Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors
Search in posts
Search in pages
Слушать подкаст
|
КиноРепортер > Кино > «Техасская резня бензопилой»: Исчерпывающий путеводитель по франшизе

«Техасская резня бензопилой»: Исчерпывающий путеводитель по франшизе

26 мая 2024 /
«Техасская резня бензопилой»: Исчерпывающий путеводитель по франшизе

Все, что нужно знать о знаменитой семье людоедов из Штата одинокой звезды.

«Техасской резне бензопилой» Тоуба Хупера в этом году исполняется ровно 50 лет, и за это время она успела обзавестись целой уймой сиквелов, приквелов и ремейков. Разобраться в хаотичном их нагромождении – задачка не из легких. Поэтому мы подготовили исчерпывающий путеводитель по всей серии, который в этом вам поможет.

«Техасская резня бензопилой» (1974)

Эталонный слэшер и один из самых влиятельных фильмов всех времен, положивший начало не одной, не двум и не трем, а четырем отдельным линейкам (но об этом позже). Компания молодежи приезжает в Техас, натыкается на семейство каннибалов по фамилии Сойер, проживающих в доме с экстравагантными интерьерами, и становится их обедом.

Состоит семейство из древнего мумиеобразного кровососущего деда и трех братьев. Старший из которых умело притворяется, когда надо, адекватным, имеет свой бизнес и в целом за главного, тогда как младшие – гиперактивный психопат и здоровенный молчаливый детина с говорящим прозвищем Кожаное лицо. Причем последний, даром что считается маскотом франшизы, и здесь, и в большинстве других фильмов персонаж сугубо третьестепенный. Чисто колорита ради зажигательно отплясывает с бензопилой под титры.

Сцена домашнего застолья в присутствии final girl – шокирующая, моментально врезающаяся в память и композиционно центровая – потом еще не раз будет на разные лады повторяться в сиквелах, приквелах и ремейках. Как и другие убойные моменты. Включая тот, когда final girl в попытке спастись от неминуемой гибели выпрыгивает через закрытое окно. Впоследствии его чуть ли не в каждой части будут воспроизводить. Из-за чего, если их подряд смотреть, неизбежно возникает смутное желание пойти на Мальцевский рынок, где, говорят, одному слепому подарили вязаную шаль.

«Техасская резня бензопилой 2» (1986)

Второй и последний фильм франшизы, снятый Тоубом Хупером, прямое продолжение оригинала. События разворачиваются 13 лет спустя. Отставной техасский рейнджер (Деннис Хоппер), чьих племянников в первом фильме порубили в числе прочих на мясо, все это время безуспешно пытался выследить убийц. И вот наконец долгожданная зацепка: двух балбесов прямо на дороге покромсали бензопилой, а ведущая местной радиостанции, которая была с ними на связи по телефону, записала все на кассету. Чем навлекла на себя беду.

По сравнению со всеми остальными «Резнями» это прямо сущая комедия, причем в первую очередь – благодаря Деннису Хопперу. Который вооружается сразу тремя бензопилами и весь третий акт бегает по причудливо декорированным подземельям, дико вопя и распиливая все, что под руку подвернется. После чего устраивает дуэль на бензопилах с самим Кожаным лицом. А что в принципе может быть круче?

Также из прекрасного – сцена, в которой Кожаное Лицо с братом вламываются в студию радиостанции. При этом в свое время фильм был принят критиками и публикой крайне неоднозначно, так как сильно не совпадал с ожиданиями. Но сейчас, оглядываясь ретроспективно, мы понимаем, что с тех пор под вывеской «Техасской резни», объективно говоря, ничего лучше никто сделать так и не сподобился.

«Кожаное лицо: Техасская резня бензопилой 3» (1990)

Вообще фильмы с первого по четвертый принято объединять в одну – классическую, условно говоря, – линейку, и формально они между собой все связаны. Но фактически связь наличествует между первыми двумя, а третий и четвертый к ним присобачены кое-как посредством пары абзацев вводного текста. Если же называть вещи своими именами, то они представляют собой ремейки «Техасской резни» 1974 года. То есть сюжеты их опять сводятся к тому, что кто-то в техасской глуши встречает веселую семейку любителей полакомиться человечиной.

В триквеле это парень с девушкой и еще чернокожий выживальщик. Но они никому не интересны. Вот Вигго Мортенсен в роли предводителя клана – совсем другое дело. Будущий Арагорн, старательно отыгрывающий с виду приятного доброжелательного ковбоя, который вдруг оборачивается наглухо отбитым маньяком, – это абсолютная феерия. Главный козырь всего фильма. Кожаное лицо при этом, несмотря на то, что его даже в заголовок вынесли, так и остается эффектным, но вспомогательным элементом.

Ну а больше, к сожалению, в «Техасской резне бензопилой 3» нет ничего сколько-нибудь ценного. Почти час беготни по лесу в темноте, потом сцена застолья – и вновь беготня. Как результат – полный провал по всем фронтам. Компания New Line Cinema, купившая в 1989 году права на франшизу с намерением сделать ее конкурентом «Кошмарам на улице Вязов» и выпустить один за другим три новых фильма, после этого, понятно, от своих грандиозных планов отказалась. Собственно, тем и объясняется, почему третья и четвертая «Техасские резни» в контексте линейки смотрятся так чужеродно.

«Техасская резня бензопилой 4: Новое поколение» (1995)

Следом за дело взялся не кто-нибудь, а Ким Хенкель, который стоял еще у самых истоков. Он был соавтором Тоуба Хупера (в основном просто записывал то, что тот придумывал) и продюсером «Техасской резни бензопилой». Увидев, куда серия скатилась за 20 лет, и ужаснувшись, Хенкель решил самостоятельно вернуть ей былое величие, заняв разом должности сценариста и режиссера. Удалось ли ему осуществить задуманное? В каком-то смысле да.

С одной стороны, «Новое поколение» по большей части состоит из повторения того, что уже было в оригинале и триквеле. Заехавшие не туда подростки, Кожаное лицо с ревущим инструментом (которым он, вопреки доброй традиции, так никого и не разрежет), каннибалистическая трапеза с дедом (в этот раз на удивление довольно бодрым), вываливающаяся из окна final girl (Рене Зеллвегер). Плюс Мэттью МакКонахи в той же примерно роли, какую в предыдущем фильме исполнял Мортенсен. Только МакКонахи (коренной техасец, к слову) экспрессию выкрутил до запредельных значений. На радость всем ценителям переигрывающего МакКонахи.

Однако, если вы думаете, что Ким Хенкель тупо взял и все передрал, вы глубоко ошибаетесь. Во-первых, Ким Хенкель действительно взял и все передрал, но не тупо, а концептуально – как бы иронизируя над тогдашним плачевным состоянием жанра. Так что отсутствие непосредственно резни бензопилой в «Резне бензопилой» символизирует повальную творческую импотенцию в индустрии. Во-вторых, он ввел дополнительную сюжетную линию про некую тайную организацию и некий зловещий заговор, с которым техасские каннибалы как-то связаны. В чем состоит суть заговора, толком неясно, но, судя по тому, что в конце персонажа МакКонахи убивает отсылкой к «На север через северо-запад», все это тоже следует воспринимать сквозь призму тонкой иронии.

«Техасская резня бензопилой» (2003)

В нулевые контроль над франшизой захватил Майкл Бэй и начал с чистого листа – с первого официального ремейка «Техасской резни». Опять 1970-е, опять компания молодежи куда-то держит путь, опять их беспощадно стращают, мучают и убивают реднеки-людоеды. Точнее, сперва молодежь подбирает на дороге странную девушку в легком сарафанчике. После чего та извлекает откуда-то пистолет и вышибает себе мозги, чем изрядно огорошивает всех присутствующих. И зритель сразу понимает, что вместо обычного ремейка, как было заявлено, ему подсунули нечто менее заурядное.

Безусловная удача Майкла Бэя со товарищи – Р. Ли Эрми, легендарный сержант Хартман из «Цельнометаллической оболочки», на ключевой, архиважной позиции. Он играет главного злодея, выдающего себя за шерифа, чтобы легче было заманивать случайных путников на семейную мясную ферму и разделывать их там на антрекоты. Но и просто от души глумиться над жертвами, изображая плохого копа и заставляя их участвовать в импровизированных следственных экспериментах, ему очень нравится. Короче, в карьере Эрми это вторая роль, для которой он воистину был рожден.

