Бесчисленное множество ужастиков порождает аналогичное количество хоррор-злодеев. Лишь редким персонажам удается трансформироваться в иконы жанры, в то время как преобладающая часть ростера антагонистов остается вторичной, невыразительной или попросту неспособной напугать. Но есть среди «плохишей» и те, чьи имена в силу различных факторов канули в Лету абсолютно незаслуженно.
Неизменным злодеем хоррор-франшизы «Пятница, 13-е» всегда оставался бугай Джейсон, ведь так? Не совсем. Сейчас уже мало кто помнит, что в оригинальном фильме 1980 года Джейсона практически не было (да и сам персонаж мало чем был похож на громилу из будущих фильмов). Убийцей подростков в лагере «Хрустальное озеро» оказалась Памела Вурхиз, мать любителя хоккейных масок. По сюжету первой части женщина встала на путь мести за погибшего сына – двое вожатых не уследили за Джейсоном, в результате чего мальчик утонул в озере. После этого безумная Памела принялась методично избавляться от тинейджеров: сначала она убила тех, кого непосредственно винила в гибели ребенка, а спустя несколько лет переключилась на других ребят, прибывших в заново открытый «кровавый лагерь».
К 1980-му году фильмы ужасов были преимущественно мужской территорией – женщинам отводилась роль либо жертв, либо так называемой «последней девушки». Были и исключения, вроде «Изгоняющего дьявола» (1973) и «Кэрри» (1976), но и те основывались на литературных источниках. Сегодня культовым хоррор-франшизам остро не хватает творческих экспериментов, и возвращение Памелы Вурхиз на широкий экран при должной работе с персонажем могло бы освежить серию. Авторы «Пятница, 13-е» в свое время уже пытались обманывать публику личностью человека под маской («Часть 5: Новое начало»), и ничто не мешает повторить этот трюк еще раз.
У иконы ужасов Уэса Крэйвена были и взлеты, и падения, но в чем мастеру практически не было равных, так это в создании запоминающихся образов совершенного зла. «У холмов есть глаза», «Кошмар на улице Вязов», «Крик» – все эти фильмы не только оказали сильное влияние на весь жанр, но и подарили нам колоритных злодеев. Однако есть в фильмографии Крэйвена одна лента, которая была незаслуженно забыта, – «Электрошок». Сюжет картины рассказывает о массовом убийце Хорасе Пинкере, приговоренном к смерти через электрический стул. Однако после казни кошмар для жителей Лос-Анджелеса только начинается – душегуб возвращается в мир живых со сверхъестественными способностями.
Хочется отметить потрясающую игру Митча Пиледжи (Скиннер из «Секретных материалов»), который благодаря габаритам, языку тела и мимике выглядит весьма угрожающе. «Электрошок» начинается как стандартный слэшер, который по мере развития истории становится все более и более нелепым. Финальная битва так вообще превращается в скачку по различным телевизионным программам. И именно эта особенность сегодня была бы актуальна как никогда. Достаточно связать ее с метанарративом, чтобы непосредственным участником событий стал сам зритель. Чарли Брукер, бери на заметку для нового сезона «Черного зеркала».
«Байки из склепа» сами по себе были вполне неплохой хоррор-антологией, совмещавшей в себе самые разные жанры. Вступительная заставка, где камера проезжает по мрачному особняку под музыкальную тему Дэнни Элфмана, до сих пор вызывает мурашки. Проблема в том, что Хранитель склепа, тот самый разлагающийся ходячий труп с пугающим до дрожи смехом, всегда выступал в роли рассказчика, но вот полноценным действующим лицом ему стать так и не довелось. Но в сериале хватало и других запоминающихся «плохишей», и один из самых ярких появился в полнометражном фильме «Байки из склепа: Демон ночи».
В хоррорах нечасто встретишь харизматичного, стильного и даже, можно сказать, утонченного злодея. Именно таков был Коллекционер в исполнении Билли Зейна, того самого мерзавца из «Титаника» и уже забытого супергероя Фантома. При появлении на экране, независимо от сюжетных обстоятельств, персонаж умудрялся располагать к себе практически любого, а уже в следующую секунду показывал свою истинную, демоническую натуру. Именно этот контраст и стал ключевым преимуществом Коллекционера. Да и с юмором у злодея было все в порядке, так что ему бы наверняка нашлось место в современных фильмах ужасах.
Космический хоррор – это особый поджанр ужастиков, представителей которого можно пересчитать по пальцам. Если не брать заезженного «Чужого», то в сухом остатке у нас остаются жуткий в хорошем смысле этого слова «Горизонт событий», неоднозначный «Пандорум» и паршивый «Аполлон 18». И, конечно, «Живое» со звездным кастом из Джейка Джилленхола, Ребекки Фергюсон и Райана Рейнольдса. Возвращение именно этого хоррора и хотелось бы увидеть, поскольку, несмотря на явную кальку с шедевра Ридри Скотта, сама лента вышла достаточно крепкой, а злодей – по-настоящему пугающим.
Главную опасность для космических протагонистов представляет черная жижа с именем Кэлвин, которая на деле оказывается умной, опасной и быстро развивающейся внеземной формой жизни. На удивление концепция пришельца и его способностей точь-в-точь похожа на инопланетян из видеоигры Prey, вышедшей в том же 2017 году. Только там действие разворачивалось не на небольшом корабле, а на гигантской станции с сотнями людей на борту. Что-то похожее можно было бы провернуть и с потенциальным продолжением или ребутом «Живого» – масштаб, согласно негласным правилам сиквела, возрастет, а вместе с ним усилится атмосфера ужаса и страха.
Попыток смешать супергероику с хоррором было немало, но, так или иначе, всех их ждал провал. Хотя сама идея превратить защитников человечества в его самых грозных врагов до сих пор смотрится интересно, вот и «Пацаны» не дадут соврать. В играх и комиксах подобная история далеко редкость. Например, во вселенной Injustice от DC Супермен установил на Земле жесткую тиранию. Именно этот сюжет имеет несколько схожих черт с «Гори, гори ясно», супергеройским хоррором, в котором создатели попытались переосмыслить историю становления Человека из стали.
Из-за авторских прав известных персонажей в фильме называют другими именами, но четкая связь с Суперменом, безусловно, прослеживается, чего создатели даже не отрицают. При всех своих минусах из «Гори, гори ясно» все еще мог бы получиться своеобразный супергеройский «Омен», в котором зрители на протяжении нескольких фильмов следили бы за взрослением Брэндона/Брайтберна. А если добавить к нему и других знаковых персонажей, то мы вполне можем рассчитывать на злодейскую «Лигу справедливости», где местная версия Чудо-женщины со своими амазонками пойдет кровавым маршем на мужскую половину планеты, а альтернативный Флэш отправит своих жертв во временную петлю, где их будут ждать бесконечные пытки.
Если калина, то красная, если режиссер, умеющая переносить на сцену прозу о национальном характере, то Марина Брусникина. Со дня смерти…
Нелинейная драматургия – инструмент, безусловно, интересный. Но и работает он исключительно в умелых руках, поскольку одного разброса сцен в хаотичном…
Группа подростков решает отметить выпускной на всю катушку – они арендуют роскошный коттедж, устраивают ужин при свечах и распивают элитный…
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – спектакль «На дне» по одноименной пьесе…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…