Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors
Search in posts
Search in pages
Слушать подкаст
|
КиноРепортер > Кино > Ребенок – злодей: Когда защита требуется взрослым

Ребенок – злодей: Когда защита требуется взрослым

1 июня 2023 /
Ребенок – злодей: Когда защита требуется взрослым
Кадр из фильма «Дети кукурузы» (1984)

Что делать, если антагонисты – злые дети.

Дети – цветы жизни. Дети – наше будущее. С этими фразами мало кто будет спорить. В кино ребенок чаще всего ассоциируется с наивностью, беззащитностью, добротой, юмором и надеждой. Однако немало кинематографистов экспериментировали с образом детей, нарушая негласное правило о том, что мальчишки и девчонки априори не могут быть злыми.

В честь Дня защиты детей «КиноРепортер» решил посмотреть на ситуацию с другой стороны и рассказать о фильмах, где ребята способны не только постоять за себя, но и превратить жизнь окружающих в жуткий кошмар, из которого сложно выбраться даже опытным взрослым.

«Омен» (1976)

После премьеры «Омена» зрители, наверное, еще никогда не были так едины в желании окончательно расправиться с главным злодеем. Насколько запоминающимися получились история и образ Дэмиена Торна, настолько противоречивой оказалась ситуация вокруг него. Сначала персонажи, а потом и сами зрители задаются вопросом: можно и правильно ли вообще желать смерти ребенку, даже если он является Антихристом во плоти. А затем все меняется.

Несмотря на то, что фильм вышел в далекие 1970-е, ему до сих пор под силу заткнуть за пояс многие современные ужастики, не прибегая к дешевым трюкам вроде скримеров. В ленте присутствуют немало напряженных и пугающих сцен, вызывающих целую гамму эмоций: от дискомфорта и неприязни до агрессии и чувства несправедливости. И разумеется, отпечатывается в памяти финальный эпизод с улыбающимся Дэмиеном, который одновременно разрушает «четвертую стену» между зрителем и Антихристом и подталкивает вас к ответу на озвученный выше вопрос.

«Дети кукурузы» (1984)

Когда заходит разговор о детях-злодеях в кино, первое, что приходит в голову, – это кинговские «Дети кукурузы», породившие немало аграрных фобий. Хотя сам фильм получился средним, образ детей-отшельников, убивающих во имя странной веры любого человека старше 19 лет, навсегда остался в массовой культуре. А вишенкой на торте безумия стал Айзек Кронер в исполнении Джона Фрэнклина – юный лидер культа с лицом старика, голосом проповедника и взглядом дьявола.

По сюжету, молодая пара невольно оказывается в городе, где всем заправляют дети. Ошарашенные подобным открытием, герои вскоре узнают, что находятся в смертельной опасности, ибо маленькие жители считают взрослых причиной всех проблем. Несмотря на неоднозначные отзывы, картина стала культовой и обзавелась несколькими сиквелами и перезапусками. А сама концепция «детей против взрослых» не раз использовалась и пародировалась в фильмах и сериалах, в том числе в ранних сезонах «Южного парка».

«Добрый сынок» (1993)

Маколей Калкин – некогда всеобщий любимец и один из самых известных актеров-детей, без которого вот уже более 30 лет не проходит ни один Новый год. Однако в фильмографии артиста было и немало других запоминающихся перформансов, раскрывавших его талант с неожиданных сторон. После картины «Добрый сынок» критики и часть зрителей остались в легком недоумении: обаятельный Кевин внезапно предстал перед ними в образе 12-летнего садиста без какой-либо эмпатии. Но еще удивительнее, что Калкин очень органично смотрелся в роли злодея.

Он сыграл мальчика Генри, в чью семью приезжает погостить двоюродный брат-одногодка Марк (Элайджа Вуд). Он сближается с родней и начинает замечать странности в поведении ровесника, которые затем перерастают в откровенную жестокость. Зрителям открываются страшная тайна Генри и причины его социопатических наклонностей – именно детская ревность, отсутствие понимания, потребность в постоянном внимании со стороны родителей превратили паренька в настоящего монстра.

И если мы все дружно смеемся над садизмом Кевина МакКаллистера каждые новогодние праздники, то в случае с Генри кровь стынет в жилах от осознания, что под маской невинного и улыбчивого мальчика может скрываться воплощение чистого зла.

«Что-то не так с Кевином» (2011)

Были времена, когда Эзра Миллер попадал в заголовки из-за своего таланта, а не из-за любви к эпатажу, агрессии и проблем с законом. Одним из самых ярких образов актера остается роль 15-летнего парня в фильме «Что-то не так с Кевином», где компанию молодому артисту составила легендарная Тильда Суинтон. Она сыграла любящую мать, а Эзра – ее опасного и неуравновешенного сына, чье поведение однажды приводит к трагическим последствиям.

По ходу повествования мы наблюдаем за трансформацией Кевина из обычного проблемного мальчика в сломленного, завистливого и жесткого подростка. Несмотря на его ненависть к матери, она остается единственным человеком, которая видит нарушения в психике ребенка и пытается что-то с этим сделать, пока остальные предпочитают закрывать глаза на его поведение. Именно эта слепота и приводит к печальному финалу. А мы тем временем стараемся понять, «что не так с Эзрой» и как работает damage control компании Warner Bros., пытающейся смягчить скандалы вокруг скандальной звезды многострадального «Флэша».

«Спокойной ночи, мамочка» (2014)

Можно оставаться монстром, даже заботясь о своих близких. Именно эта мысль появляется после просмотра австрийского триллера «Спокойной ночи, мамочка». Двое братьев-близнецов, Элиас и Лукас, не узнают родную мать после пластической операции: поведение женщины очень изменилось, а невозможность увидеть ее лицо, спрятанное под бинтами, усиливает тревогу детей. Мальчики решают проверить свои подозрения, но в какой-то момент заходят слишком далеко.

«Спокойной ночи, мамочка» – запутанный хоррор, наполненный атмосферой перманентного ужаса, который только усиливается после сюжетного клиффхэнгера. Фильм заставляет зрителей постоянно сомневаться в реальности происходящего: ты мечешься в симпатиях между детьми и мамой, не понимая, кто из них врет, а кто говорит правду. Именно из-за этих психологических американских горок больше всего пугает не «безликая» женщина, а добродушные и милые с виду близнецы, готовые пойти на все ради своих любимых.

«Гори, гори ясно» (2019)

С обычными детьми все более или менее понятно, но как обстоит ситуация с ребятами со сверхспособностями? Как показана их злость и жестокость на экране? Есть «Кэрри» с темой буллинга и его последствиями. Есть «Изгоняющий дьявола» c одержимой девочкой. А есть «Гори, гори ясно» – рассказ про злого Супермена без самого Супермена. Создатели взяли за основу историю происхождения Человека из стали и превратили ее в кровавый супергеройский хоррор.

«Гори, гори ясно» получился неровным: авторам не хватило смелости оторваться на полную катушку в нетривиальном сеттинге (привет, «Пацаны»). Однако концепция самого могущественного и известного супергероя, уже в юности переметнувшегося под влиянием обстоятельств на темную сторону, смотрится необычно и местами свежо. Особенно если сравнивать с наивностью и чрезмерной добротой современного супергеройского кино. Будем надеяться, что в дальнейшем у «Гори, гори ясно» появятся достойные последователи, поскольку создатели вряд ли захотят расширять вселенную после неудовлетворительных сборов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Комментарии  

Комментарии

Загрузка....
Вы все прочитали

Next page

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: