Кадр из фильме «Гори, гори ясно» (2019)
Бесчисленное множество ужастиков порождает аналогичное количество хоррор-злодеев. Лишь редким персонажам удается трансформироваться в иконы жанры, в то время как преобладающая часть ростера антагонистов остается вторичной, невыразительной или попросту неспособной напугать. Но есть среди «плохишей» и те, чьи имена в силу различных факторов канули в Лету абсолютно незаслуженно.
Неизменным злодеем хоррор-франшизы «Пятница, 13-е» всегда оставался бугай Джейсон, ведь так? Не совсем. Сейчас уже мало кто помнит, что в оригинальном фильме 1980 года Джейсона практически не было (да и сам персонаж мало чем был похож на громилу из будущих фильмов). Убийцей подростков в лагере «Хрустальное озеро» оказалась Памела Вурхиз, мать любителя хоккейных масок. По сюжету первой части женщина встала на путь мести за погибшего сына – двое вожатых не уследили за Джейсоном, в результате чего мальчик утонул в озере. После этого безумная Памела принялась методично избавляться от тинейджеров: сначала она убила тех, кого непосредственно винила в гибели ребенка, а спустя несколько лет переключилась на других ребят, прибывших в заново открытый «кровавый лагерь».
К 1980-му году фильмы ужасов были преимущественно мужской территорией – женщинам отводилась роль либо жертв, либо так называемой «последней девушки». Были и исключения, вроде «Изгоняющего дьявола» (1973) и «Кэрри» (1976), но и те основывались на литературных источниках. Сегодня культовым хоррор-франшизам остро не хватает творческих экспериментов, и возвращение Памелы Вурхиз на широкий экран при должной работе с персонажем могло бы освежить серию. Авторы «Пятница, 13-е» в свое время уже пытались обманывать публику личностью человека под маской («Часть 5: Новое начало»), и ничто не мешает повторить этот трюк еще раз.
У иконы ужасов Уэса Крэйвена были и взлеты, и падения, но в чем мастеру практически не было равных, так это в создании запоминающихся образов совершенного зла. «У холмов есть глаза», «Кошмар на улице Вязов», «Крик» – все эти фильмы не только оказали сильное влияние на весь жанр, но и подарили нам колоритных злодеев. Однако есть в фильмографии Крэйвена одна лента, которая была незаслуженно забыта, – «Электрошок». Сюжет картины рассказывает о массовом убийце Хорасе Пинкере, приговоренном к смерти через электрический стул. Однако после казни кошмар для жителей Лос-Анджелеса только начинается – душегуб возвращается в мир живых со сверхъестественными способностями.
Хочется отметить потрясающую игру Митча Пиледжи (Скиннер из «Секретных материалов»), который благодаря габаритам, языку тела и мимике выглядит весьма угрожающе. «Электрошок» начинается как стандартный слэшер, который по мере развития истории становится все более и более нелепым. Финальная битва так вообще превращается в скачку по различным телевизионным программам. И именно эта особенность сегодня была бы актуальна как никогда. Достаточно связать ее с метанарративом, чтобы непосредственным участником событий стал сам зритель. Чарли Брукер, бери на заметку для нового сезона «Черного зеркала».
«Байки из склепа» сами по себе были вполне неплохой хоррор-антологией, совмещавшей в себе самые разные жанры. Вступительная заставка, где камера проезжает по мрачному особняку под музыкальную тему Дэнни Элфмана, до сих пор вызывает мурашки. Проблема в том, что Хранитель склепа, тот самый разлагающийся ходячий труп с пугающим до дрожи смехом, всегда выступал в роли рассказчика, но вот полноценным действующим лицом ему стать так и не довелось. Но в сериале хватало и других запоминающихся «плохишей», и один из самых ярких появился в полнометражном фильме «Байки из склепа: Демон ночи».
