-х ситуация изменилась окончательно. Один из последних фильмов Мервина ЛеРоя был экранизацией мемуаров все той же Джипси Розы Ли. В ней рассказывается о пути актрисы от «детских» травестированных ролей до откровенных музыкальных номеров на сцене, а также о ее сложных взаимоотношениях с матерью. Обнажение окончательно считывается как символ эмансипации и раскрепощения. Хотя, разумеется, по сегодняшним временам дразнящие танцы в кабаре выглядят почти невинно. Джипси играет Натали Вуд, она же — Наталья Захаренко, секс-символ своего времени, прославившаяся уже в 17 лет ролью в «Бунтаре без причины» с Джеймсом Дином. Кстати, в новом фильме Квентина Тарантино содержится намек на таинственные обстоятельства гибели актрисы, согласно упорным слухам убитой во время прогулки на яхте ее мужем, актером Ричардом Вагнером.

«Дорогая Лили»

Режиссер Блейк Эдвардс, 1970

Еще одна звезда 1960-х годов Джулия Эндрюс предстала на исходе десятилетия в необычном амплуа в комедии Блейка Эдвардса. Знакомая миллионам зрителей по главной роли в диснеевской «Мэри Поппинс» и киноадаптации «Звуков музыки», Эндрюс внезапно сыграла звезду мюзиклов, а по совместительству немецкую шпионку, в «Дорогой Лили». На сцене Лили заставляет мужчин ронять монокли, так что можно провести параллель между эротическим соблазнением и вербовкой воинственных самцов. Впрочем, вскоре шпионке самой придется раскаяться, когда она влюбится в бравого летчика в исполнении Рока Хадсона.

«Бриллиантовая рука»

Режиссер Леонид Гайдай, 1968

Советское кино, конечно, было бесконечно далеко от соответствующих тем. Тем сильнее воспринималось до сих пор памятное исключение: стриптиз Светланы Светличной в фильме Леонида Гайдая. Подобная сцена могла появиться на советском экране лишь как последнее дыхание «оттепели». Зритель, вместе с героем Юрия Никулина, ошарашенно наблюдает, как роковая соблазнительница стягивает халат, чтобы остаться в экзотическом зеленом бикини, и как затем под мужским взглядом лопается застежка бюстгальтера. Конечно, по сюжету стриптизом занята героиня отрицательная — и все равно это смотрится как эпизод свободного европейского кино. Что соответствует и всей атмосфере фильма, напичканного отсылками к «бондиане» и западному кинематографу.

«Город страха»

Режиссер Абель Феррара, 1984

Впрочем, западное кино до поры до времени было не настолько заинтриговано стриптизом, как могло показаться. К 1970-м годам, когда в кино стали окончательно допустимы и полное обнажение, и сексуальные сцены, сама индустрия стриптиза все еще боится взгляда камеры, оставаясь в тени, на изнанке городской жизни. Одним из первых эту мглу рискнул развеять Абель Феррара, наследник классиков нуара, бесстрашный исследователь криминальной жизни и различных перверсий. Фильм «Город страха» посвящен погоне за маньяком, убивающим стриптизерш (что напоминает нам о «Леди из бурлеска»), а начинается он с пятиминутного стриптиза от Мелани Гриффит. Это 1980-е во всей красе, бездумные, неоновые, порочные и роскошные. Кстати, Феррара вернется к теме в «Сказках стриптиз-клуба» 2007 года, где Уиллем Дефо играет обаятельного владельца распутного заведения.

«Кто подставил Кролика Роджера»

Режиссер Роберт Земекис, 1988

Джессика Рэббит, созданная художником комиксов Гэри Вульфом и увековеченная в кинематографе Робертом Земекисом, не совсем стриптизерша. Но когда она танцует на сцене ночного клуба, все мужчины в экстазе. Фам фаталь, воплощение таинственных нуаровых фантазий сороковых годов — ее главный недостаток и главное преимущество. Она рисованный персонаж (и жена пресловутого Кролика Роджера), с которой люди из плоти и крови могут взаимодействовать лишь постольку поскольку. Очевидно, в этом и есть символизм: секс имеет мало отношения к реальности, двухмерная картинка может быть соблазнительнее жизни. Уже в 1990-е годы разрастется рынок рисованной эротики. А прототипом Джессики была Горячая Красная Шапочка (танцевавшая стриптиз для волка) из мультфильма Тэкса Эйвери, вышедшего в 1943, одновременно с «Леди из бурлеска».

«9 1/2 недель»

Режиссер Эдриан Лайн, 1986

Может быть, самый запоминающийся стриптиз в списке: миллионы были покорены танцем, который героиня Ким Бейсингер танцевала для одного единственного человека. Персонажи фильма испытывают друг друга, исследуют границы сексуального напряжения. Бейсингер раздевается перед Микки Рурком, слегка неловко избавляется от офисного костюма на кухне, играет с телефонной трубкой, а потом голая выбегает на пожарную лестницу под открытое небо: в этот момент ночной город принадлежит лишь двоим. Кстати, постаревший Рурк будет наблюдать номер постаревшей стриптизерши (Мариса Томей) в «Рестлере» Даррена Аронофски.

«Шоугелз»

Режиссер Пол Верховен, 1995

Последнее десятилетие прошлого века было особенно богато на фильмы о стриптизе. От «Правдивой лжи» Джеймса Кэмерона, где образ стриптизерши примеряет Джейми Ли Кертис до «Стриптиза» с Дэми Мур, совместившего жанр с политической сатирой. Но скандальнее всех с большим отрывом были печально известные «Шоугелз» Пола Верховена. Грандиозный провал, фактически стоивший голливудской карьеры голландскому режиссеру, а равно и звезде фильма Элизабет Беркли. Позднее, впрочем, фильм стал культовым, но из мэйнстрима «Шоугелз» выбились сильно. Бескомпромиссный европеец, Верховен не скупился на откровенную демонстрацию насилия, секса и, конечно, совершенно нескромных танцев вокруг шеста. Мир стриптиз-клубов Лас-Вегаса был отправной точкой, откуда бедная девушка в большом городе шла к своей американской мечте. Ей нужно пройти через интриги, пролитую кровь, предательство и отчуждение от собственного тела, вынесенного на сцену под перекрестье взглядов. В конце концов, картина оборачивается гротескной сатирой на шоу-бизнес, американские развлечения и образ жизни в целом.

«От заката до рассвета»

Режиссер Роберт Родригес, 1995

Просто стриптиз ради стриптиза, квинтэссенция жанра, наслаждение танцем, взгляд, в котором совпадают герои, режиссер и зритель — ноги Сальмы Хайек, фетишист Тарантино и текила сошлись в одном кадре. Само действие происходит прямо на столе в злачном кабаке недалеко от мексиканской границы. Все мы знаем, что будет дальше: байкеры, танцовщицы, официантки и бармены перевоплотятся с заходом солнца в кровожадных монстров. Сексуальность и вампиризм, разумеется, неотделимы друг от друга. Кстати, еще один стриптиз Хайек — на этот раз небесного создания — можно посмотреть в «Догме» Кевина Смита. А Роберт Родригез включит еще одну впечатляющую стриптиз-сцену в начало «Планеты страха»: на сцене Роуз Макгоуэн.

«Мужской стриптиз»

Режиссер Питер Каттанео, 1997

Как видно из названия, к девяностым годам кино дозрело до объективации мужского тела. Неловкость этого положения особенно подчеркнута в дебютном фильме Питера Каттанео. Действие происходит еще десятилетием ранее, а стриптизерами вынуждены стать бывшие работяги из обедневшего индустриального Шеффилда. Новое время диктует новый выбор профессии: мужики осваивают хореографию, воюют с предрассудками и с полицией, чтобы в финале замереть на высшей точке успеха. Оригинальное название Full Monty означает примерно «до самого конца», то есть в апогее танца на героях не остается ни одного предмета одежды — путей к отступлению нет.

«Супер Майк»

Режиссер Стивен Содерберг, 2012

Другой масштабный фильм о мужском стриптизе, уже из нового столетия, это «Супер Майк» Стивена Содерберга. В одной из главных ролей — Ченнинг Татум, действительно работавший стриптизером в молодости. Ветерана профессии и владельца клуба играет Мэттью Макконахи. Лихо закрученный сюжет дает довольно полное представление о жизни шоуменов, неотрывно связанной с сексом, наркотиками и криминалом — при всем сопутствующем весельи и наслаждении от работы.

«Близость»

Режиссер Майк Николс, 2004

Классик «нового Голливуда» Майк Николс снял свой предпоследний фильм о загадочной стриптизерше. Ее сыграла Натали Портман, как бы на контрасте с известными предыдущими ролями ювенильных девушек. Сюжет психологической драмы вращается вокруг взаимоотношений четырех человек, жизнь троих из них меняет встреча с героиней Портман, чья тайна до конца фильма от них скрыта. Интересно, что место хорошо поставленного номера-танца здесь занимает беседа девушки с персонажем Клайва Оуэна один на один. Беседа, в которой от интима столько же, сколько от допроса. Стриптиз здесь вновь предстает метафорой обещания, соблазнения и обмана, неотразимой, как розовый парик Портман, иллюзии.

«Город Грехов»

Режиссеры Фрэнк Миллер, Роберт Родригес, Квентин Тарантино, 2005

Стриптиз Джессики Альбы в «Городе грехов» (снова Родригез!) в некотором смысле закольцовывает историю восприятия этого искусства в кино. Это оживший комикс, обнаженная плоть подается в условной черно-белой картинке. Вновь проявляются мотивы нуара, обнажение ассоциируется с чем-то тревожащим, чем-то преступным. И вновь возникает маньяк, который охотится за шоу-герл. Характерно, что Альба, собственно, не раздевается как следует, даже не снимает лифчик. Новые звезды больших экранов не готовы к чисто технической демонстрации сексуальности. Да и агрессивный танец в «Городе грехов» почти окончательно перемещает стриптиз из области эротики в область чистой эстетики.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Комментарии  

Комментарии

Загрузка....
Вы все прочитали

Next page

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: