Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors
Search in posts
Search in pages
Слушать подкаст
|
КиноРепортер > Кино > Ужасы Черного континента

Ужасы Черного континента

28 августа 2022 /
Ужасы Черного континента
Кадр из фильма «Гайя: Месть богов»

Ведьмы из Туниса, пожиратель детей из Марокко, женщина-змея из Нигерии и люди-грибы из ЮАР.

Корней Чуковский, предостерегая нас от прогулок по Африке, о многом умолчал. Помимо акул, горилл, крокодилов и Бармалея, эта обширная горячая земля таит в себе бесчисленное количество других опасностей. О них-то мы сейчас и поговорим. Перед вами – подборка фильмов ужасов из африканских стран о различных созданиях, преимущественно сверхъестественных, представляющих смертельную угрозу для человека. Все они тоже непременно будут вас кусать, бить и обижать в том случае, если вы, вопреки рекомендациям уважаемого Корнея Ивановича, рискнете отправиться в Африку на променад. 

«Дашра» (2018)

Тунис

Трое студентов журфака в рамках работы над курсовым проектом расследуют загадочное дело пациентки психиатрической лечебницы, которую 20 лет назад обнаружили на дороге, и с тех пор никто так и не сумел толком выяснить, кто она и откуда взялась. Расследование приводит их в затерянную среди лесов деревню, где явно творится что-то неладное.

Автор фильма Абдельхамид Бушнак (его дебютный полный метр, кстати) уже за то достоин похвалы, что устоял перед соблазном прибегнуть к формату found footage, даром что уши «Ведьмы из Блэр» тут во все стороны торчат. Впрочем, суматошной беготней меж деревьев «Дашра» отнюдь не ограничивается, предпочитая бегать в том числе между субжанрами. Благо внушительный для хоррора хронометраж позволяет сразу несколько базовых тем охватить, начиная с ночного визита в отделение для буйно помешанных и заканчивая ведьмовством. А кроме того, в наличии имеется твист в стиле «Пилы» (музычки только не хватает соответствующей) и дружная веселая компания людоедов.

«Бугимен» (2018)

Марокко

Хмурый полицейский занят поиском злоумышленника, похищающего детей. А злоумышленник этот на самом деле – не маньяк какой-нибудь, а потусторонняя сущность. С которой хмурый полицейский уже сталкивался в далеком детстве. Как и его друзья, кстати. Но за прошедшие годы все они о том почти забыли. Теперь же им вновь предстоит с демоном встретиться и попытаться дать ему отпор.

Возможно, это описание что-то вам смутно напомнило, и неспроста: «Бугимен» (в оригинале, естественно, никакой не «Бугимен», а «Ашура») по большому счету представляет собой сильно укороченную версию «Оно» с характерным североафриканским колоритом. Где вместо клоуна Пеннивайза – инопланетно-мультяшного вида, но все равно достаточно солидная бабайка. Которую – что самое любопытное – нельзя никак одолеть, а можно только съесть. Буквально. Так уж в Африке заведено: иногда ты ешь демона, а иногда демон ест тебя.

«Отдай свою душу» (2019)

ЮАР

Супружеская пара с приемной дочуркой въезжает в старый дом, стоящий на отшибе. Вскоре к ним напрашивается на службу безобидный и добродушный с виду мужичок – в плане починить чего, огород вскопать, еще чем по хозяйству помочь. С девочкой сразу общий язык находит, со всех сторон душка. Но, естественно, есть подвох: параллельно мужичок другим хозяевам вынужден служить – могущественным и зловещим. И носит в котомке за спиной вечно голодного гада из ада, вселившегося в его мертвого ребенка.

Уж сколько раз твердили миру, что заключать соглашения с темными силами чревато неприятными последствиями. Вечный, что называется, сюжет, в любой культуре присутствующий. И вот вам пример из африканского фольклора, облеченный в форму мистического ужастика современного образца. Особо примечателен он для нас тем, что в нем, среди прочего, неожиданно узнаются милые русскому сердцу мотивы. Первый, также фольклорный, – из сказки про Машу и медведя («Высоко сижу, далеко гляжу»), а второй, музыкальный, – из «Лебединого озера» Чайковского.

