«Собачье сердце»: пес его знает | КиноРепортер
КиноРепортер > Статьи > Кино > «Собачье сердце»: пес его знает

«Собачье сердце»: пес его знает

19 ноября 2018 / Татьяна Алешичева
«Собачье сердце»: пес его знает
Евгений Евстигнеев, пес Карай и Борис Плотников / Фото: Ольга Моисеева

19 ноября 1988 года вышло «Собачье сердце» Владимира Бортко. К юбилею легендарного фильма вспоминаем его историю.

«Вчера котов душили-душили…» Даже самым популярным советским фильмам трудно тягаться по количеству фраз, расхватанных на цитаты, с «Собачьим сердцем» Владимира Бортко. В этом году у картины юбилей — 30 лет. Как фильм следом за оригинальным произведением Михаила Булгакова пережил непростые времена и в итоге стал классикой, вспомнил THR.

Замысел картины был обязан своим появлением ленфильмовскому коридору, где Владимир Бортко столкнулся с руководителем ТВ-отдела Сергеем Микаэляном. Тот вручил молодому режиссеру журнал «Знамя» с публикацией «Собачьего сердца». Шел 1987 год, советская империя готова была рухнуть, а перестройка принесла в культуру новые веяния: стало возможным обратиться к классике, которая ранее считалась крамольной, а тут неожиданно стала актуальной и даже необходимой.

Фото: Ольга Моисеева
Фото: Ольга Моисеева

***

В 1925-м же булгаковская сатира на беспородного пролетария была запрещена к публикации лично Львом Каменевым с формулировкой: «Острый памфлет на современность. Печатать ни в коем случае нельзя». Но когда повесть попала к Бортко, она уже выдержала несколько изданий за границей и даже была экранизирована: в 1975 году режиссер Альберто Латтуада снял по ней фильм с участием маститого Макса фон Сюдова.

Картина была совместным производством Италии и ФРГ и по-немецки называлась «Почему лает господин Бобиков?» Ничего общего с критикой социального советского эксперимента по созданию человека новой формации она не имела, Латтуаду волновала собственная повестка — разочарование в идеалах революционного студенчества 1960-х: Шариков воплощал рухнувшие иллюзии о свободе и социальной справедливости.

Бортко имел печальный опыт соприкосновения с цензурой в 1982-м — в последний год брежневского застоя. Его фильм «Блондинка за углом» с Андреем Мироновым в роли недотепы-интеллигента и пробивной невесты в исполнении Татьяны Догилевой был едкой сатирой на систему распределения благ по блату, порожденную дефицитом в СССР.

Романа Карцева, сыгравшего Швондера, Бортко снимет потом в экранизации «Мастера и Маргариты» в роли ушлого киевского родственника Берлиоза
Романа Карцева, сыгравшего Швондера, Бортко снимет потом в экранизации «Мастера и Маргариты» в роли ушлого киевского родственника Берлиоза / Фото: Ольга Моисеева

«Блондинку» не допустили до проката — подобная практика называлась «положить на полку». Картина вышла на экраны лишь спустя два года в страшно порезанном виде — без слез не взглянешь. Тем не менее именно эта лента принесла режиссеру популярность. А спустя несколько лет многое стало возможным. Даже экранизация запрещенной когда-то булгаковской прозы.

Дочитав повесть до знаменитого монолога Преображенского о разрухе в головах, Владимир решил снимать — в его воображении фильм виделся черно-белым и впоследствии был снят в сепии через специальный фильтр, позволивший выглядеть стилизацией под кино 1930-х. Полюбившийся прием Бортко впоследствии применил и в других экранизациях — на съемках «Мастера и Маргариты» и «Идиота».

Евгений Евстигнеев (на фото 1 с Владимиром Бортко) сначала отказывался сниматься, ссылаясь на слишком большой объем его реплик
Евгений Евстигнеев (на фото 1 с Владимиром Бортко) сначала отказывался сниматься, ссылаясь на слишком большой объем его реплик / Фото: Ольга Моисеева

***

Сочиняя сценарий в соавторстве с супругой Наталией, Владимир использовал целый корпус текстов Булгакова. Из повести «Роковые яйца» был взят профессор Персиков, рассказ «Самоцветный быт» подарил сценарию безумного дворника, читавшего Брокгауза и Эфрона, крестины детей пролетариев с именами Роза и Клара позаимствованы из фельетона «Золотые корреспонденции Ферапонта Капорцева», а цирковая пророчица — из рассказа «Мадмазель Жанна».

Зрители, бросившиеся после премьеры «Собачьего сердца» читать повесть, были сбиты с толку, не находя в ней многих полюбившихся цитат. Насыщая сценарий яркими деталями, Бортко преследовал определенную цель — раздвинуть стены профессорской квартиры и перенести действие на улицы, в народ, наполнить историю жизнью и колоритным бытом. Дело было за малым — найти исполнителей. «Одна древняя редакторша «Ленфильма» говорила мне: «Вова, запомни, 80 процентов успеха — это актеры. Поверь мне, я начинала с Эйзенштейном».

Во время съемок сцены, в которой Шариков устроил потоп, второй режиссер Юрий Вертлиб дубль за дублем выносил на себе Евгения Евстигнеева, чтобы тот не намочил ноги и не заболел
Во время съемок сцены, в которой Шариков устроил потоп, второй режиссер Юрий Вертлиб дубль за дублем выносил на себе Евгения Евстигнеева, чтобы тот не намочил ноги и не заболел / Фото: Ольга Моисеева

Евгений Евстигнеев был не первым кандидатом на роль Преображенского, до него на нее пробовались такие звезды, как Леонид Броневой, Михаил Ульянов, Юрий Яковлев. Но Евстигнеев оказался точнее и органичнее. В тот момент он переживал не лучшие времена: после раздела МХАТа перенесший инфаркт Евгений Александрович попросил худрука Олега Ефремова не занимать его в новых спектаклях, и скорый на расправу Ефремов, посчитав подобную просьбу предательством, попросту отправил блестящего актера на пенсию.

Роль Преображенского стала для него отдушиной. Но на съемках не все было гладко. Снималась картина в Ленинграде, и Евстигнееву с Борисом Плотниковым, сыгравшим доктора Борменталя, приходилось ночами мотаться на съемки в «Красной стреле». Едва войдя в купе, народный артист СССР ставил на стол бутылку коньяка и заводил долгий разговор.

Не брезговал он опрокинуть рюмку и на площадке. Однажды в перерыве Бортко застал Евстигнеева спящим в декорациях на диване и, растолкав, обнаружил, что тот мертвецки пьян. В ответ на сделанное постановщиком внушение темпераментный актер взвился, заявив, что уйдет из фильма, но так же быстро пришел в себя.

Это был первый и последний их конфликт, и с тех пор на работе Евгений Александрович спиртного не употреблял. По просьбе Бортко он изменил и пластику своего героя — уж больно походка Преображенского напоминала неровный шаг другого профессора — Плейшнера (персонаж из сериала «Семнадцать мгновений весны», — THR).

Съемки фильма проходили летом в павильонах. Во время перерывов актеры любили выйти на свежи воздух. К тому же надо было выгуливать Карая, сыгравшего Шарикова
Съемки фильма проходили летом в павильонах. Во время перерывов актеры любили выйти на свежи воздух. К тому же надо было выгуливать Карая, сыгравшего Шарикова / Фото: Ольга Моисеева

***

На роль Шарикова все прочили закадычного друга Бортко, недавно озвучившего собаку в мультфильме «Пес в сапогах», — Николая Караченцова. Но выбор пал на никому не известного Владимира Толоконникова из алма-атинского театра, фото которого режиссер обнаружил в актерской базе. Привычным амплуа Караченцова был герой-любовник, а по замыслу нужен был другой типаж — наполовину пес, наполовину алкоголик. «Толоконникова вызвали на пробы, я вошел, и передо мной сидела собака в галстуке!»

А Швондер оказался лучшей ролью в кино талантливого комика Романа Карцева, ушедшего недавно из жизни. Карцев сыграл председателя домкома так, что Швондер стал именем нарицательным.

Песни для фильма заказали композитору Владимиру Дашкевичу и поэту-барду Юлию Киму. У Булгакова было написано просто «поют», но когда Шариков пустился в пляс с балалайкой, режиссер понял, что тут нужны частушки вроде тех, что были у Есенина: «Пароход плывет мимо пристани, будем рыбу мы кормить коммунистами!» Бортко позвонил Киму, уточнив задачу, и получил знаменитую скабрезную частушку про барышню «в шубе ценной».

Фильм вышел смешным, едким, точным. Однако после премьеры создатель открыл газеты и обомлел: рецензенты шипели, что за такие художества режиссера надо выгнать вон из профессии. И все же лента, минуя критиков, пошла в народ, а спустя два года ее признал и официоз: Бортко и Евстигнеев были удостоены высшей награды страны — Государственной премии.

С тех пор утекло много воды, но сатира «Собачьего сердца» не перестала быть актуальной — идеологические паразиты, которых порождают исторические сломы, не перевелись. А ударные фразы его героев стали неотъемлемой частью теперь уже российского фольклора.

Второстепенный персонаж — кухарка в доме профессора в исполнении Нины Руслановой — стала фактически главным женским образом картины
Второстепенный персонаж — кухарка в доме профессора в исполнении Нины Руслановой — стала фактически главным женским образом картины / Фото: Ольга Моисеева

Читайте также

100 лучших фильмов десятилетия по версии Total Film. Часть 1 Кино
23 августа 2019

100 лучших фильмов десятилетия по версии Total Film. Часть 1

От «Однажды в Голливуде» до «Однажды в Анатолии».

Жизнь без Человека-паука: Что ждать от расторжения сделки Disney и Sony Кино
23 августа 2019

Жизнь без Человека-паука: Что ждать от расторжения сделки Disney и Sony

Размышляем, как кинематографическая вселенная Marvel обойдется без Питера Паркера, а он без нее.

Создатели «Гоголя» экранизируют «Метро 2033» Глуховского Кино
23 августа 2019

Создатели «Гоголя» экранизируют «Метро 2033» Глуховского

Среди создателей и актеров планируются звездные фамилии.