Сериалы

«Уэнсдэй»: Тим Бертон снял свой ответ «Гарри Поттеру»

Саркастичная девочка-подросток со странностями поступает в школу, где учатся подобные ей необычные парни и девушки. В глазах простых смертных – те еще фрики. Внешне школа смахивает на замок. Внутри она напичкана всевозможными секретами, оживающими статуями и тайными библиотечными секциями. Еще здесь проводят спортивные состязания, а в свободные часы ученики таскаются в близлежащий уютный городок на поиски развлечений. Но время от времени по бледной коже тинейджеров пробегает холодок колючей тревоги: неизвестный науке зверь творит в округе кровавые бесчинства. Кто станет следующей жертвой? Сплошные загадки в темноте.

Нет, это не вольный пересказ «Гарри Поттера» от лица Гермионы. А синопсис «Уэнсдэй», первого громкого сериала в карьере Тима Бертона, который наконец воссоединился с готичной семейкой Аддамс. Да, популярная дилогия Барри Зонненфельда с Кристиной Риччи, Анжеликой Хьюстон и Кристофером Ллойдом по атмосфере вышла максимально бертоновской, но сам мрачный сказочник в работе над ней не участвовал. Конечно, как только его в этот проект не заманивали! Однако на заре 1990-х Тима больше волновал сиквел «Бэтмена» с Майклом Китоном. А спустя 20 лет, когда компания Universal собралась подарить Аддамсам вторую жизнь, он категорически отказался плясать под CGI-дудку: за обилием новомодных эффектов, по мнению Бертона, неизбежно бы потерялась душа.

А потом к нему в руки попал сценарий талантливых авторов Альфреда Гофа и Майлза Миллара («Шанхайский полдень», «Человек-паук 2», «Тайны Смолвиля»), которые создали универсальную историю взросления Уэнсдэй Аддамс, одновременно ностальгическую и злободневную, напичканную разными нетривиальными фишками, но при этом копающуюся в знакомых каждому подростковых проблемах. Бертон со светлой грустью вспомнил, как молод был когда-то, сменил гнев на милость и вписался в «Уэнсдэй» в качестве одного из продюсеров и ведущего режиссера (снял 4 эпизода, а Ганджа Монтейро и Джеймс Маршалл – по 2). И вдобавок осуществил несбыточную мечту миллионов: увидеть, как выглядел бы «Гарри Поттер» под его специфическим руководством.

Слишком уж много здесь параллелей, чтобы отрицать очевидное. Школа Невермор из «Уэнсдэй» – тот же Хогвартс. Ученики даже форму носят похожую. Только вместо магов на занятиях скучают вампиры, оборотни, горгоны и русалки. Квиддич заменила гребля на байдарках, а состязания на волшебных палочках уступили дорогу фехтованию.

Зато эксцентричные учителя тут как тут: Мэрилин Торнхилл в исполнении Кристины Риччи – прелестная пасхалка! – преподает прямо-таки гаррипоттеровскую травологию. Директриса Ларисса Уимс (Гвендолин Кристи из «Игры престолов») явно скрывает секретики а-ля Альбус Дамблдор. Троица хулиганов тоже имеется – Малфой, Крэбб и Гойл для зумеров. Ну а сама Уэнсдэй, конечно, типичная Гермиона! То есть ее олдскульная готическая версия, которая пиликает на виолончели, цитирует Сартра, владеет приемчиками кунг-фу, принципиально не пользуется гаджетами и никогда не плачет.

Тем драматичнее, ироничнее и, что удивительно, правдоподобнее получается ее столкновение с реальным миром. Оно начинается с легкомысленной соседки Энид (Эмма Майерс), эдакой повзрослевшей Мэйбл из «Гравити Фолз», фанатки ярких цветов и тик-тока. Продолжается на сеансах с психоаналитиком Вэлери (Рики Линдхоум), с которых наглая девчонка дерзко сбегает. И достигает пика на танцульках под аккомпанемент энергичных поп-шлягеров, куда Уэнсдэй, вот ужас-то, пришлось пойти с мальчиком.

