Собрали знаменитые сцены, действие которых происходит во время дорожных заторов.
Нравится нам это или нет, но повседневность нереально представить без пробок. Которые принято не любить и старательно объезжать, если навигатор подсказывает альтернативный маршрут. А вот для сценаристов и режиссеров пробки испокон веков служили неисчерпаемым источником вдохновения, генерируя неординарные ситуации, от саспенсовых до романтических, и предоставляя благодатную почву для процветания остроумных метафор. Здесь можно было бы сказать что-нибудь вроде «что есть жизнь, как не одна грандиозная пробка?». Но мы этого не скажем. А без лишних слов вспомним яркие – и такие разные – киноэпизоды, чье действие происходило как раз во время дорожных заторов.
«Уик-энд» (1967)
Не самая популярная работа Жан-Люка Годара может похвастаться одной из эффектнейших «пробочных» сцен. Под оглушительный гул гудков камера Рауля Кутара медленно ползет вдоль дороги, по которой пара героев пытается проехать в изящном кабриолете, позволяя во всех подробностях рассмотреть кадры почти апокалиптические. Вот брошенная машина с распахнутой дверцей, вот машина перевернутая, вот какие-то споры, ругань, скучающий автобус и даже запряженная лошадью телега, которая тоже попала в затор. Не обошлось и без аварии с летальным исходом.
Застрявшие бедолаги, как могут, коротают время – кто-то перебрасывается мячом, кто-то разыгрывает партию в шахматы – ну а сама пробка, запечатленная одним семиминутным кадром, но при этом разделенная на отдельные сценки, идеально иллюстрирует коллажный метод Годара. И одновременно выносит приговор обществу потребления, попавшему в плен собственных благ.
«Пробка – невероятная история» (1979)
Название этого итальянского фильма, где фарс и трагедия прохаживаются под ручку с социальными метафорами, говорит само за себя. Его события разворачиваются в пробке на римской магистрали, где застряли не только сотни обычных водителей, но и компания ведущих героев разных слоев (бизнесмен, кинозвезда, хиппи и так далее) в исполнении европейских суперзвезд. И Марчелло Мастроянни здесь, и Стефания Сандрелли, и Анни Жирардо, и Жерар Депардье.
С каждым из них происходит что-то вроде экстравагантное, но и обыденное при этом, ведь пробка, хоть на экране, хоть в жизни – уникальный микромир, где может приключиться что угодно. Главное – голову не терять, как некоторые персонажи, закипающие от бесконечного ожидания. Зато конфликтные ситуации с их участием наводят на размышления о язвах нашего мира, многие из которых до сих пор не излечены. Мастроянни, кстати, застревал в пробках и раньше – именно такой эпизод, из реалистической плоскости перешедший в сновидческую, открыл «8 ½».
«Дикие сердцем» (1990)
В самом романтичном фильме Дэвида Линча влюбленных Сэйлора (Николас Кейдж) и Лулу (Лора Дерн) все время что-то – или кто-то – пытается разлучить. То его преступление, то ее деспотичная матушка, то инфернальный бандюган Бобби Перу со зловещим лицом Уиллема Дефо. Их отношения регулярно проходят проверку на прочность, и в финале Сэйлор решает самоустраниться, поскольку Луле с сыном без него лучше.
К счастью, вовремя нашлись сознательные граждане, вправившие ему мозги эффектным и эффективным способом (как следует отдубасив). А затем явилась Сэйлору добрая фея, убедившая не отворачиваться от великой любви. И вот он встал, и помчался, и ворвался в пробку, и побежал по крышам машин, что твой Том Круз, пока не нашел ту самую, в которой его ждала Лула. Плоха та пробка, где нельзя залезть на капот вместе с дамой сердца и спеть ей Love Me Tender. Пусть весь мир подождет.
«Со мною вот что происходит» (2012)
В Москве без пробок никуда, а в предновогодней Москве – и подавно. Все куда-то спешат, суетятся, сигналят неистово – страшное дело. Изменить это нельзя, остается смириться. Расслабиться, подумать о высоком, побеседовать по душам с ближним. Чем, собственно, и занимаются Артем (Гоша Куценко) и его брат Валентин (Виктор Шамиров), который приехал в столицу по семейным делам, но кровь из носу должен до курантов вернуться в родной Волгоград.
Справедливости ради, отметим, что попасть на вокзал и в аэропорт ему мешают не только пробки, но и прочие обстоятельства, случайные встречи, незакрытые гештальты. Но именно заторы на дорогах, где снег стремительно превращается в грязь, а огни фар гипнотизируют призрачным мерцанием, придают такую хрупкую меланхоличность этому фильму про вечное ожидание и «чужих людей соединенность».
«Рассказы» (2012)
Однажды в пробке Макс (Константин Юшкевич) засмотрелся на молодую красавицу (Любовь Аксенова), чьи волосы так поэтично развевались на ветру. Вскоре после этого их отношения закрутились в страстном торнадо, но если красавице с Максом было весело, то ему – не особо. Мамзель раз за разом демонстрировала потрясающую неосведомленность в самых рядовых вещах, что должно было неминуемо привести к разбору полетов. Опять в пробке. Где мамзель, в частности, поинтересовалась, какая группа поет «Мурку». Ну как на такое реагировать прикажете?
В пробках водители редко обретают умиротворение, гораздо чаще слетая с катушек (вспомним классный «пробочный» опенинг из «С меня хватит!»), и добром эта беседа прелестной эротично-трагикомичной направленности не кончилась. Зато Макс наконец осознал, что с красавицей им все же не по пути. Как забыть эту убийственную отповедь – «о чем с тобой трахаться».
«Убийца» (2015)
В колючем триллере Дени Вильнева по сценарию Тейлора Шеридана пробки стали ареной разборок стражей как бы порядка (порядок тут относительный) и суровых ребят из картелей. Первые экстрадировали из Мексики в Штаты важную бандитскую шишку. Вторые стремились эту самую шишку отбить. Предполагалось, что кортеж беспрепятственно доберется из точки А из точки Б. Но у трафика свои планы возникли.
Из-за ДТП на мосту Америк образовалась жуткая автодавка, благодаря которой саспенс так вскипел, что аж асфальт раскалился. Сперва оперативник (Бенисио Дель Торо) и спецагент ФБР (Эмили Блант) просто стреляли настороженными взглядами то влево, то вправо, а вскоре к стрельбе подключились и автоматы: мужики из потрепанной легковушки в соседнем ряду и выглядели подозрительно, и намерения имели недобрые. Не пробка, а лютый дискомфорт – в соцсетях не позалипаешь, радио не послушаешь, знай себе вздрагивай от собачьего лая и жди нападения. Поэтому и хватка у эпизода настолько железная.
«Охота на воров» (2018)
Пробки вторгаются не только в сиюминутные планы, заставляя опаздывать и переносить встречи. Нередко они еще и грандиозные замыслы срывают, превращаюсь тем самым в аналог античного фатума, злого рока. Подобный расклад наблюдается в гипермаскулинном триллере «Охота на воров», где, собственно, воры проворачивают дерзкое ограбление и пытаются смыться с копами на хвосте. Но утыкаются в типичный для Лос-Анджелеса дорожный затор.
Ситуация патовая: бандиты не могут удрать, копы не могут догнать. Но копами командует безбашенный Большой Ник (Джерард Батлер), и тратить драгоценное время в ожидании его парни точно не будут. Зачем, если можно напялить бронежилет, проверить запас патронов в обойме и немного пройтись пешком. И не успевают честные граждане пригнуться, как вспыхивает такой обмен любезностями, что земля содрогается. Так что пробкам двойное спасибо: не только за бронебойную перестрелку, но и за предотвращение гнусного преступления.
Комментарии