Мальчишки и девчонки противостоят инопланетянам, колдуньям и ходячим пальцам.
1 июня – это не только начало долгожданного лета, но и, разумеется, Международный день защиты детей. В прошлом году «КиноРепортер» подошел к этому событию с необычной стороны– мы рассказали о фильмах, где ребятишки выступают в роли главных злодеев. В этот раз наша подборка посвящена проектам, в которых детям под силу спасти любые миры, реальные и фэнтезийные.
«Факультет» (1998)
В конце 1990-х Miramax стала присматриваться к молодежным ужастикам/триллерам на фоне возросшей популярности жанра. Имея на руках драфтовый сценарий, братья Вайнштейн пригласили для его доработки специалиста по подростковым хоррорам Кевина Уильямсона, работавшего над культовыми «Крик» и «Я знаю, что вы сделали прошлым летом». Автор должен был стать и режиссером будущей ленты, но он был занят собственным проектом, поэтому в кресле постановщика в итоге оказался Роберт Родригес.
«Факультет» представлял собой плод любви «Вторжения похитителей тел», «Клуба «Завтрак» и «Нечто». История про борьбу школьников с инопланетной угрозой получилась одновременно пугающей и забавной, с густой атмосферой паранойи вперемешку с сексом. Как Родригес и умеет. Противостояние пришельцам служит фоном для раскрытия таких остросоциальных тем, как буллинг, наркотики, бунт против деспотичных взрослых и выбор будущей карьеры.
Как это было и с прошлыми работами Родригеса, «Факультет» запустил карьеры сразу нескольких талантливых голливудских дарований. Не считая Элайджа Вуда, снимавшегося в кино практически с пеленок, лента послужила творческим трамплином для Джоша Хартнетта, Клеа Дюваль, Джорданы Брюстер и Шона Хэтоси.
«Дети шпионов» (2001)
Пройдут месяцы и года, но мы все равно будем помнить, что полное имя главной героини «Дети шпионов» – Кармен Элизабет Хуанита Эхо Скай Браво Кортес. А микроволновку для «Макдональдса» ребята по всему миру в свое время хотели даже больше, чем печку для пиццы из «Назад в будущее». В начале нулевых после плеяды криминальных боевиков и комедийных хорроров Родригес приятно удивил аудиторию, выпустив качественную для своего времени семейную ленту. Сюжет повествует о Кармен и «Джуни» Кортес, брате с сестрой, которые узнают, что их родители – бывшие секретные агенты. Во время выполнения очередного задания мама и папа оказываются в плену у суперзлодея, и теперь детишкам предстоит пройти курс молодого шпиона, чтобы самим остановить негодяя и спасти мир.
Проект показал, насколько гибким и универсальным может быть Родригес как режиссер. Даже в таком ограниченном жанре как семейное кино, постановщик смог остаться верен своей любви к чернухе и безумию. Успех фильма сподвиг Родригеса выпустить два продолжения в течение двух лет. Если «Остров несбывшихся надежд» получился слабее оригинала и собрал меньшую кассу, то «Игра окончена», получившая еще более низкие оценки, смогла стать самой кассовой частью франшизы. Все из-за 3D-формата, который в 2003 году был редким явлением для массового кинопроката. «Аватар» Кэмерона выйдет только через шесть лет.
Изначально «Дети шпионов» позиционировались как трилогия, и Родригес не хотел паразитировать на франшизе. Он попытался повторить успех в семейном жанре с помощью «Приключений Шаркбоя и Лавы», духовного наследника «Детей шпионов». Однако фильм с треском провалился. Позже Родригес вновь вернется к любимой шпионской серии, но оба сомнительных сиквела поставят крест на планах по возрождению «Детей шпионов».
«Хроники Нарнии» (2005)
Семейство Певенси тоже в некотором роде спасло мир. Правда, не наш, а фэнтезийный. Четверо детей, переживающих ужасы Второй мировой войны, переезжают ради своей безопасности в деревню к другу семьи. Однажды во время игры в прятки герои обнаруживают странный шкаф, оказывающийся порталом в волшебный мир Нарнии. Там ребята знакомятся с необычными жителями королевства, которые рассказывают им о столетней тирании Белой колдуньи. Семейство решает во что бы то ни стало помочь угнетаемым, и во главе с говорящим львом Асланом дети вступают со злодейкой в решающую битву.
