Антинаркотическая пропаганда из Ирландии, приговор человечеству из ЮАР и жуть от автора первой «Годзиллы».
Ах, лето, прекрасная пора! Хочешь – на рыбалку уматывай. Хочешь – с друзьями на даче зависай. Хочешь – по стране нашей необъятной катайся. Еще, конечно, можно в лес за грибами наведаться. Но тогда стоит глядеть в оба, а то проблем не оберешься.
Заблудишься, а волонтерам придется с ног сбиваться, чтобы тебя разыскать. Зазеваешься, и Черные всадники из-за угла выскочат. А то и вовсе заразишься вирусом от проклятого кордицепса. Впрочем, пускай эти ужасы исключительно на экранах остаются. Поэтому к вашим услугам – заботливо составленная нами подборка грибных хорроров, в которой нашлось место прелюбопытным экземплярам из Великобритании, Ирландии, США, Японии и даже ЮАР.
«Нападение людей-грибов» (1963)
Задолго до релиза «Одних из нас» безобидные грибочки превратились в источник заразы в руках азиатских умельцев. На заре 1960-х режиссер Исиро Хонда, признанный гуру жанра кайдзю и автор самого первого фильма про Годзиллу 1954 года, создал причудливую смесь психологического хоррора и сай-фая под названием «Нападение людей-грибов». Цепочку загадочных событий запустило крушение яхты, которую вместе с экипажем выбросило на остров. Выжившие бродят по нему и в дремучем лесу, где давненько не ступала нога человека, набредают на экзотические грибочки. А вдобавок находят другой потерпевший бедствие корабль, запятнанный вредной радиоактивной плесенью.
Вскоре становится ясно, что с грибочками шутки плохи. Всякий, кто вкусит запретный плод, утратит прежний облик и обратится в плотоядную грибовидную сущность. Занятно, что «Нападение людей-грибов» – совсем не трэш, как бы на это ни намекал заголовок, а серьезное драматическое кино. Тревожное, визионерское и пригвождающее к дивану беспросветно мрачным финалом. Оно настолько опередило свое время, что критики просто не понимали, как воспринимать увиденное. Поэтому дружно обругали.
Еще и власти вмешались, ополчившись на ленту из-за «грибного» грима, напоминающего ранения жертв бомбардировок Хиросимы и Нагасаки. Жаль, что о «Людях-грибах» до сих пор мало кто знает: всеобщую осведомленность мог повысить Стивен Содерберг, проникшийся картиной в нежные детские годы, но ему не удалось уладить детали ремейка с правообладателем – студией Toho.
«Грибы» (2007)
Компания парней и девушек летит из Штатов в Ирландию за грибочками. Да не обычными, а психоделическими. Цель – спокойное уединение на природе, в заповеднике Гленгарифф. Герой Джека Хьюстона по дороге излагает остальным курс молодого грибника: рассказывает, где волшебные грибки растут, как их принимать («заваривать с чаем») и на какие эффекты стоит надеяться («высшая мудрость»). Но все выходит из-под контроля, когда одна из девиц решает слопать грибок, от которого ей настоятельно рекомендовали держаться подальше.
В общем, картина эта лишний раз напоминает: не гоже всякую дрянь в лесу срывать и в рот засовывать. Одно дело – родные белые, подосиновики да подберезовики. Но совсем другое – противные поганки, еще и растущие в хмурой ирландской глуши. Сам фильм же – позабытый, но приличный хоррор из нулевых, который так приятно смотреть дождливой ночью в палатке. Попробуйте, вдруг понравится. В комплекте с грибами идут угрожающего вида реднеки с топорами, зловещие фигуры в черных балахонах, легенды ирландских друидов, страшилки у костра, говорящие коровы и финальный шьямалановский твист.
«Поле в Англии» (2013)
В 2011 году британец Бен Уитли снял вторую полнометражку «Список смертников», которая нокаутировала публику одной из самых шокирующих концовок всех времен. Затем он размялся на альманахе «Азбука смерти» в компании видных деятелей уровня Адама Вингарда («Тебе конец!») и Тая Уэста («X») и удачно замиксовал убийства с убойными шутками в чернущей комедии «Раз! Два! Три! Умри!». А за этим последовало умопомрачительное «Поле в Англии», где группа товарищей сбегает с полей Гражданской войны XVII века и направляется на поиски пивняка, но вместо этого наталкивается на дикорастущие грибки. Экологически чистые, однако с побочками.
Далее начинается действо, с трудом поддающееся адекватному описанию и логическому осмыслению. Упомянем лишь, что здесь замешано некое сокровище, которое герои стараются отыскать. Слетая попутно с катушек и совершая антигуманные акты в отношении друг друга. Уитли никогда не снимал хорроры в классическом понимании, но наколдовывал затейливое варево из оккультизма, галлюцинаций и мистических фолк-мотивов, заглядывая в замочную скважину на двери восприятия и пытаясь изучить непознаваемое. Результат – гипнотический эффект похмелья без капли алкоголя, после которого еще долго тянет отмыться от не существующей в реальности мокрой земли.
«Гайя: Месть богов» (2020)
Не ходите, дети, в Африку гулять! Кто знает, что за ужасы таятся в тамошних лесах… Героиня этого фильма не послушалась и сунулась в чащу за сломанным дроном – хотя предупреждал ее проводник, что в этих краях вообще-то люди пропадают. Невдомек дамочке, что там поселился психованный затворник, желающий отомстить человечеству за чрезмерное самомнение с помощью древней богини. А богиня эта загадочным образом связана со странными грибочками, которые произрастают на деревьях (ну и на людях заодно).
Теоретически их даже можно в пищу пускать. Еще с ними легко словить глюки и отправиться в трип, дабы тайну мироздания познать. Вдобавок они способны найти благодатную почву на теле мирного путника и превратить его в жуткого вида грибочеловека. Где-то неподалеку вполне отчетливо маячит призрак «Одних из нас», в данном случае – чисто в игровом варианте. Но никто ж не запрещал постановщику Яко Бауверу, который, увы, больше ничем заметным не прославился, вдохновляться лучшими. А теперь не грех и его собственной картиной вдохновиться – несовершенным, но колоритным и самобытным хоррором с филигранным саунд-дизайном и дикой атмосферой первобытного безумия.
«В земле» (2021)
Ну и под занавес – еще один психоделический жутик мастерюги Бена Уитли. Который после этого резко переквалифицировался в автора блокбастеров и снял сиквел акульего экшена «Мег» с Джейсоном Стэйтемом – до сих пор трудно поверить, что это не очередной трип из предыдущих фильмов Уитли. Итак, в разгар неизвестной эпидемии, отчетливо напоминающей коронавирусную, мужчина-биолог и женщина-рейнджер отправляются в лес. На поиски другой исследовательницы, пропавшей в процессе изучения местной микоризы (симбиоз грибов и растений).
Чуть позже им встречается неуравновешенный отшельник, которого хлебом не корми – дай провести парочку пугающих языческих ритуалов. До персонажей мало-помалу доходит, что с микоризой очень странные дела творятся. А галлюциногенные грибные споры явно связаны с таинственной сущностью, проживающей, по словам отшельника, где-то в чаще. Едва ли Бен Уитли наслышан о меме про британских ученых, но здесь он как нельзя кстати: герои пытаются доказать что-то крайне запутанное и чудесатое и по ходу дела сами перестают отличать реальность от грез. Открытый финал ситуации особо не проясняет, но бродить по этому шизофреническому лабиринту можно и без путеводных нитей. Знания – ничто. Вера – все.
Комментарии