«Гайя: Месть богов» (2020)

ЮАР

Двое лесничих, мужчина и женщина, совершая обход территории, разделяются. Женщина нечаянно натыкается сначала на ловушку, а затем на избушку, где тайно проживают ученый-дауншифтер со своим взращенным вне цивилизации сыном. А мужчине гораздо меньше везет – на него нападают лесные монстры, страшные агрессивные люди-грибы.

Фактически «Гайя» – приблизительно того же поля ягода, что и наша «Кольская сверхглубокая» и американская медиафраншиза (две видеоигры плюс готовящийся сериал) The Last of Us. А именно – микологический боди-зомби-хоррор. Только с прямыми и непрямыми цитатами из Библии, психоделическими трипами, уклоном в экоповестку и прочими признаками многозначительности. Хотя, будем говорить прямо, фильм далеко не такой сложный и умный, каким хочет казаться. Но внимания однозначно достоин: вещь, как ни крути, исключительная, неординарная.

«Ннека: Прекрасная змея» (2020)

Нигерия

Бедная сиротка работает официанткой и ежедневно терпит унижения от начальника и арендодателя. Однажды все кардинально меняется: она падает в воду, и ей в рот заползает змея. Которая оказывается ее, бедной сиротки, бабушкой. Эта бабушка давным-давно была королевой, но стала жертвой коварного предательства и теперь жаждет отомстить, для чего ей необходимо содействие внучки. А мстить предполагается потомкам предателей – владельцам крупной компании.

Сколько уже было всяких разных атипичных вариаций на тему «Золушки», не перечесть, но все их (или, по крайней мере, большинство) запросто убирает вот эта вариация из Нигерии. Где Золушка исполняет заказные убийства посредством кусания змеиными клыками, забивания насмерть и изуверского потрошения. Притом необходимые атрибуты оригинального текста почти все на месте. Разве что обувь африканушка где попало не разбрасывает. Редкий, между прочим, случай, когда нолливудский фильм сделан на вполне доступном для восприятия среднестатистическим зрителем уровне. То есть все еще дикая уморительная экзотика, но уже не вызывает кровотечение из глаз.

«Токолоши» (2018)

ЮАР

Провинциальная девушка устраивается санитаркой в крайне скверно обустроенную больницу в Йоханнесбурге. Тамошний главврач тут же принимается оказывать ей навязчивые и неподобающие знаки внимания. А еще в больнице содержатся дети, от которых все отказались: как бы такой маленький импровизированный детдом. И детей тех по ночам стращает демон по имени Токолоши.

Как в самых продвинутых образчиках постхоррора, создатели «Токолоши» используют титульное чудище не столько по прямому назначению, сколько для того, чтобы придать пущего веса социальному комментарию, который в фильме по отношению к мистической составляющей первичен. Некто Джером Пикване и Ричард Кунцманн высказываются о насущном: о плачевном состоянии системы здравоохранения, проблемах внутренней миграции, харассменте и тому подобном. Тогда как Токолоши (водный дух в зулусской мифологии) служит, по сути, олицетворением всего этого безобразия. Отчего в некотором смысле еще страшнее.

«122» (2019)

Египет

Глухая девушка и ее жених едут на машине по делам и попадают в аварию. Приходят в себя они уже в госпитале, причем она – в обычном отделении, а он – в морге, куда его определили по ошибке. И где из покойников тихой сапой вырезают органы для продажи на черном рынке. Парень, соответственно, становится нежелательным свидетелем, и замешанный в темных махинациях персонал стремится от него – а заодно и от его зазнобы – избавиться.

Еще один хоррор о жутких вещах, которые творятся в медицинских учреждениях. На этот раз никакой мистики, никто из темных углов не выпрыгивает, зато по коридорам вышагивает, инфернально зыркая, фактурнейший врач-убийца с револьвером. Такое несколько старомодное, несколько наивное, но грамотно, компетентно сделанное кино, эксплуатирующее страх не менее распространенный, чем страх перед потусторонним, и также всегда актуальный.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Комментарии  

Комментарии

Загрузка....
Вы все прочитали

Next page

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: