29 августа – знаковая дата для любителей мотоциклов. Именно в этот день в 1885 году немецкий конструктор Готтлиб Даймлер получил патент на мотоцикл, с тех пор ставший не только популярным средством передвижения, но и воплощением стиля, в равной мере дерзкого, брутального и элегантного. Байки на экранах тоже могут похвастаться долгой и счастливой жизнью. «КиноРепортер» выбрал 10 картин, для которых мотоцикл стал уникальной визитной карточкой.
Картина Ласло Бенедека затесалась в фильмографию Марлона Брандо между эпохальными ролями Стэнли Ковальски («Трамвай «Желание») и Терри Малого («В порту»). Сюжет отчасти основан на реальных событиях – вторжении банды байкеров в тихий калифорнийский городок. Брандо и Ли Марвин сыграли их главарей с яростной, развязной энергетикой, непривычной и даже шокирующей для зрителей.
По сути, «Дикарь» стал первой картиной такого рода. Он романтизировал байкерскую субкультуру, продемонстрировал опасность, которую та представляла, и породил целую линейку аналогичных лент, снятых за смешные деньги с прицелом на молодежную аудиторию. Вступительная сцена здесь невероятно эффектна: по пустынной дороге с оглушительным ревом проносятся мотоциклы, а упакованная в блестящие кожанки молодежь олицетворяет неукротимую маскулинность.
За несколько месяцев до «Бунтаря» в американском прокате появилось еще одно кино, в сюжете которого мотоцикл играл заметную роль. Но его герои – не наглые байкеры, а европейская принцесса (Одри Хепберн) и пробивной репортер (Грегори Пек), сопровождающий девушку во время ее неожиданного отпуска.
Частью дивного нового мира простых смертных, ставшего для принцессы божественным откровением, оказалась и незабываемая поездка на мотороллере Vespa. Этот эпизод изящно украсил прекрасную ленту, проложил популярный туристический маршрут по достопримечательностям Рима и запустил идеальную маркетинговую капанию: благодаря появлению «Веспы» на постере было продано порядка 100 тысяч мотороллеров. За следующие 10 лет «Веспа» мелькнула примерно в 60 картинах, а за пределами съемочной площадки на ней охотно рассекали крутые парни вроде Дина Мартина и того же Брандо.
В этой военной драме засветилось немало отличных актеров – Ричард Аттенборо, Джеймс Гарнер, Чарльз Бронсон, Джеймс Коберн… Но именно для Стива МакКуина лента Джона Стерджесса о бегстве военнопленных из немецкого лагеря времен Второй мировой стала венцом карьеры. Его герой, капитан ВВС США Хильц, носит гордое прозвище «Короля карцера» за склонность к побегам. Особо дерзкую попытку спастись он предпринимает с помощью мотоцикла: облачается в немецкую форму, похищает немецкий байк и мчится на волю, преодолевая многочисленные препятствия. Увы, справиться с последним из них ему не удается.
МакКуин обожал гонять на мотоциклах и спорткарах и с юных лет не упускал возможности пустить по венам бонусную дозу адреналина. Он часто заявлял, что лишь на треке ощущает подлинную свободу, и на одну из гонок даже явился на костылях, с тяжелым переломом ноги. Неудивительно, что МакКуин самостоятельно исполнял большинство трюков в своих фильмах, будь то детектив «Буллитт» или спортивная драма «Ле-Ман». Ему же принадлежала идея задействовать в «Большом побеге» байк, и блистательная реализация смелой задумки овеяла ленту неувядающей славой. Правда, прыжок через ограду на высокой скорости осуществил его дублер. Стив тоже пытался, но его быстро отговорили: травма звезды обернулась бы для продюсеров колоссальными непредвиденными расходами.
