«Техасской резне бензопилой» Тоуба Хупера в этом году исполняется ровно 50 лет, и за это время она успела обзавестись целой уймой сиквелов, приквелов и ремейков. Разобраться в хаотичном их нагромождении – задачка не из легких. Поэтому мы подготовили исчерпывающий путеводитель по всей серии, который в этом вам поможет.
Эталонный слэшер и один из самых влиятельных фильмов всех времен, положивший начало не одной, не двум и не трем, а четырем отдельным линейкам (но об этом позже). Компания молодежи приезжает в Техас, натыкается на семейство каннибалов по фамилии Сойер, проживающих в доме с экстравагантными интерьерами, и становится их обедом.
Состоит семейство из древнего мумиеобразного кровососущего деда и трех братьев. Старший из которых умело притворяется, когда надо, адекватным, имеет свой бизнес и в целом за главного, тогда как младшие – гиперактивный психопат и здоровенный молчаливый детина с говорящим прозвищем Кожаное лицо. Причем последний, даром что считается маскотом франшизы, и здесь, и в большинстве других фильмов персонаж сугубо третьестепенный. Чисто колорита ради зажигательно отплясывает с бензопилой под титры.
Сцена домашнего застолья в присутствии final girl – шокирующая, моментально врезающаяся в память и композиционно центровая – потом еще не раз будет на разные лады повторяться в сиквелах, приквелах и ремейках. Как и другие убойные моменты. Включая тот, когда final girl в попытке спастись от неминуемой гибели выпрыгивает через закрытое окно. Впоследствии его чуть ли не в каждой части будут воспроизводить. Из-за чего, если их подряд смотреть, неизбежно возникает смутное желание пойти на Мальцевский рынок, где, говорят, одному слепому подарили вязаную шаль.
Второй и последний фильм франшизы, снятый Тоубом Хупером, прямое продолжение оригинала. События разворачиваются 13 лет спустя. Отставной техасский рейнджер (Деннис Хоппер), чьих племянников в первом фильме порубили в числе прочих на мясо, все это время безуспешно пытался выследить убийц. И вот наконец долгожданная зацепка: двух балбесов прямо на дороге покромсали бензопилой, а ведущая местной радиостанции, которая была с ними на связи по телефону, записала все на кассету. Чем навлекла на себя беду.
По сравнению со всеми остальными «Резнями» это прямо сущая комедия, причем в первую очередь – благодаря Деннису Хопперу. Который вооружается сразу тремя бензопилами и весь третий акт бегает по причудливо декорированным подземельям, дико вопя и распиливая все, что под руку подвернется. После чего устраивает дуэль на бензопилах с самим Кожаным лицом. А что в принципе может быть круче?
Также из прекрасного – сцена, в которой Кожаное Лицо с братом вламываются в студию радиостанции. При этом в свое время фильм был принят критиками и публикой крайне неоднозначно, так как сильно не совпадал с ожиданиями. Но сейчас, оглядываясь ретроспективно, мы понимаем, что с тех пор под вывеской «Техасской резни», объективно говоря, ничего лучше никто сделать так и не сподобился.
Вообще фильмы с первого по четвертый принято объединять в одну – классическую, условно говоря, – линейку, и формально они между собой все связаны. Но фактически связь наличествует между первыми двумя, а третий и четвертый к ним присобачены кое-как посредством пары абзацев вводного текста. Если же называть вещи своими именами, то они представляют собой ремейки «Техасской резни» 1974 года. То есть сюжеты их опять сводятся к тому, что кто-то в техасской глуши встречает веселую семейку любителей полакомиться человечиной.
В триквеле это парень с девушкой и еще чернокожий выживальщик. Но они никому не интересны. Вот Вигго Мортенсен в роли предводителя клана – совсем другое дело. Будущий Арагорн, старательно отыгрывающий с виду приятного доброжелательного ковбоя, который вдруг оборачивается наглухо отбитым маньяком, – это абсолютная феерия. Главный козырь всего фильма. Кожаное лицо при этом, несмотря на то, что его даже в заголовок вынесли, так и остается эффектным, но вспомогательным элементом.
Ну а больше, к сожалению, в «Техасской резне бензопилой 3» нет ничего сколько-нибудь ценного. Почти час беготни по лесу в темноте, потом сцена застолья – и вновь беготня. Как результат – полный провал по всем фронтам. Компания New Line Cinema, купившая в 1989 году права на франшизу с намерением сделать ее конкурентом «Кошмарам на улице Вязов» и выпустить один за другим три новых фильма, после этого, понятно, от своих грандиозных планов отказалась. Собственно, тем и объясняется, почему третья и четвертая «Техасские резни» в контексте линейки смотрятся так чужеродно.
Следом за дело взялся не кто-нибудь, а Ким Хенкель, который стоял еще у самых истоков. Он был соавтором Тоуба Хупера (в основном просто записывал то, что тот придумывал) и продюсером «Техасской резни бензопилой». Увидев, куда серия скатилась за 20 лет, и ужаснувшись, Хенкель решил самостоятельно вернуть ей былое величие, заняв разом должности сценариста и режиссера. Удалось ли ему осуществить задуманное? В каком-то смысле да.
С одной стороны, «Новое поколение» по большей части состоит из повторения того, что уже было в оригинале и триквеле. Заехавшие не туда подростки, Кожаное лицо с ревущим инструментом (которым он, вопреки доброй традиции, так никого и не разрежет), каннибалистическая трапеза с дедом (в этот раз на удивление довольно бодрым), вываливающаяся из окна final girl (Рене Зеллвегер). Плюс Мэттью МакКонахи в той же примерно роли, какую в предыдущем фильме исполнял Мортенсен. Только МакКонахи (коренной техасец, к слову) экспрессию выкрутил до запредельных значений. На радость всем ценителям переигрывающего МакКонахи.
Однако, если вы думаете, что Ким Хенкель тупо взял и все передрал, вы глубоко ошибаетесь. Во-первых, Ким Хенкель действительно взял и все передрал, но не тупо, а концептуально – как бы иронизируя над тогдашним плачевным состоянием жанра. Так что отсутствие непосредственно резни бензопилой в «Резне бензопилой» символизирует повальную творческую импотенцию в индустрии. Во-вторых, он ввел дополнительную сюжетную линию про некую тайную организацию и некий зловещий заговор, с которым техасские каннибалы как-то связаны. В чем состоит суть заговора, толком неясно, но, судя по тому, что в конце персонажа МакКонахи убивает отсылкой к «На север через северо-запад», все это тоже следует воспринимать сквозь призму тонкой иронии.
В нулевые контроль над франшизой захватил Майкл Бэй и начал с чистого листа – с первого официального ремейка «Техасской резни». Опять 1970-е, опять компания молодежи куда-то держит путь, опять их беспощадно стращают, мучают и убивают реднеки-людоеды. Точнее, сперва молодежь подбирает на дороге странную девушку в легком сарафанчике. После чего та извлекает откуда-то пистолет и вышибает себе мозги, чем изрядно огорошивает всех присутствующих. И зритель сразу понимает, что вместо обычного ремейка, как было заявлено, ему подсунули нечто менее заурядное.
Безусловная удача Майкла Бэя со товарищи – Р. Ли Эрми, легендарный сержант Хартман из «Цельнометаллической оболочки», на ключевой, архиважной позиции. Он играет главного злодея, выдающего себя за шерифа, чтобы легче было заманивать случайных путников на семейную мясную ферму и разделывать их там на антрекоты. Но и просто от души глумиться над жертвами, изображая плохого копа и заставляя их участвовать в импровизированных следственных экспериментах, ему очень нравится. Короче, в карьере Эрми это вторая роль, для которой он воистину был рожден.
Таким образом, создателям ремейка таки удалось оживить увядшую было франшизу. Более того: «Техасская резня бензопилой» 2003-го по сей день является с большим отрывом самым кассовым фильмом серии. При бюджете в $9,5 млн она собрала по миру свыше $107 млн, так что вопрос о продолжении банкета даже не стоял. Кроме того, громкий успех бэевской «Резни» запустил целую волну ремейков других классических хорроров, выходивших на протяжении всего десятилетия: «Ужас Амитивилля» (2005), «У холмов есть глаза» (2006), «Хэллоуин» (2007) и так далее.
Как нетрудно догадаться по названию, за ремейком воспоследовал не сиквел, а приквел. Действие его разворачивается в конце 1960-х, и нам рассказывают о том, как члены семьи Хьюитт (да, в классической линейке каннибальствовали Сойеры, а у Бэя – Хьюитты) дошли до жизни такой. Но на это, по большому счету, уходит минут пятнадцать, а дальше все развивается по стандартной программе.
Правда, на этот раз нам еще в нагрузку выдают социальный комментарий на тему Вьетнамской войны и ПТСР. Под тем соусом, что один из обреченных быть съеденными собирается на второй заход в зону конфликта, а другой, его младший брат, как раз получил повестку, но желанием рисковать жизнью у черта на куличках ради неизвестно чего не горит. До кучи в округе, где зверствует практикующая антропофагию семья, орудует банда байкеров-разбойников – наглый выпад в сторону «Беспечного ездока», надо полагать.
Но кто будет обращать внимание на такую ерунду, когда есть Кожаное лицо с бензопилой и голосистый Р. Ли Эрми с этой своей харизмой свирепого прапора? То-то и оно. «Начало», по сути, дублирует все то, за что зрителям полюбился предыдущий фильм, не добавляя практически ничего нового, за исключением отсылок к «Техасской резне» Хупера (та же сцена застолья в ремейке, например, отсутствовала). Критики этого приквелу не простили, безжалостно его разгромив. Что нисколько не помешало ему стать хитом проката, заработав солидные $50 млн.
Все ведь помнят, как 2009 году Джеймс Кэмерон своим «Аватаром» разверз врата в преисподнюю, и в течение нескольких лет все фильмы в кинотеатрах выходили в формате 3D? Вот и «Техасской резне» этого тренда избежать не удалось. Причем, что самое смешное, зрелищный 3D-эффект в «Техасской резне бензопилой 3D» ровно один – когда Кожаное лицо швыряет бензопилу как будто прямо в зрителя.
Ну а вообще «Техасская резня бензопилой 3D» – это очередной перезапуск. Но не ремейк, а как бы альтернативный сиквел первой части, стартующий буквально с того же места, где она закончилась. Сбежавшая на попутке final girl сообщает о случившемся куда следует, и вскоре у логова Сойеров собирается толпа неравнодушных граждан. Местный шериф пытается предотвратить линчевание, но тщетно. Неравнодушные граждане сжигают дом дотла, и весь людоедский род погибает в огне. Вернее, почти весь.
Спустя без малого 30 лет одна девица (Александра Даддарио) вдруг в одночасье узнает, что она приемная и что от почившей намедни родной бабки ей в наследство досталась недвижимость где-то в Техасе. Вместе с друзьями она едет туда и с удивлением обнаруживает, что стала владелицей шикарного особняка с обширным участком в придачу. В чем же подвох? В подвале. С бензопилой.
Тем не менее истинным злом оказывается не новая реинкарнация Кожаного лица. Авторы фильма совершают головокружительный этический финт ушами и на голубом глазу принимаются нас убеждать, что в Техасе водятся твари пострашнее маньяков-людоедов. И имя им – рядовые техасцы. На фоне которых маньяки-людоеды внезапно смотрятся выгодно, поскольку крепко держатся за традиционные семейные ценности. Короче, к середине 2010-х «Техасская резня» свернула куда-то явно не туда. Но опыт был как минимум занятный.
Тут не лишним будет вспомнить, что еще в «Техасской резне бензопилой 2» старший Сойер, сыгранный Джимом Сидоу, произнес знаковую реплику, которая наверняка бы пришлась по нраву Доминику Торетто: «Пила – это семья». В третьей «Техасской резне» та же реплика была выгравирована крупными буквами на полотне бензопилы. Ну а сценаристы «Техасской резни бензопилой 3D» и «Кожаного лица», выделяемых в еще одну самостоятельную линейку, взяли ее за основу собственной мифологии.
«Кожаное лицо» – снова приквел. Но не такой, как «Начало», а прямо настоящий, обстоятельный. В 1955-м ватага Сойеров заманивает в сарай и жестоко убивает сердобольную девушку. На место происшествия прибывает ее отец – суровый коп (Стивен Дорфф). В порядке мести он двух младших пацанов из семьи забирает и отдает в психиатрическую лечебницу. Откуда те спустя 10 лет сбегают вместе с еще парочкой пациентов – особо буйных и кровожадных – и медсестрой-заложницей.
В отличие от прочих фильмов серии, это и близко не слэшер, а роуд-муви в духе «Прирожденных убийц», в котором между делом излагается предыстория Кожаного лица. Кем он был до того, как начал бросаться на людей с бензопилой и носить самодельные маски, и откуда эти его экстравагантные хобби взялись. Что характерно, и здесь психопаты-беспредельщики и маньяки-каннибалы – не главное зло. Главное зло – охотящийся за ними полицейский. И он, разумеется, в конце концов получает по заслугам. Меж тем линия с Кожаным лицом завершается практически хэппи-эндом – долгожданным воссоединением с родными.
В конце 2010-х «Хэллоуин» Дэвида Гордона Грина спровоцировал хоррор-ренессанс (точно так же, как за 15 лет до него «Техасская резня бензопилой» Майкла Бэя), в рамках которого все принялись откапывать и реанимировать старые бренды: от «Крика» и «Восставшего из ада» до «Кэндимена». Про «Техасскую резню» тоже, само собой, не забыли. Призвали заслуженного Федерико Альвареса («Не дыши») курировать проект в качестве продюсера, молодых талантливых режиссеров подтянули. Затем прогнали их, назначили мексиканца Дэвида Блу Гарсию. То, что тот наснимал, в кинотеатрах почему-то показывать не решились и сплавили прямиком в онлайн.
«Техасскую резню» 2022 года – третий по счету прямой сиквел «Техасской резни» 1974-го – как-то принято ругать, и очень зря. Потому что фильм вообще-то более чем удался. Кожаное лицо впервые выдвинули на первый план, никаких родственников у него по сюжету нет. Он живет в заброшенном сиротском приюте, расположенном в заброшенном техасском городке, на пару с хозяйкой этого приюта, дряхлой старушенцией. Вдруг в городок приезжают хипстеры на «Тесле», с целью основательно все кругом джентрифицировать. Далее хипстеры вступают в юридический спор со старушенцией, та дает дуба, и Кожаное лицо давай их за это истреблять.
Из Кожаного лица, таким образом, сделали, по большому счету, клона Майкла Майерса – типичного неудержимого душегуба в маске. И в целом все как будто по лекалам нового «Хэллоуина» изготовлено. Но с плохо скрываемой издевкой. То есть здесь, например, есть своя Лори Строуд с ружьем – не менее боевитая Салли Хардести, final girl из первого фильма. Однако ее многообещающий яркий выход быстро заканчивается смешным кровавым пшиком.
Кожаное лицо же, в свою очередь, вызывает исключительно симпатию, а его зрелищные бесчинства (о, эта сцена в автобусе!) подаются и воспринимаются как праведное возмездие. Что особенно пикантно в контексте магистрального конфликта. Вернее, того, что под ним подразумевается, – столкновения консервативного и прогрессивного классов. В котором создатели «Техасской резни», очевидно, наперекор всем актуальным повесткам занимают сторону первого.
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…