Автором идеи этого необычного спектакля стала ведущая актриса театра Виктория Исакова. Она призналась однажды, что прочитала «Дневник Анны Франк» еще в школе, и тогда самым страшным в этом дневнике ей показалась ситуация жизни в заточении, в замкнутом пространстве. Этот дневник девочки-подростка, по словам актрисы, «про свободу и про отсутствие этой свободы». Видимо, тема эта не давала Виктории покоя долгие годы, так и возникла идея перенести на сцену страницы из дневника. А форму этого действа придумал уже режиссер Семён Серзин, предложив превратить спектакль в «рок-ораторию» и пригласить в театр музыкантов своей любимой группы «АукцЫон».
Театр ищет новые формы, совмещая казалось бы несовместимое. Но в итоге получилась мощная и эмоциональная история, то, что принято называть «высоким искусством». «Для меня этот опыт, конечно, новый, — признался режиссер-постановщик Семён Серзин. — Главная идея — впрямую столкнуть театр с музыкой, на равных правах. Собственно, музыка и являет собой форму действия, в ней драматургия, она является сценографией, что ли, спектакля — как бы парадоксально это ни звучало. Не случайно здесь и музыка „АукцЫона“, созвучная этой противоречивой истории: здесь и бунт подростка (поэтому — рок), и ощущение страшной судьбоносности того времени (поэтому рок как судьба)».
Виктория Исакова появляется на сцене с размалеванным лицом циркового клоуна. И тексты из дневника Анны Франк поначалу звучат почти весело. Но очень скоро, прямо на глазах у зрителей, актриса смывает грим — и перед нами уже та самая Анна, 15-летняя девочка из далекого 1944-го года, от лица которой актриса и ведет рассказ. Точнее, зачитывает отрывки из чудом сохранившегося дневника. Структура повествования выбрана таким образом, что начинается рассказ практически от конца дневника, постепенно перелистывая страницы в обратном направлении. К тем первым дням, когда Анна, ее сестра, родители и их друзья нашли убежище на чердаке склада в центре Амстердама. Они просто хотели выжить, спасаясь от преследовавших евреев нацистов. Не предполагая, сколько лет им предстоит провести в этом заточении, и уж вовсе не догадываясь, как участь ждет каждого. Как известно, выжить удалось лишь отцу Анны, который обнаружил и опубликовал дневник своей дочери. Остальные погибли в концлагере.
Отбором текстов из «Дневника» Виктория Исакова занималась вместе с режиссером. И в этих отрывках нет ни ужаса, ни безнадежности. А есть отражение самых сокровенных переживаний девочки-подростка — от первой влюбленности и полового созревания до философских размышлений, например, о роли женщины в обществе. Более того, в своем Дневнике Анна описала и забавные истории из их жизни в изоляции и даже некоторые еврейские анекдоты. Так что главная тональность спектакля все-таки жизнеутверждающая. О мастерстве актрисы, сумевшей передать все эмоции, которые перенесла на страницы Дневника реальная Анна, и говорить не приходится. От ее лица глаз невозможно оторвать, столь проникновенны и точны выбранные ею интонации. Она то обращается к залу, то словно заглядывает внутрь себя, а то и вовсе ведет своего рода диалог с музыкантами.
Музыка в этом спектакле стала и его формой, и важным элементом сценографии. Именно музыканты да еще видеоинсталляции на небольших экранах по периметру сцены — вот и все сценическое решение. Композитор Николай Бичан был и автором музыки к спектаклю, и поработал над аранжировкой песен групп «АукцЫон» и «Кино». Из заявленной группы «АукцЫон» в спектакле были заняты всего два музыканта, остальные — из «Аквариума» и ДДТ.
Если же попытаться разобраться, почему к «Дневнику Анны Франк» театры обращаются вновь и вновь, то можно придти к такому вот простому выводу: ведь это своего рода памятник миллионам загубленных войной жизней. И только так, постоянно к этой теме возвращаясь, можно сохранить память о главной трагедии любой войны — принесенных ей в жертву человеческих жизнях.
Путешественники – люди, для которых дорога становится профессией и судьбой. Их путь ведет сквозь горные шторма, океанские просторы, снежные пустыни…
Российский рынок онлайн-видеосервисов продолжает расти поразительными темпами. Согласно последнему отчету аналитической компании TelecomDaily, за первые шесть месяцев 2025 года общая выручка легальных…
Мультсериал «Царь горы» неожиданно вернулся спустя 15 лет после закрытия, да еще и в концептуально обновленном виде. Теперь это анимационный…
Возрождение культовой пародии про лейтенанта полиции, кажется, само по себе звучит как шутка. Спустя три десятилетия после триквела с Лесли…
Премьера постановки «Кабала святош» по пьесе Михаила Булгакова состоится в МХТ имени Чехова 4 сентября. Роль Мольера в спектакле Юрия…
С 17 августа в рамках Московской международной недели кино по столице будет курсировать первый мобильный кинотеатр, который покажет фильмы на…