Рецензии

Виктория Исакова в спектакле-акции «Рок. Дневник Анны Франк»

Автором идеи этого необычного спектакля стала ведущая актриса театра Виктория Исакова. Она призналась однажды, что прочитала «Дневник Анны Франк» еще в школе, и тогда самым страшным в этом дневнике ей показалась ситуация жизни в заточении, в замкнутом пространстве. Этот дневник девочки-подростка, по словам актрисы, «про свободу и про отсутствие этой свободы». Видимо, тема эта не давала Виктории покоя долгие годы, так и возникла идея перенести на сцену страницы из дневника. А форму этого действа придумал уже режиссер Семён Серзин, предложив превратить спектакль в «рок-ораторию» и пригласить в театр музыкантов своей любимой группы «АукцЫон».

Театр ищет новые формы, совмещая казалось бы несовместимое. Но в итоге получилась мощная и эмоциональная история, то, что принято называть «высоким искусством». «Для меня этот опыт, конечно, новый, — признался режиссер-постановщик Семён Серзин. — Главная идея — впрямую столкнуть театр с музыкой, на равных правах. Собственно, музыка и являет собой форму действия, в ней драматургия, она является сценографией, что ли, спектакля — как бы парадоксально это ни звучало. Не случайно здесь и музыка „АукцЫона“, созвучная этой противоречивой истории: здесь и бунт подростка (поэтому — рок), и ощущение страшной судьбоносности того времени (поэтому рок как судьба)».

Виктория Исакова появляется на сцене с размалеванным лицом циркового клоуна. И тексты из дневника Анны Франк поначалу звучат почти весело. Но очень скоро, прямо на глазах у зрителей, актриса смывает грим — и перед нами уже та самая Анна, 15-летняя девочка из далекого 1944-го года, от лица которой актриса и ведет рассказ. Точнее, зачитывает отрывки из чудом сохранившегося дневника. Структура повествования выбрана таким образом, что начинается рассказ практически от конца дневника, постепенно перелистывая страницы в обратном направлении. К тем первым дням, когда Анна, ее сестра, родители и их друзья нашли убежище на чердаке склада в центре Амстердама. Они просто хотели выжить, спасаясь от преследовавших евреев нацистов. Не предполагая, сколько лет им предстоит провести в этом заточении, и уж вовсе не догадываясь, как участь ждет каждого. Как известно, выжить удалось лишь отцу Анны, который обнаружил и опубликовал дневник своей дочери. Остальные погибли в концлагере.

Отбором текстов из «Дневника» Виктория Исакова занималась вместе с режиссером. И в этих отрывках нет ни ужаса, ни безнадежности. А есть отражение самых сокровенных переживаний девочки-подростка — от первой влюбленности и полового созревания до философских размышлений, например, о роли женщины в обществе. Более того, в своем Дневнике Анна описала и забавные истории из их жизни в изоляции и даже некоторые еврейские анекдоты. Так что главная тональность спектакля все-таки жизнеутверждающая. О мастерстве актрисы, сумевшей передать все эмоции, которые перенесла на страницы Дневника реальная Анна, и говорить не приходится. От ее лица глаз невозможно оторвать, столь проникновенны и точны выбранные ею интонации. Она то обращается к залу, то словно заглядывает внутрь себя, а то и вовсе ведет своего рода диалог с музыкантами.

Музыка в этом спектакле стала и его формой, и важным элементом сценографии. Именно музыканты да еще видеоинсталляции на небольших экранах по периметру сцены — вот и все сценическое решение. Композитор Николай Бичан был и автором музыки к спектаклю, и поработал над аранжировкой песен групп «АукцЫон» и «Кино». Из заявленной группы «АукцЫон» в спектакле были заняты всего два музыканта, остальные — из «Аквариума» и ДДТ.

Если же попытаться разобраться, почему к «Дневнику Анны Франк» театры обращаются вновь и вновь, то можно придти к такому вот простому выводу: ведь это своего рода памятник миллионам загубленных войной жизней. И только так, постоянно к этой теме возвращаясь, можно сохранить память о главной трагедии любой войны — принесенных ей в жертву человеческих жизнях.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

Где-то я это уже слышал: Культовые звуковые эффекты в кино

У вас же возникало чувство, когда при просмотре фильма определенный звук кажется очень знакомым. Словно вы уже слышали его где-то…

14 часов назад

Правда или действие: Рецензия на технотриллер «Голосовой помощник»

Однажды в студеную осеннюю пору пятеро давних друзей решили снять навороченный коттедж в элитном поселке «Лесная сказка» и вспомнить былое…

17 часов назад

Гоголевские герои зачитают рэп со сцены Губернского театра

21 и 22 ноября на Малой сцене Губернского театра состоится премьера хип-хоп спектакля «Ревизор». Режиссером постановки стал Юрий Квятковский («Кабала…

22 часа назад

«Жатва» с Калебом Лэндри Джонсом: Сонный фолк о чужих среди своих

В крошечной деревеньке, затерянной в пространстве и времени, творится недоброе: неизвестный злоумышленник поджигает голубятню. Когда в округе появляется трое чужаков,…

23 часа назад

«Бриллиантовая бабочка» и молодые таланты: Как проходит киносессия «Творчество объединяет»

С 20 октября по 7 ноября 2025 года в Академии кинематографического и театрального искусства Н.С. Михалкова проходит международная кинематографическая сессия…

2 дня назад

«Баллада о маленьком игроке»: Колин Фаррелл красочно прожигает жизнь в далеком Макао

На Netflix вышла новая работа Эдварда Бергера, режиссера нашумевших фильмов «На Западном фронте без перемен» (7 премий BAFTA при 14…

2 дня назад