Кино

Триумф незаурядных умов: Как инженеры, хирурги и лингвисты меняют мир в кино

В массовом сознании образ ученого в кино может восприниматься крайне однобоко. Чаще всего создатели рисуют их бесполезными болванчиками с кучей стереотипных черт и шаблонными действиями. Но специально ко Дню российской науки «КиноРепортер» выделил из всей плеяды киношных ученых самые яркие и нетривиальные умы, оставившие свой след. Пусть только на экране… 

Доктор Эммет Браун «Назад в будущее» (1985)
Шурик «Иван Васильевич меняет профессию» (1973)

Если и вспоминать о действительно толковых ученых, то первым из зарубежных персонажей на ум приходит доктор Эммет Браун из культовой трилогии «Назад в будущее». Вдохновившись произведениями Жюля Верна, Док решает связать свою жизнь с наукой. В 17 лет юноша под впечатлением от «Путешествия к центру Земли» роет собственный туннель к недрам планеты (из этого ничего не выходит). К 30 годам Эммет, став доктором наук, попадает в команду ученых, работающих над Манхэттенским проектом. А уже в районе 70 лет доктор Браун создает свой опус магнум – машину времени на базе автомобиля DeLorean DMC-12. Невероятно умный и изобретательный, сам Эммет называет себя «учеником всех наук».

Инженер Александр Тимофеев (или просто Шурик) подобными регалиями похвастать не может, что не помешало ему создать собственный прототип машины времени. Изобретение советского ученого получилось гораздо практичнее, чем у его американского коллеги, – для путешествий в другие эпохи аппарату не нужно никуда разгоняться, да и топлива ему не требуется (если не считать различных реагентов). Шурик не преследует корыстных целей, а изобретение машины времени считает одним из величайших открытий, которое позволит раздвинуть горизонты не только советской, но и мировой науки.

Сет Брандл «Муха» (1986)
Филипп Преображенский «Собачье сердце» (1988)

Тема трансформации человека (как переход от Homo Sapiens к другим видам, так и обратно) всегда волновала умы не только научных деятелей и неоднократно поднималась (и будет подниматься) в кинематографе. Например, Дэвид Кроненберг в 1980-е придумал жуткую «Муху» с блистательным ученым Сетом Брандлом в центре истории, который, сам того не подозревая, изобрел сразу две вещи под видом одного устройства. Первоначально созданный аппарат для телепортации на деле также оказался способен объединять ДНК разных организмов. Брандл невольно слился на молекулярно-генетическом уровне с мухой, вследствие чего получил увеличенную силу и выносливость. Правда, под конец повествования трансформация главного героя зашла слишком далеко, и трудно сказать, оказался ли эксперимент удачей или провалом.

А вот профессор Преображенский из «Собачьего сердца» работал над преобразованием животного в человека целенаправленно. Начинал свои эксперименты Филипп Филиппович с омолаживания своих пациентов. Достигнув положительных результатов в этой области и собрав необходимые данные, Преображенский позже переключился на самую важную работу своей жизни. Выпускник медицинского факультета Московского университета, будучи великолепным хирургом, смог превратить собаку в человека с помощью пересадки животному человеческого гипофиза и семенных желез. Операция и дальнейшая трансформация пса Шарика прошли удачно, однако профессор не учел, что одних скальпелей да зажимов не хватит, чтобы привить подопытному социальные и моральные нормы.

Доктор Луиза Бэнкс «Прибытие» (2016)
Сергей Лебедев «Через тернии к звездам» (1980)

Человечество с самого начала космической эры грезит о контакте с внеземной цивилизацией. Но если подобная встреча когда-нибудь и состоится, как люди собираются наладить контакт с пришельцами? Американцы, например, намерены решить эту проблему с помощью опытных лингвистов, как в «Прибытии» Дени Вильнева. Доктор Луиза Бэнкс спустя несколько встреч с инопланетянами не только смогла овладеть их языком, но и получить важные знания, полностью поменявшие ее представления о законах физики и течении времени в частности.

