Статьи

«Это все мое!»: Душевный вечер в Центре театра и кино Никиты Михалкова

В «Центре театра и кино под руководством Никиты Михалкова» дают лирическую и в хорошем смысле приземленную премьеру – «Это все мое!» по мотивам рассказов Юрия Казакова. К произведениям советского классика в последнее время обращаются все чаще: только что стало известно, что инклюзивный спектакль по повести «Голубое и зеленое» (здесь этот сюжет тоже имеется) поставят в Губернском театре.

Но вернемся к постановке Григория Артамонова. «Для меня важно было постараться охватить путь Казакова в его объеме, поэтому в основу спектакля легли произведения из разных периодов, вплоть до последнего рассказа, в котором так пронзительна тема отцовской любви», – говорит режиссер.

Эта самая любовь становится обрамляющим сюжетом для всего спектакля: знакомые и незнакомые люди оживают на сцене в тот момент, когда отец (сам писатель, которого играет Владимир Кочетков) рассказывает о них маленькому сыну Алеше (Сергей Атрощенко). Волшебным порталом в светлые воспоминания становится книга, которую повзрослевший мальчик не выпускает из рук.

То, что в основу «Это все мое!» легла проза, становится понятно сразу. По определениям вроде «аспидный». По тому, как герои произносят свои реплики – так, словно читают настоящую книгу. Некоторые фразы они повторяют по нескольку раз – на разный лад и на разные голоса, в волнении или словно примериваясь к происходящему. Интонационная палитра добавляет происходящему юмора точно так же, как дословное следование первоисточнику. Так, глубокий грудной голос Лили (Марианна Васильева) оказывается чуть ли не басом и окончательно добивает влюбленного в нее юношу (Антон Ромм).

Реальность достраивается вслед за словами – помогают и видеоинсталляции (вот снежное поле и шумный вокзал, вот кинозал, где показывают «Я шагаю по Москве», а вот на стене расцветают знакомые нескольким поколениям обои), и торопливо передаваемый из-за кулис реквизит. Изначально сцена почти пуста – на ней лишь ряды металлических прутьев, в которых герои иногда плутают, словно в лесу или зарослях речной осоки. Но из ниоткуда появится лавочка, с которой влюбленную парочку сгонит злой милиционер, а громадный чемодан превратится в кабину столичного такси.

Герои на бегу меняют одежду и сами себе аккомпанируют – имитируют шаги по осенней грязи и крики уток, шум ветра и рев мотора. Повинуясь им, оживают другие звуки, запахи и видения – из распахнутого окна действительно звучит джаз, темноту ночного леса разрезает луч одинокого фонаря, а марево утреннего тумана тянется со сцены прямо в зрительный зал.

Звонкий девичий смех сменяется тягучим северным говором, а тот, в свою очередь, песней, которую с невыносимой, рвущей сердце тоской затягивает бакенщик. Нет подходящего слова, чтобы описать ее, а те, что существуют, не передадут ни чувства неприкаянности, ни тоски по недостижимому раю. Герои будут пить, чтобы развеять эту тоску, размышлять о вечном, ждать счастья и бояться снов, бередящих душу. И порой делать все, чтобы остаться ни с чем.

На фоне персонажей экзальтированных (Данила Дзыгар из «Осени в дубовых лесах»), сугубо комичных (Павел Ильин оттуда же) и глубинных (Игорь Сергеев и Христина Полуянова из «Трали-вали») сам Казаков выглядит не таким ярким и не таким громким. Но именно он предлагает погрузиться в те редкие и ценные дни, которые каждый хранит в памяти. Он – проводник чуда, которое объединяет весь зал, взывая к памятным местам и важным вещам, о которых каждый так или иначе задумывался. Но проговаривает их автор по-разному: с обезоруживающей честностью, искренним сожалением, беспокойной надеждой. Впрочем, последняя все равно оказывается сильнее – витающая под потолком птица счастья тому отличное предзнаменование.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

Самые ожидаемые премьеры ближайшего будущего

Традиционная подборка трейлеров, которые больше всего нас на уходящей неделе заинтриговали. Нетривиальный хоррор с Холли Берри, opus magnum Кевина Костнера,…

9 часов назад

Театр Наций проведет большой китайский фестиваль искусств

Государственный Театр Наций намерен организовать большой китайский фестиваль искусств. Такие планы озвучил художественный руководитель учреждения Евгений Миронов. Ранее провести Годы…

10 часов назад

Рузиль Минекаев – о «Слове пацана», быстром темпе жизни, воспитании детей и… вышивании

Не пацан, но муж. В жизни Рузиль совсем не похож на своего героя из сериала Жоры Крыжовникова, который принес ему…

11 часов назад

«Он гений»: Шэрон Стоун и Лиам Нисон вступились за Кевина Спейси

Прославленный актер, лауреат множества престижных наград, включая два «Оскара», Кевин Спейси до сих пор пребывает в опале после того, как…

12 часов назад

Бобер и кино – идеальный союз

Бобер – не только герой глупых польских мемов, но и благородное животное. Выполняющее массу полезных для окружающей среды функций. В…

16 часов назад

Рубен Эстлунд купил самолет ради нового фильма с Киану Ривзом

Известный шведский пересмешник, трижды лауреат Каннского фестиваля Рубен Эстлунд готовит новую сатирическую комедию, которая, без сомнения, станет не менее громким…

1 день назад