«Хроники Нарнии» пытались экранизировать еще в прошлом веке, но достойной реализации не хватало технологических решений, полноценно появившихся в кинематографе только в новом тысячелетии. «Лев, колдунья и волшебный шкаф» удачно попал в фэнтезийный тренд, возглавляемый «Гарри Поттером» и «Властелином колец», и собрал внушительную кассу в $745 млн. при бюджете в $180 млн.
У произведений Роулинг и Толкина появился достойный конкурент на широком экране, однако реализовать потенциал франшизы авторы так и не смогли. Работа над продолжения велась достаточно долго, и к 2010-ому году с выходом третьего фильма «Покоритель Зари» интерес аудитории к серии спал. Четвертая часть должна был стать адаптацией «Серебряного кресла», но проект оказался в производственном аду. Пока в 2018 году права на «Хроники Нарнии» не выкупил Netflix, известный своим «трепетным» отношением к литературным произведениям.
«Игра Эндера» (2013)
«Игра Эндера» воплощает собой две детских мечты – неограниченный доступ к видеоиграм и спасение мира. В основу фильма лег одноименный роман Орсона Скотта Карда, в котором рассказывается о гениальных детях, втянутых в межгалактическую войну, которая ведется путем компьютерной симуляции. Уничтожая цифровых врагов во время испытаний, юные кадеты на самом деле участвовали в реальных сражениях и невольно убивали настоящих пришельцев. Как и оригинальное произведение, экранизация поднимала серьезные вопросы об этике, геноциде и использовании детского мышления в военных целях.
Основной целью эксперимента было желание высшего комического командования продемонстрировать потенциал мальчишек и девчонок как нового типа стратегов. Неопытным детям свойственно идти на опасные риски. Особенно в геймифицированных процессах. И именно по этой причине в решающий момент несовершеннолетние полководцы могут придумать нетривиальный выход из тупика. Что, собственно, и продемонстрировал финал «Игры Эндера». Печален тот факт, что лента в отличии от оригинального романа не так глубоко раскрывает моральный аспект эксперимента, жертвуя психологизмом в угоду эффектности действия.
«Могучие рейнджеры» (2017)
«Могучие рейнджеры» появились в 1990-е, и для многих российских детей и подростков приключения подростков в разноцветных костюмах стали первым знакомством с супергеройским жанром (если быть точным, то с токусацу). Сериалы про Могучих рейнджеров не переставали выходить в течение 30 лет, меняя актерский состав между сезонами. Наращивая и развивая лор франшизы, ее авторы со временем даже начали делать кроссоверы с разными командами героев, а масштабу и эпичности истории позавидовала бы даже студия Marvel.
Однако с полными метрами Могучие рейнджеры не очень дружили. В начале своего пути они получили два фильма, связанных непосредственно с сериалом. Вернулись Могучие рейнджеры на широкие экраны только в 2017 году. Причем сам проект был полностью обособлен от основной серии. На роль ментора героев создатели пригласили Брайана Крэнстона, а партия злодейки Риты Репульсы досталась Элизабет Бэнкс.
При всех своих достоинствах перезапуск получил сдержанные отзывы критиков и провалился в прокате. Однако если рассматривать фильм как отправную точку в знакомстве с Могучими рейнджерами, то с этой задачей он вполне себе справляется.
«Излом времени» (2018)
«Излом времени» – это исключительно женский продукт. Ава Дюверней в кресле режиссера. Сценарий за авторством Дженнифер Ли («Ральф» и «Холодное сердце»). Две фем-иконы в актерском составе, Риз Уизерспун и Опра Уинфри. И будущая звезда «Эйфории» Сторм Рид в главной роли. Даже «девушкой в беде» тут выступает персонаж Криса Пайна. По сюжету, отец главной героини, 13-летней Мэг Мерри, исчезает во время одного из своих научных экспериментов. Девочка вместе со своими друзьями отправляется на поиски папы, и их путешествие пролегает через разные фантасмагорические миры.
Для Дюверней, прежде занимавшейся документальными фильмами, «Излом времени» стал пробой пера в фэнтезийном жанре. Несмотря на трогательное настроение истории и красочный визуал, сюжет фильма трещит под тяжестью собственной амбициозности. В то же время для юной аудитории это будет увлекательное, искреннее и воодушевляющие представление, в которое авторы вложили вовлекающую драму, правильные посылы и неиссякаемое чувство оптимизма.
Комментарии