Сергею Лебедеву из фантастического фильма «Через тернии к звездам» в подобной ситуации повезло гораздо больше. Вместе с командой звездолета герой наткнулся на потерпевший крушение корабль с единственным оставшимся в живых гуманоидным существом. Пережившая катастрофу девушка (насколько сюжет ленты позволяет ее так называть) почти никак не взаимодействовала с людьми, и Лебедев как специалист по контактам с инопланетным разумом уговорил ученых отдать пришельца ему на попечение.

Мужчина пригласил внеземную даму в свою семью, где Нийя (так зовут героиню) со временем прониклась доверием к хозяину дома и его близким. В результате девушка не побоялась открыться новым друзьям, продемонстрировать сверхчеловеческие способности и даже влюбиться в землянина. К слову, «Через тернии к звездам» – один из самых ярких представителей научной фантастики в советском кинематографе.

Уолтер Уайт «Во все тяжкие» (2008–2013)
Сергей Ненашев
«Гений» (1991)

Незаурядное мышление, амбиции и непомерное эго могут подтолкнуть даже великие умы к преступной стезе. Уолтер Уайт имел все шансы стать успешным ученым, возглавляющим многомиллионную компанию: выпускник Калифорнийского технологического института, научный сотрудник лаборатории, занимающейся ядерной безопасностью, лауреат Нобелевской премии. В какой-то момент Уайт принял неверное решение и остался практически у разбитого корыта, да еще с онкологией в придачу. Болезнь запустила процесс трансформации школьного учителя химии в одного из самых опасных наркобаронов, использующего науку не только как инструмент для заработка, но и как ключевое оружие против своих врагов.

Противопоставить Хайзенбергу можно русского изобретателя Сергея Ненашева, который также известен под прозвищем «Картофельный папа». Его феноменальный ум тоже оказался невостребован в законных сферах, о чем ярко свидетельствует туалет героя, оклеенный десятками никому ненужных авторских свидетельств. Зато инженерный талант «Гения» пригодился в криминальных кругах: Ненашев использует в мошеннических схемах и шантаже собственные изобретения, когда-то отвергнутые НИИ, где он работал. И даже попавшись на крючок правоохранительных органов, изобретателю под носом у милиции удалось уничтожить улики и выйти сухим из воды благодаря своим устройствам.

Марк Уотни «Марсианин» (2015)
Евгения Беляева «Вызов» (2023)

Космос – крайне недружелюбное место, в котором выживание зависит не столько от высокотехнологичного оборудования и снаряжения, сколько от навыков и способностей космонавтов. Оставленному на пустынном Марсе Марку Уотни пришлось вспомнить буквально все, чему его обучали в университете. Знания в области инженерии и  ботаники позволили герою вырастить необходимый для выживания урожай буквально за счет собственного дерьма. Это не считая других гениальных идей вроде использования устаревшего передатчика в качестве средства связи с Землей и трансформации марсохода в полноценный дом на колесах, который должен выдержать длительное путешествие по поверхности Красной планеты.

Одни в космосе выживают самостоятельно, другие отправляются в небо, чтобы помочь выжить остальным. Торакальный хирург Евгения Беляева (Юлия Пересильд) даже не подозревала, что обычная консультация в Роскосмосе обернется самым настоящим полетом на МКС. Одному из членов экипажа срочно требуется операция, выполнить которую, как оказалось, не может никто, кроме самой героини. Пройдя ускоренный курс начинающего космонавта, Евгения добирается до МКС, где, несмотря на возникшую критическую ситуацию, удачно справляется с поставленной задачей в самых экстремальных условиях. Беспрецедентный подвиг, достойный самой высокой похвалы.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

В «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится премьера спектакля «На дне»

13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…

6 часов назад

«УничтоЖанна»: Супергероика категории Ы

Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…

8 часов назад

В Театре Мимики и Жеста премьера – инклюзивный спектакль «Итак, мы начинаем!»

В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…

9 часов назад

Сокровища Урала в новом российском кино. Часть 2

В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…

11 часов назад

Объявлены лауреаты премии «МедиаБренд»

20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…

13 часов назад

Назови меня своим именем: Как телевидение завоевывает интернет

Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…

16 часов назад