В хоррорах нечасто встретишь харизматичного, стильного и даже, можно сказать, утонченного злодея. Именно таков был Коллекционер в исполнении Билли Зейна, того самого мерзавца из «Титаника» и уже забытого супергероя Фантома. При появлении на экране, независимо от сюжетных обстоятельств, персонаж умудрялся располагать к себе практически любого, а уже в следующую секунду показывал свою истинную, демоническую натуру. Именно этот контраст и стал ключевым преимуществом Коллекционера. Да и с юмором у злодея было все в порядке, так что ему бы наверняка нашлось место в современных фильмах ужасах.
Космический хоррор – это особый поджанр ужастиков, представителей которого можно пересчитать по пальцам. Если не брать заезженного «Чужого», то в сухом остатке у нас остаются жуткий в хорошем смысле этого слова «Горизонт событий», неоднозначный «Пандорум» и паршивый «Аполлон 18». И, конечно, «Живое» со звездным кастом из Джейка Джилленхола, Ребекки Фергюсон и Райана Рейнольдса. Возвращение именно этого хоррора и хотелось бы увидеть, поскольку, несмотря на явную кальку с шедевра Ридри Скотта, сама лента вышла достаточно крепкой, а злодей – по-настоящему пугающим.
Главную опасность для космических протагонистов представляет черная жижа с именем Кэлвин, которая на деле оказывается умной, опасной и быстро развивающейся внеземной формой жизни. На удивление концепция пришельца и его способностей точь-в-точь похожа на инопланетян из видеоигры Prey, вышедшей в том же 2017 году. Только там действие разворачивалось не на небольшом корабле, а на гигантской станции с сотнями людей на борту. Что-то похожее можно было бы провернуть и с потенциальным продолжением или ребутом «Живого» – масштаб, согласно негласным правилам сиквела, возрастет, а вместе с ним усилится атмосфера ужаса и страха.
Попыток смешать супергероику с хоррором было немало, но, так или иначе, всех их ждал провал. Хотя сама идея превратить защитников человечества в его самых грозных врагов до сих пор смотрится интересно, вот и «Пацаны» не дадут соврать. В играх и комиксах подобная история далеко редкость. Например, во вселенной Injustice от DC Супермен установил на Земле жесткую тиранию. Именно этот сюжет имеет несколько схожих черт с «Гори, гори ясно», супергеройским хоррором, в котором создатели попытались переосмыслить историю становления Человека из стали.
Из-за авторских прав известных персонажей в фильме называют другими именами, но четкая связь с Суперменом, безусловно, прослеживается, чего создатели даже не отрицают. При всех своих минусах из «Гори, гори ясно» все еще мог бы получиться своеобразный супергеройский «Омен», в котором зрители на протяжении нескольких фильмов следили бы за взрослением Брэндона/Брайтберна. А если добавить к нему и других знаковых персонажей, то мы вполне можем рассчитывать на злодейскую «Лигу справедливости», где местная версия Чудо-женщины со своими амазонками пойдет кровавым маршем на мужскую половину планеты, а альтернативный Флэш отправит своих жертв во временную петлю, где их будут ждать бесконечные пытки.
Путешественники – люди, для которых дорога становится профессией и судьбой. Их путь ведет сквозь горные шторма, океанские просторы, снежные пустыни…
Российский рынок онлайн-видеосервисов продолжает расти поразительными темпами. Согласно последнему отчету аналитической компании TelecomDaily, за первые шесть месяцев 2025 года общая выручка легальных…
Мультсериал «Царь горы» неожиданно вернулся спустя 15 лет после закрытия, да еще и в концептуально обновленном виде. Теперь это анимационный…
Возрождение культовой пародии про лейтенанта полиции, кажется, само по себе звучит как шутка. Спустя три десятилетия после триквела с Лесли…
Премьера постановки «Кабала святош» по пьесе Михаила Булгакова состоится в МХТ имени Чехова 4 сентября. Роль Мольера в спектакле Юрия…
С 17 августа в рамках Московской международной недели кино по столице будет курсировать первый мобильный кинотеатр, который покажет фильмы на…