Райан Гослинг, Том Круз, Марлон Брандо и другие звезды в погоне за острыми ощущениями.
29 августа – знаковая дата для любителей мотоциклов. Именно в этот день в 1885 году немецкий конструктор Готтлиб Даймлер получил патент на мотоцикл, с тех пор ставший не только популярным средством передвижения, но и воплощением стиля, в равной мере дерзкого, брутального и элегантного. Байки на экранах тоже могут похвастаться долгой и счастливой жизнью. «КиноРепортер» выбрал 10 картин, для которых мотоцикл стал уникальной визитной карточкой.
«Дикарь» (1953)
Картина Ласло Бенедека затесалась в фильмографию Марлона Брандо между эпохальными ролями Стэнли Ковальски («Трамвай «Желание») и Терри Малого («В порту»). Сюжет отчасти основан на реальных событиях – вторжении банды байкеров в тихий калифорнийский городок. Брандо и Ли Марвин сыграли их главарей с яростной, развязной энергетикой, непривычной и даже шокирующей для зрителей.
По сути, «Дикарь» стал первой картиной такого рода. Он романтизировал байкерскую субкультуру, продемонстрировал опасность, которую та представляла, и породил целую линейку аналогичных лент, снятых за смешные деньги с прицелом на молодежную аудиторию. Вступительная сцена здесь невероятно эффектна: по пустынной дороге с оглушительным ревом проносятся мотоциклы, а упакованная в блестящие кожанки молодежь олицетворяет неукротимую маскулинность.
«Римские каникулы» (1953)
За несколько месяцев до «Бунтаря» в американском прокате появилось еще одно кино, в сюжете которого мотоцикл играл заметную роль. Но его герои – не наглые байкеры, а европейская принцесса (Одри Хепберн) и пробивной репортер (Грегори Пек), сопровождающий девушку во время ее неожиданного отпуска.
Частью дивного нового мира простых смертных, ставшего для принцессы божественным откровением, оказалась и незабываемая поездка на мотороллере Vespa. Этот эпизод изящно украсил прекрасную ленту, проложил популярный туристический маршрут по достопримечательностям Рима и запустил идеальную маркетинговую капанию: благодаря появлению «Веспы» на постере было продано порядка 100 тысяч мотороллеров. За следующие 10 лет «Веспа» мелькнула примерно в 60 картинах, а за пределами съемочной площадки на ней охотно рассекали крутые парни вроде Дина Мартина и того же Брандо.
«Большой побег» (1963)
В этой военной драме засветилось немало отличных актеров – Ричард Аттенборо, Джеймс Гарнер, Чарльз Бронсон, Джеймс Коберн… Но именно для Стива МакКуина лента Джона Стерджесса о бегстве военнопленных из немецкого лагеря времен Второй мировой стала венцом карьеры. Его герой, капитан ВВС США Хильц, носит гордое прозвище «Короля карцера» за склонность к побегам. Особо дерзкую попытку спастись он предпринимает с помощью мотоцикла: облачается в немецкую форму, похищает немецкий байк и мчится на волю, преодолевая многочисленные препятствия. Увы, справиться с последним из них ему не удается.
МакКуин обожал гонять на мотоциклах и спорткарах и с юных лет не упускал возможности пустить по венам бонусную дозу адреналина. Он часто заявлял, что лишь на треке ощущает подлинную свободу, и на одну из гонок даже явился на костылях, с тяжелым переломом ноги. Неудивительно, что МакКуин самостоятельно исполнял большинство трюков в своих фильмах, будь то детектив «Буллитт» или спортивная драма «Ле-Ман». Ему же принадлежала идея задействовать в «Большом побеге» байк, и блистательная реализация смелой задумки овеяла ленту неувядающей славой. Правда, прыжок через ограду на высокой скорости осуществил его дублер. Стив тоже пытался, но его быстро отговорили: травма звезды обернулась бы для продюсеров колоссальными непредвиденными расходами.