В 1960-х жанр байкерского кино расцветал. Важный вклад в его развитие внесла активность группировки «Ангелы Ада» и публикация книги Хантера С. Томпсона, посвященная ее деятельности (зачастую противозаконной). Нередко в фильмах о мотоциклистах снимались будущие звезды вроде Джека Николсона («Мотоангелы ада») и Питера Фонды («Дикие ангелы»), объединившихся с Деннисом Хоппером для создания «Беспечного ездока». Пламенного манифеста байкерского движения, окутанного трагичным погребальным звоном.
Анархистское роуд-муви о путешествии двух мотоциклистов в Луизиану на празднование Марди Гра пронизано духом поразительной свободы, отравленной предчувствием неотвратимых катастроф. Поколение, выросшее на психоделических наркотиках и разнузданном рок-н-ролле, буквально носило «Ездока» на руках, хотя тот не столько прославлял подобный образ жизни, сколько предостерегал о возможных последствиях. Зрелищность стартового эпизода, однако, не намекает на дальнейшие потрясения. Камера ласкает украшенный американским флагом байк Фонды, Хоппер ухмыляется в усы, они пришпоривают своих «железных коней» и летят куда глаза глядят под рев хита рок-группы Steppenwolf Born To Be Wild.
Конечно, ключевые сцены культового фильма Тони Скотта разворачиваются в небе: Пит «Мэверик» Митчелл (Том Круз) оказывается на курсах подготовки элитных летчиков и взмывает под облака на серебристом истребителе. Но жажда скорости терзает его и на земле, поэтому Митчелл находит себе нового спутника. Им становится мотоцикл Kawasaki, выполняющий различные функции, как и положено верному другу.
Вот он мчит героя навстречу мечте, фактически соревнуясь с самолетом. Вот он везет его на свидание с любимой девушкой. Вот помогает напомнить о себе зрителям спустя 35 лет: в сиквеле «Стрелке», ленте «Топ Ган: Мэверик», Круз оседлает спортивный байк Kawasaki Ninja H2R, считающийся самым быстрым в мире. Дженнифер Коннелли, героиня которой в фильме катается вместе с Мэвериком, сказала, что Том Круз потрясающе водит. В каждом дубле он тормозил строго на нужной отметке и ни разу не ошибся даже на сантиметр. Охотно верим и разделяем восхищение. А для тех, кому не хватило Круза и байка в «Лучшем стрелке», есть «Миссия: Невыполнима». Взять хотя бы лихую перестрелку из второй части или головокружительную гонку по Парижу из шестой.
Лучший на свете приключенческий фильм никак не мог обойтись без сцены с погоней и байком, хотя в изначальной версии «Похода» она отсутствовала. Лишь собрав черновой монтаж, Стивен Спилберг сообразил, что картине не доставало экшена. Поэтому уже на стадии постпродакшена съемочная группа отправилась в окрестности принадлежавшего Джорджу Лукасу ранчо Скайуокер и оперативно запечатлела необходимые кадры побега Индианы с отцом (Шон Коннери) из немецкого плена.
Получился поистине искрометный эпизод, магически совмещающий саспенс, юмор, трагикомичные нюансы отношений папы и сына и даже отсылку к романтической эпохе рыцарских турниров. Через 19 лет профессор Джонс вновь прикоснется к мотоциклу – правда, на сей раз в качестве пассажира. В «Королевстве хрустального черепа» Шайа ЛаБаф (его образ был вдохновлен упомянутым «Дикарем») катал Харрисона Форда и раздражал любителей байков тем, что на его «Харлее» красовались примочки, еще не изобретенные в 1950-е, когда происходило действия фильма.
Байкерская тематика с самого начала задает шедевру Джеймса Кэмерона брутальную и отчасти ироничную тональность. Приземлившись в прошлом, Т-800 в исполнении Арнольда Шварценеггера направляется прямиком в бар, где ничего не подозревающие байкеры коротают время за пивом и бильярдом. После знаменитой фразы – «Мне нужна твоя одежда, ботинки и мотоцикл» – и короткой потасовки Терминатор обзаводится стильным прикидом, оружием и средством передвижения. На съемках, кстати, все выглядело куда менее серьезно, чем в фильме. По сюжету Терминатор появляется в баре обнаженным, но Шварценеггер решил повеселить партнеров по площадке и напялил необъятные гавайские шорты. Актеры, которым требовалось сохранять мрачный вид, натурально выпали в осадок.