Да, все это разворачивается на фоне душераздирающих событий: монстр разрывает на части честных граждан. Кто-то из учеников и преподавателей в курсе дела, в чем Уэнсдэй и пытается разобраться. В том числе благодаря жутковатым видениям, настигающим ее в самый неподходящий момент. Но детективная интрига и намеки на хоррор оказываются лишь силками, которые Бертон сотоварищи хитро припрятали в угрюмом лесу. Только так и можно заманить нынешнюю молодежь – ей ведь наверняка и невдомек, что это вообще за семейка Аддамс. Да и реально крупных артистов сюда не завезли. Звезда Кристины Риччи, увы, давно закатилась, а обворожительная Кэтрин Зета-Джонс в роли Мортиши Аддамс мелькает буквально в паре эпизодов.

Впрочем, фамилия самого Бертона в титрах работает безотказно. Мощный магнит, ничего не скажешь. И когда публика таки попадается на удочку, авторы раскрывают все карты. «Уэнсдэй» затевалась не ради цитирования франшизы Джоан Роулинг. И не для того, чтобы перед сном щекотать нервишки леденящими кровь убийствами. Под хеллоуинскими готическими финтифлюшками прячется вполне классическая, а потому понятная и цепляющая история социализации неприкаянного подростка с тараканами в голове.

Которому, как и многим другим подросткам, присущ стандартный юношеский максимализм и бунтарский настрой. Уэнсдэй наотрез отказывается жениться, влюбляться и заводить семью. Равно как и становиться копией достопочтенных маменьки с папенькой. Она хамит взрослым, отвергает чужие авторитеты, но тайком пишет книжку и неловко крадется к первым романтическим отношениям – плавали, знаем.

Естественно, где-то рядом маячит злополучная новая этика. Подобное шоу о фриках, еще и выходящее на Netflix, не может обойтись без пресловутого конфликта «нормальных», стало быть, обычных людей, и «ненормальных» – учащихся Невермор. Где последние, воплощая абсолютную инаковость, все же заслуживают право на дружбу, любовь и прочие общечеловеческие ценности. Но мрачный юморок, которым щедро приправлены диалоги, позволяет не воспринимать эти реверансы политесу всерьез. А когда во весь экран вырастает очередной крупный план Уэнсдэй с нахмуренным личиком Дженны Ортеги, просто расслабляешься и ждешь, какой перл она выдаст на этот раз. Сериалу со столь снайперским попаданием актрисы в центральный образ прощаешь многое. Если не все.

Да, «Уэнсдэй» – детище своего времени и своего стриминга. Тот же буйный, неповторимый стиль Тима Бертона причесали в угоду безобидной стерильности, дабы не отпугнуть впечатлительных подписчиков слишком вычурным визуалом. Но перед нами все еще эффектное и незабываемое зрелище – с хитами Эдит Пиаф и Роя Орбисона, мастерскими каверами на Paint It Black и Nothing Else Matters, цитатами из Эдгара Аллана По с «Блэйдом» и, разумеется, культовой Вещью! Ожившей кистью руки, помогающей Уэнсдэй в опасных проделках. И мы с радостью жмем ее, ибо в этой волшебной школе, где творятся очень странные дела, так и подмывает остаться на второй год.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

В «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится премьера спектакля «На дне»

13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…

6 часов назад

«УничтоЖанна»: Супергероика категории Ы

Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…

7 часов назад

В Театре Мимики и Жеста премьера – инклюзивный спектакль «Итак, мы начинаем!»

В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…

9 часов назад

Сокровища Урала в новом российском кино. Часть 2

В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…

11 часов назад

Объявлены лауреаты премии «МедиаБренд»

20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…

13 часов назад

Назови меня своим именем: Как телевидение завоевывает интернет

Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…

16 часов назад