«Беспечный ездок» (1969)
В 1960-х жанр байкерского кино расцветал. Важный вклад в его развитие внесла активность группировки «Ангелы Ада» и публикация книги Хантера С. Томпсона, посвященная ее деятельности (зачастую противозаконной). Нередко в фильмах о мотоциклистах снимались будущие звезды вроде Джека Николсона («Мотоангелы ада») и Питера Фонды («Дикие ангелы»), объединившихся с Деннисом Хоппером для создания «Беспечного ездока». Пламенного манифеста байкерского движения, окутанного трагичным погребальным звоном.
Анархистское роуд-муви о путешествии двух мотоциклистов в Луизиану на празднование Марди Гра пронизано духом поразительной свободы, отравленной предчувствием неотвратимых катастроф. Поколение, выросшее на психоделических наркотиках и разнузданном рок-н-ролле, буквально носило «Ездока» на руках, хотя тот не столько прославлял подобный образ жизни, сколько предостерегал о возможных последствиях. Зрелищность стартового эпизода, однако, не намекает на дальнейшие потрясения. Камера ласкает украшенный американским флагом байк Фонды, Хоппер ухмыляется в усы, они пришпоривают своих «железных коней» и летят куда глаза глядят под рев хита рок-группы Steppenwolf Born To Be Wild.
«Лучший стрелок» (1986)
Конечно, ключевые сцены культового фильма Тони Скотта разворачиваются в небе: Пит «Мэверик» Митчелл (Том Круз) оказывается на курсах подготовки элитных летчиков и взмывает под облака на серебристом истребителе. Но жажда скорости терзает его и на земле, поэтому Митчелл находит себе нового спутника. Им становится мотоцикл Kawasaki, выполняющий различные функции, как и положено верному другу.
Вот он мчит героя навстречу мечте, фактически соревнуясь с самолетом. Вот он везет его на свидание с любимой девушкой. Вот помогает напомнить о себе зрителям спустя 35 лет: в сиквеле «Стрелке», ленте «Топ Ган: Мэверик», Круз оседлает спортивный байк Kawasaki Ninja H2R, считающийся самым быстрым в мире. Дженнифер Коннелли, героиня которой в фильме катается вместе с Мэвериком, сказала, что Том Круз потрясающе водит. В каждом дубле он тормозил строго на нужной отметке и ни разу не ошибся даже на сантиметр. Охотно верим и разделяем восхищение. А для тех, кому не хватило Круза и байка в «Лучшем стрелке», есть «Миссия: Невыполнима». Взять хотя бы лихую перестрелку из второй части или головокружительную гонку по Парижу из шестой.
«Индиана Джонс и последний крестовый поход» (1989)
Лучший на свете приключенческий фильм никак не мог обойтись без сцены с погоней и байком, хотя в изначальной версии «Похода» она отсутствовала. Лишь собрав черновой монтаж, Стивен Спилберг сообразил, что картине не доставало экшена. Поэтому уже на стадии постпродакшена съемочная группа отправилась в окрестности принадлежавшего Джорджу Лукасу ранчо Скайуокер и оперативно запечатлела необходимые кадры побега Индианы с отцом (Шон Коннери) из немецкого плена.
Получился поистине искрометный эпизод, магически совмещающий саспенс, юмор, трагикомичные нюансы отношений папы и сына и даже отсылку к романтической эпохе рыцарских турниров. Через 19 лет профессор Джонс вновь прикоснется к мотоциклу – правда, на сей раз в качестве пассажира. В «Королевстве хрустального черепа» Шайа ЛаБаф (его образ был вдохновлен упомянутым «Дикарем») катал Харрисона Форда и раздражал любителей байков тем, что на его «Харлее» красовались примочки, еще не изобретенные в 1950-е, когда происходило действия фильма.
«Терминатор 2: Судный день» (1991)
Байкерская тематика с самого начала задает шедевру Джеймса Кэмерона брутальную и отчасти ироничную тональность. Приземлившись в прошлом, Т-800 в исполнении Арнольда Шварценеггера направляется прямиком в бар, где ничего не подозревающие байкеры коротают время за пивом и бильярдом. После знаменитой фразы – «Мне нужна твоя одежда, ботинки и мотоцикл» – и короткой потасовки Терминатор обзаводится стильным прикидом, оружием и средством передвижения. На съемках, кстати, все выглядело куда менее серьезно, чем в фильме. По сюжету Терминатор появляется в баре обнаженным, но Шварценеггер решил повеселить партнеров по площадке и напялил необъятные гавайские шорты. Актеры, которым требовалось сохранять мрачный вид, натурально выпали в осадок.
А могучий Harley-Davidson не только стал неотъемлемым атрибутом имиджа Т-800, но и сыграл важную роль в сюжете. У Джона Коннора (Эдвард Ферлонг) тоже был байк, юркая и быстрая Honda. Но когда у тебя на хвосте висит злодейский Т-1000, на одной маневренности далеко не уедешь. В критический момент на подмогу парнишке, удирающему от грузовика, приходит его старший товарищ на «Харлее». Украшение сцены, эффектный прыжок на мотоцикле в канал, снимался посредством сложной системы кранов и кабелей, причем для пущего правдоподобия использовалась настоящая, а не облегченная модель «Харлея». На счету каскадера Питера Кента – полтора десятка картин с участием Шварценеггера, но именно этот трюк гарантировал ему бессмертие.
«Матрица: Перазагрузка» (2003)
Несмотря на то, что каждая новая часть франшизы братьев/сестер Вачовски оказывалась хуже предыдущей, в бочке дегтя попадались и ложки меда. Одна из таких – сумасшедшая гонка с участием Тринити, спасавшей от назойливых агентов Мастера ключей (программу, с чьей помощью Нео мог бы закончить войну). Плащ Мастера развевается, точно крылья гигантской птицы, в ушах свистит ветер, байк лавирует среди автомобилей и даже совершает лихой прыжок в стиле «Терминатора 2»… Словом, эпизод вышел на загляденье.
Интересно, что впоследствии этот мотоцикл пополнил коллекцию Киану Ривза, который обожает байки и не упускает шанса совместить свою страсть с киносъемками. Артистом на байке можно полюбоваться в «Моем личном штате Айдахо» (1991), «Цепной реакции» (1996) и третьем «Джоне Уике» (2019).
«Место под соснами» (2012)
Райан Гослинг два года подряд играл меланхоличных гонщиков, и фанаты еще долго будут препираться в попытках выяснить, какой образ идет ему больше: молчаливого шофера из «Драйва» или татуированного грабителя из «Места под соснами». Байк здесь – главное орудие труда. В нормальной жизни герой Гослинга по имени Люк является каскадером. Но в его биографии есть и темная страница – дерзкие ограбления банков, которые он совершает опять-таки с помощью байка.
Даже после завершения трагичной линии байкера мотоцикл, пусть и другой модели, вновь мелькает в кадре – как олицетворение наследия отца, переходящего к сыну. Режиссер Дерек Сиенфрэнс рассказал историю невероятного совпадения, благодаря которому и родился эпизод первого ограбления. Однажды Гослинг поделился с ним странной фантазией своего гипотетического налета на банк. Он, дескать, непременно осуществил бы его на байке, а потом скрылся в фургоне и тем самым сбросил с хвоста преследователей. Сиенфрэнс выпучил глаза и ответил, что вообще-то подобная сцена будет в его следующем фильме. После таких откровений участие Гослинга в проекте стало свершившимся фактом.
«007: Координаты «Скайфолл» (2012)
Если у одних зрителей бондиана ассоциируется со сногсшибательными девушками, то у других – с роскошными автомобилями. Порой им на смену приходили и иные транспортные средства. Например, мотоциклы. Если раньше на байках любил рассекать Пирс Броснан («Завтра не умрет никогда», «Золотой глаз»), то позднее это увлечение подхватил Дэниэл Крэйг.
Агент 007 подружился с байком еще в «Кванте милосердия» (2008), а в «Координатах Скайфолл» его мастерство вышло на недосягаемый уровень. В бешеной по динамике сцене Бонд преследует наемника Патриса, который удирает от него по узким стамбульским улочкам и крышам домов. Создателей фильма упрекали в неуважении к историческому ландшафту города и обвиняли в повреждении зданий, но продюсеры гневно отвергли эти инсинуации и заявили, что специально для съемок крыши частично заменили временными конструкциями. Как бы то ни было, бондиана благодаря этой гонке однозначно обогатилась.
Комментарии