Кино

Вестерны в Венеции: Бунт против традиций

В 1960-1970-х годах прошлого века в Италии гремели спагетти-вестерны, и теперь жанр возвращается в страну, ставшую для него второй родиной. На 78-м Венецианском кинофестивале показали сразу несколько вестернов, как в основном конкурсе, так и в параллельных программах.

Например, в документальном фильме «Джанго и Джанго» Квентин Тарантино, Руджеро Деодато (режиссер «Ада каннибалов») и актер Франко Неро беседуют о творчестве Серджио Корбуччи. Итальянский мастер снял классического «Джанго» 1966 года, «Великое молчание» с Жан-Луи Трентиньяном и Клаусом Кински и другие нетленные шедевры вроде «Блефа» и «Синьора Робинзона». Да и нашумевшая «Дюна» Дени Вильнева – не что иное, как масштабный космический вестерн, где пустынные земли фременов заменяют пустоши Техаса и Аризоны.

Представители этого жанра нечасто гостят на крупных смотрах. В Венеции же нашлось сразу две заметных картины с диаметрально противоположным подходом к традициям вестернов. «КиноРепортер» решил повнимательнее присмотреться к ним и узнать, в чем же заключалась новизна одного из них и консерватизм другого.

«Власть пса»

реж. Джейн Кэмпион

Когда-то имя новозеландской постановщицы Джейн Кэмпион гремело на весь мир. Ее полнометражный дебют «Душечка» номинировался на «Золотую пальмовую ветвь» в Каннах, а психологическая драма «Пианино» завоевала «Ветвь», «Сезара» и «Оскара» за лучший сценарий. В 2009-м Кэмпион создала искусный байопик «Яркая звезда» о трагической жизни поэта-романтика Джона Китса, после чего не снимала полнометражное кино больше 10 лет. А в 2021 году вернулась, причем сразу в основной конкурс Венецианского фестиваля. Что же из этого вышло, помимо 4-минутной овации?

Действие «Власти пса» разворачивается в начале XX века. Бенедикт Камбербэтч и Джесси Племонс сыграли братьев и по совместительству владельцев ранчо, затерянного где-то на просторах Монтаны. Первый, Фил, – деспот с тяжелым характером и твердой рукой. Второй, Джордж, – слабовольный рохля. Однажды он женится на хозяйке местного трактира (Кирстен Данст), которая вскоре переезжает к братьям на ранчо. И берет с собой своего сына (Коди Смит-Макфи). Здесь-то и начинается трансформация каноничного маскулинного вестерна в авторское высказывание о запутанной природе мужественности и сексуальностиу паренька тоже появляется воздыхатель. Им становится брутальный Фил.

16 лет назад «Горбатая гора» Энга Ли доказала, что о тонких чувствах ковбоев можно рассуждать иначе, чем это делали Джон Форд, Ховард Хоукс и другие классики жанра. Фильм удостоился трех «Оскаров» (за режиссуру, адаптированный сценарий и музыку) и продемонстрировал эффективность нетривиального подхода к знакомым сюжетам. Кэмпион пошла по стопам Ли, и ее эксперимент, судя по всему, тоже удался.

«Власть пса» не только прекрасно выглядит и звучит благодаря стараниям оператора Эри Вегнер («Леди Макбет») и композитора Джонни Гринвуда из Radiohead («Нефть», «Призрачная нить»). Также лента мастерски рассказывает о подавленной чувственности, прорывающейся наружу и подогревающей оскаровские амбиции Камбербэтча. Латентный гей, который ненавидит мыться, лихо кастрирует быков и угрюмо наяривает на банджо, – такого персонажа вестерны еще не видели.

«Старый Генри»

реж. Потси Понцироли

В отличие от Кэмпион, Понцироли может похвастаться разве что звучной фамилией и ситкомом «Все еще король» с папой Майли Сайрус Билли Рэем. А его вестерн не претендует на лавры, хоть и привлекает старомодной верностью традициям.

Тим Блейк Нельсон, звезда «Баллады Бастера Скраггса» братьев Коэн, играет усталого фермера, который явно знавал лучшие времена. Он живет на скромном ранчо в Оклахоме и воспитывает сына (Гэвин Льюис), а тот мечтает побыстрее свалить из-под родительской опеки. В один совсем не прекрасный день герой натыкается на раненого мужчину (Скотт Хейз) с мешком денег, а вслед за ним объявляется хмурый тип в черной шляпе (Стивен Дорфф). Сразу ясно, что разборок не избежать.

«Старый Генри» выдержан в болезненной, осенней цветовой гамме, подчеркивающей унылое однообразие фермерского быта, и действие в нем разворачивается крайне медленно, как наверняка и текла жизнь на Диком Западе. Фильм старательно обыгрывает стереотипные для вестернов ситуации и образы: конфликт поколений, мирный земледелец, вынужденный взяться за ружье, плохие и хорошие незнакомцы, юношеские мечты о лучшем будущем… Все это компетентно написано и поставлено, однако Понцироли показался зрителям не подающим надежды режиссером, а сварливым стариком, вспоминающим у камина старые добрые деньки. В принципе здесь нет ничего дурного. Но и откровений не ждите.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

В «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится премьера спектакля «На дне»

13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…

12 часов назад

«УничтоЖанна»: Супергероика категории Ы

Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…

14 часов назад

В Театре Мимики и Жеста премьера – инклюзивный спектакль «Итак, мы начинаем!»

В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…

15 часов назад

Сокровища Урала в новом российском кино. Часть 2

В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…

18 часов назад

Объявлены лауреаты премии «МедиаБренд»

20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…

20 часов назад

Назови меня своим именем: Как телевидение завоевывает интернет

Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…

23 часа назад