А могучий Harley-Davidson не только стал неотъемлемым атрибутом имиджа Т-800, но и сыграл важную роль в сюжете. У Джона Коннора (Эдвард Ферлонг) тоже был байк, юркая и быстрая Honda. Но когда у тебя на хвосте висит злодейский Т-1000, на одной маневренности далеко не уедешь. В критический момент на подмогу парнишке, удирающему от грузовика, приходит его старший товарищ на «Харлее». Украшение сцены, эффектный прыжок на мотоцикле в канал, снимался посредством сложной системы кранов и кабелей, причем для пущего правдоподобия использовалась настоящая, а не облегченная модель «Харлея». На счету каскадера Питера Кента – полтора десятка картин с участием Шварценеггера, но именно этот трюк гарантировал ему бессмертие.
Несмотря на то, что каждая новая часть франшизы братьев/сестер Вачовски оказывалась хуже предыдущей, в бочке дегтя попадались и ложки меда. Одна из таких – сумасшедшая гонка с участием Тринити, спасавшей от назойливых агентов Мастера ключей (программу, с чьей помощью Нео мог бы закончить войну). Плащ Мастера развевается, точно крылья гигантской птицы, в ушах свистит ветер, байк лавирует среди автомобилей и даже совершает лихой прыжок в стиле «Терминатора 2»… Словом, эпизод вышел на загляденье.
Интересно, что впоследствии этот мотоцикл пополнил коллекцию Киану Ривза, который обожает байки и не упускает шанса совместить свою страсть с киносъемками. Артистом на байке можно полюбоваться в «Моем личном штате Айдахо» (1991), «Цепной реакции» (1996) и третьем «Джоне Уике» (2019).
Райан Гослинг два года подряд играл меланхоличных гонщиков, и фанаты еще долго будут препираться в попытках выяснить, какой образ идет ему больше: молчаливого шофера из «Драйва» или татуированного грабителя из «Места под соснами». Байк здесь – главное орудие труда. В нормальной жизни герой Гослинга по имени Люк является каскадером. Но в его биографии есть и темная страница – дерзкие ограбления банков, которые он совершает опять-таки с помощью байка.
Даже после завершения трагичной линии байкера мотоцикл, пусть и другой модели, вновь мелькает в кадре – как олицетворение наследия отца, переходящего к сыну. Режиссер Дерек Сиенфрэнс рассказал историю невероятного совпадения, благодаря которому и родился эпизод первого ограбления. Однажды Гослинг поделился с ним странной фантазией своего гипотетического налета на банк. Он, дескать, непременно осуществил бы его на байке, а потом скрылся в фургоне и тем самым сбросил с хвоста преследователей. Сиенфрэнс выпучил глаза и ответил, что вообще-то подобная сцена будет в его следующем фильме. После таких откровений участие Гослинга в проекте стало свершившимся фактом.
Если у одних зрителей бондиана ассоциируется со сногсшибательными девушками, то у других – с роскошными автомобилями. Порой им на смену приходили и иные транспортные средства. Например, мотоциклы. Если раньше на байках любил рассекать Пирс Броснан («Завтра не умрет никогда», «Золотой глаз»), то позднее это увлечение подхватил Дэниэл Крэйг.
Агент 007 подружился с байком еще в «Кванте милосердия» (2008), а в «Координатах Скайфолл» его мастерство вышло на недосягаемый уровень. В бешеной по динамике сцене Бонд преследует наемника Патриса, который удирает от него по узким стамбульским улочкам и крышам домов. Создателей фильма упрекали в неуважении к историческому ландшафту города и обвиняли в повреждении зданий, но продюсеры гневно отвергли эти инсинуации и заявили, что специально для съемок крыши частично заменили временными конструкциями. Как бы то ни было, бондиана благодаря этой гонке однозначно обогатилась.
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…