Таким образом, создателям ремейка таки удалось оживить увядшую было франшизу. Более того: «Техасская резня бензопилой» 2003-го по сей день является с большим отрывом самым кассовым фильмом серии. При бюджете в $9,5 млн она собрала по миру свыше $107 млн, так что вопрос о продолжении банкета даже не стоял. Кроме того, громкий успех бэевской «Резни» запустил целую волну ремейков других классических хорроров, выходивших на протяжении всего десятилетия: «Ужас Амитивилля» (2005), «У холмов есть глаза» (2006), «Хэллоуин» (2007) и так далее.

«Техасская резня бензопилой: Начало» (2006)

Как нетрудно догадаться по названию, за ремейком воспоследовал не сиквел, а приквел. Действие его разворачивается в конце 1960-х, и нам рассказывают о том, как члены семьи Хьюитт (да, в классической линейке каннибальствовали Сойеры, а у Бэя – Хьюитты) дошли до жизни такой. Но на это, по большому счету, уходит минут пятнадцать, а дальше все развивается по стандартной программе.

Правда, на этот раз нам еще в нагрузку выдают социальный комментарий на тему Вьетнамской войны и ПТСР. Под тем соусом, что один из обреченных быть съеденными собирается на второй заход в зону конфликта, а другой, его младший брат, как раз получил повестку, но желанием рисковать жизнью у черта на куличках ради неизвестно чего не горит. До кучи в округе, где зверствует практикующая антропофагию семья, орудует банда байкеров-разбойников – наглый выпад в сторону «Беспечного ездока», надо полагать.

Но кто будет обращать внимание на такую ерунду, когда есть Кожаное лицо с бензопилой и голосистый Р. Ли Эрми с этой своей харизмой свирепого прапора? То-то и оно. «Начало», по сути, дублирует все то, за что зрителям полюбился предыдущий фильм, не добавляя практически ничего нового, за исключением отсылок к «Техасской резне» Хупера (та же сцена застолья в ремейке, например, отсутствовала). Критики этого приквелу не простили, безжалостно его разгромив. Что нисколько не помешало ему стать хитом проката, заработав солидные $50 млн.

«Техасская резня бензопилой 3D» (2013)

Все ведь помнят, как 2009 году Джеймс Кэмерон своим «Аватаром» разверз врата в преисподнюю, и в течение нескольких лет все фильмы в кинотеатрах выходили в формате 3D? Вот и «Техасской резне» этого тренда избежать не удалось. Причем, что самое смешное, зрелищный 3D-эффект в «Техасской резне бензопилой 3D» ровно один – когда Кожаное лицо швыряет бензопилу как будто прямо в зрителя.

Ну а вообще «Техасская резня бензопилой 3D» – это очередной перезапуск. Но не ремейк, а как бы альтернативный сиквел первой части, стартующий буквально с того же места, где она закончилась. Сбежавшая на попутке final girl сообщает о случившемся куда следует, и вскоре у логова Сойеров собирается толпа неравнодушных граждан. Местный шериф пытается предотвратить линчевание, но тщетно. Неравнодушные граждане сжигают дом дотла, и весь людоедский род погибает в огне. Вернее, почти весь.

Спустя без малого 30 лет одна девица (Александра Даддарио) вдруг в одночасье узнает, что она приемная и что от почившей намедни родной бабки ей в наследство досталась недвижимость где-то в Техасе. Вместе с друзьями она едет туда и с удивлением обнаруживает, что стала владелицей шикарного особняка с обширным участком в придачу. В чем же подвох? В подвале. С бензопилой.

Тем не менее истинным злом оказывается не новая реинкарнация Кожаного лица. Авторы фильма совершают головокружительный этический финт ушами и на голубом глазу принимаются нас убеждать, что в Техасе водятся твари пострашнее маньяков-людоедов. И имя им – рядовые техасцы. На фоне которых маньяки-людоеды внезапно смотрятся выгодно, поскольку крепко держатся за традиционные семейные ценности. Короче, к середине 2010-х «Техасская резня» свернула куда-то явно не туда. Но опыт был как минимум занятный.

«Техасская резня бензопилой: Кожаное лицо» (2017)

Тут не лишним будет вспомнить, что еще в «Техасской резне бензопилой 2» старший Сойер, сыгранный Джимом Сидоу, произнес знаковую реплику, которая наверняка бы пришлась по нраву Доминику Торетто: «Пила – это семья». В третьей «Техасской резне» та же реплика была выгравирована крупными буквами на полотне бензопилы. Ну а сценаристы «Техасской резни бензопилой 3D» и «Кожаного лица», выделяемых в еще одну самостоятельную линейку, взяли ее за основу собственной мифологии.

«Кожаное лицо» – снова приквел. Но не такой, как «Начало», а прямо настоящий, обстоятельный. В 1955-м ватага Сойеров заманивает в сарай и жестоко убивает сердобольную девушку. На место происшествия прибывает ее отец – суровый коп (Стивен Дорфф). В порядке мести он двух младших пацанов из семьи забирает и отдает в психиатрическую лечебницу. Откуда те спустя 10 лет сбегают вместе с еще парочкой пациентов – особо буйных и кровожадных – и медсестрой-заложницей.

В отличие от прочих фильмов серии, это и близко не слэшер, а роуд-муви в духе «Прирожденных убийц», в котором между делом излагается предыстория Кожаного лица. Кем он был до того, как начал бросаться на людей с бензопилой и носить самодельные маски, и откуда эти его экстравагантные хобби взялись. Что характерно, и здесь психопаты-беспредельщики и маньяки-каннибалы – не главное зло. Главное зло – охотящийся за ними полицейский. И он, разумеется, в конце концов получает по заслугам. Меж тем линия с Кожаным лицом завершается практически хэппи-эндом – долгожданным воссоединением с родными.

«Техасская резня бензопилой» (2022)

В конце 2010-х «Хэллоуин» Дэвида Гордона Грина спровоцировал хоррор-ренессанс (точно так же, как за 15 лет до него «Техасская резня бензопилой» Майкла Бэя), в рамках которого все принялись откапывать и реанимировать старые бренды: от «Крика» и «Восставшего из ада» до «Кэндимена». Про «Техасскую резню» тоже, само собой, не забыли. Призвали заслуженного Федерико Альвареса («Не дыши») курировать проект в качестве продюсера, молодых талантливых режиссеров подтянули. Затем прогнали их, назначили мексиканца Дэвида Блу Гарсию. То, что тот наснимал, в кинотеатрах почему-то показывать не решились и сплавили прямиком в онлайн.

«Техасскую резню» 2022 года – третий по счету прямой сиквел «Техасской резни» 1974-го – как-то принято ругать, и очень зря. Потому что фильм вообще-то более чем удался. Кожаное лицо впервые выдвинули на первый план, никаких родственников у него по сюжету нет. Он живет в заброшенном сиротском приюте, расположенном в заброшенном техасском городке, на пару с хозяйкой этого приюта, дряхлой старушенцией. Вдруг в городок приезжают хипстеры на «Тесле», с целью основательно все кругом джентрифицировать. Далее хипстеры вступают в юридический спор со старушенцией, та дает дуба, и Кожаное лицо давай их за это истреблять.

Из Кожаного лица, таким образом, сделали, по большому счету, клона Майкла Майерса – типичного неудержимого душегуба в маске. И в целом все как будто по лекалам нового «Хэллоуина» изготовлено. Но с плохо скрываемой издевкой. То есть здесь, например, есть своя Лори Строуд с ружьем – не менее боевитая Салли Хардести, final girl из первого фильма. Однако ее многообещающий яркий выход быстро заканчивается смешным кровавым пшиком.

Кожаное лицо же, в свою очередь, вызывает исключительно симпатию, а его зрелищные бесчинства (о, эта сцена в автобусе!) подаются и воспринимаются как праведное возмездие. Что особенно пикантно в контексте магистрального конфликта. Вернее, того, что под ним подразумевается, – столкновения консервативного и прогрессивного классов. В котором создатели «Техасской резни», очевидно, наперекор всем актуальным повесткам занимают сторону первого.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Комментарии  

Комментарии

Загрузка....
Вы все прочитали

Next page

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: