Виктория Исакова в спектакле-акции «Рок. Дневник Анны Франк» | КиноРепортер
КиноРепортер > Рецензии > Театр > Виктория Исакова в спектакле-акции «Рок. Дневник Анны Франк»

Виктория Исакова в спектакле-акции «Рок. Дневник Анны Франк»

15 мая 2019 / Эвелина Гурецкая
Виктория Исакова в спектакле-акции «Рок. Дневник Анны Франк»

Единственный раз на сцене Театра имени Пушкина был представлен спектакль-акция «Рок. Дневник Анны Франк», посвященный памяти сгинувшей в концлагере еврейской девочки, которой в этом году исполнилось бы 90 лет.

Автором идеи этого необычного спектакля стала ведущая актриса театра Виктория Исакова. Она призналась однажды, что прочитала «Дневник Анны Франк» еще в школе, и тогда самым страшным в этом дневнике ей показалась ситуация жизни в заточении, в замкнутом пространстве. Этот дневник девочки-подростка, по словам актрисы, «про свободу и про отсутствие этой свободы». Видимо, тема эта не давала Виктории покоя долгие годы, так и возникла идея перенести на сцену страницы из дневника. А форму этого действа придумал уже режиссер Семён Серзин, предложив превратить спектакль в «рок-ораторию» и пригласить в театр музыкантов своей любимой группы «АукцЫон».

Театр ищет новые формы, совмещая казалось бы несовместимое. Но в итоге получилась мощная и эмоциональная история, то, что принято называть «высоким искусством». «Для меня этот опыт, конечно, новый, — признался режиссер-постановщик Семён Серзин. — Главная идея — впрямую столкнуть театр с музыкой, на равных правах. Собственно, музыка и являет собой форму действия, в ней драматургия, она является сценографией, что ли, спектакля — как бы парадоксально это ни звучало. Не случайно здесь и музыка „АукцЫона“, созвучная этой противоречивой истории: здесь и бунт подростка (поэтому — рок), и ощущение страшной судьбоносности того времени (поэтому рок как судьба)».

Виктория Исакова появляется на сцене с размалеванным лицом циркового клоуна. И тексты из дневника Анны Франк поначалу звучат почти весело. Но очень скоро, прямо на глазах у зрителей, актриса смывает грим — и перед нами уже та самая Анна, 15-летняя девочка из далекого 1944-го года, от лица которой актриса и ведет рассказ. Точнее, зачитывает отрывки из чудом сохранившегося дневника. Структура повествования выбрана таким образом, что начинается рассказ практически от конца дневника, постепенно перелистывая страницы в обратном направлении. К тем первым дням, когда Анна, ее сестра, родители и их друзья нашли убежище на чердаке склада в центре Амстердама. Они просто хотели выжить, спасаясь от преследовавших евреев нацистов. Не предполагая, сколько лет им предстоит провести в этом заточении, и уж вовсе не догадываясь, как участь ждет каждого. Как известно, выжить удалось лишь отцу Анны, который обнаружил и опубликовал дневник своей дочери. Остальные погибли в концлагере.

Отбором текстов из «Дневника» Виктория Исакова занималась вместе с режиссером. И в этих отрывках нет ни ужаса, ни безнадежности. А есть отражение самых сокровенных переживаний девочки-подростка — от первой влюбленности и полового созревания до философских размышлений, например, о роли женщины в обществе. Более того, в своем Дневнике Анна описала и забавные истории из их жизни в изоляции и даже некоторые еврейские анекдоты. Так что главная тональность спектакля все-таки жизнеутверждающая. О мастерстве актрисы, сумевшей передать все эмоции, которые перенесла на страницы Дневника реальная Анна, и говорить не приходится. От ее лица глаз невозможно оторвать, столь проникновенны и точны выбранные ею интонации. Она то обращается к залу, то словно заглядывает внутрь себя, а то и вовсе ведет своего рода диалог с музыкантами.

Музыка в этом спектакле стала и его формой, и важным элементом сценографии. Именно музыканты да еще видеоинсталляции на небольших экранах по периметру сцены — вот и все сценическое решение. Композитор Николай Бичан был и автором музыки к спектаклю, и поработал над аранжировкой песен групп «АукцЫон» и «Кино». Из заявленной группы «АукцЫон» в спектакле были заняты всего два музыканта, остальные — из «Аквариума» и ДДТ.

Если же попытаться разобраться, почему к «Дневнику Анны Франк» театры обращаются вновь и вновь, то можно придти к такому вот простому выводу: ведь это своего рода памятник миллионам загубленных войной жизней. И только так, постоянно к этой теме возвращаясь, можно сохранить память о главной трагедии любой войны — принесенных ей в жертву человеческих жизнях.

Читайте также

Успею добежать до канадской границы: Рецензия на фильм «Путь: Во все тяжкие» Кино
11 октября 2019
Успею добежать до канадской границы: Рецензия на фильм «Путь: Во все тяжкие»

Netflix выпустил полнометражный эпилог культового сериала Винса Гиллигана. Последние сомнения в том, что «Во все тяжкие» — на самом деле неовестерн, развеялись как дым после выстрела.

Звуки зомби: Рецензия на фильм «Маленькие чудовища» Кино
11 октября 2019
Звуки зомби: Рецензия на фильм «Маленькие чудовища»

Не совсем традиционный гибрид хоррора и ромкома с Лупитой Нионго. Неровная в плане юмора история о преодолении инфантилизма на фоне зомби-апокалипсиса.

Смит против Смита: Рецензия на фильм «Гемини» Энга Ли Кино
10 октября 2019
Смит против Смита: Рецензия на фильм «Гемини» Энга Ли

Новый экшен с Уиллом Смитом как пример проходного боевика категории Б.

Дважды в одну реку: Рецензия на фильм «Дождливый день в Нью-Йорке» Вуди Аллена Кино
10 октября 2019
Дважды в одну реку: Рецензия на фильм «Дождливый день в Нью-Йорке» Вуди Аллена

Очередная картина выдающегося комедиографа, слишком похожая на другие его работы — несмотря на оригинальный сюжет.