Эволюция длиной в десятилетия: от беззаботных мюзиклов и подростковых комедий до честных сказок для взрослых.
Романтические комедии частенько хоронили, хотя на самом деле жанр ни разу не переживал настоящий кризис. Веселые истории о любви просто менялись – вместе с миром вокруг. Ромкомы и сейчас продолжают трансформироваться, чутко реагируя на острые жизненные вопросы. Какие «внешние раздражители» влияют на эти фильмы больше всего – в нашем специальном расследовании.
Этой весной в прокат выходит сразу четыре ромкома, и каждый – для своего особого сегмента зрителей. В тренде теперь не один красивый цельный фильм о любви для бабушек и их внуков, а «многослойный пирог» с несколькими историями для самых разных зрителей.
Так, 30-летние Кристина Асмус и Милош Бикович в «Хочу замуж» расскажут о внезапном чувстве, которое накрыло вполне довольных своей жизнью героев с головой. Успешная ведущая собралась было замуж за такого же успешного бизнесмена, но однажды ее телефон разрядился, и случайный прохожий оказывается интереснее всех, кого девушка видела прежде.
Другая история про замужество, где все с ходу рушится, – «Первый встречный» с Дженнифер Лопес. Популярная певица буквально у алтаря узнает, что любимый ей изменил (что-то такое было и в реальной жизни Джей Ло!), и выбрав из толпы незнакомца, решает выйти за него замуж. Это всего лишь учитель математики, но главную героиню ждет дивный новый мир, которого она опять же никогда не видела. Это уже проблемы 50-летних: не простить измену и удариться в приключения.
О том же – «Затерянный город» с Сандрой Буллок. Она играет писательницу, которая не верит в собственные романы, но пересматривает свое отношение, когда оказывается в центре собственного сюжета, где парень с обложки ее книги рвется доказать, что у него и конфетка под холеной оберткой имеется. А Пенелопа Крус и Антонио Бандерас в «Главной роли» вместе создают кино, а затем и отношения. Точнее, страсть накаляет и без того горячую атмосферу на съемочной площадке, а дальше – искра, буря…
В общем, ромкомов много, все они – с крупными звездами и весьма симпатичным сеттингом, а значит, шансов пройти мимо практически нет. Что же произошло за последние 20 лет такого, что теперь это не шуточный жанр «для девочек», который и дома можно на пару с килограммом мороженого умять, и на большом экране посмотреть – с мамой, друзьями или даже вообще в чисто мужской компании?
Во времена немого кино и первых звуковых картин ромкомы выходили нечасто – буквально одна-две ленты в год: «Огни большого города» (1931), «Неприятности в раю» (1932) и так далее. Сороковые прошлого столетия стали и вовсе довольно тяжелым временем, а потому и любых других фильмов было немного. А вот в последующем десятилетии ситуация стала исправляться.
Секс-символ Голливуда Мэрилин Монро, пожалуй, можно назвать лицом ромкома 1950-х. В одном только 1953-м вышло сразу два легендарных фильма с ее участием – «Джентльмены предпочитают блондинок» и «Как выйти замуж за миллионера». Конкуренцию им могли составить лишь культовые «Римские каникулы» с Одри Хепберн, получившие в 1954-м три «Оскара».
В 1960-е ромкомы стабильно появлялись на большом экране, как, впрочем, и в 1970–1980-х. Но жанр переживал явную трансформацию, демонстрируя все больше откровенных сцен и отказ от устаревающих шаблонов. Картина «Гарольд и Мод» (1971) совершила маленькую революцию, показав, что «любви все возрасты покорны» вне зависимости от гендера. В фильме Хэла Эшби рассказывается о привязанности, накрывшей тинейджера и пенсионерку, которые так интересуются вопросами жизни и смерти (смерти в первую очередь), что это сближает их крепче любой романтики.
А в 1984-м Том Хэнкс и Дэрил Ханна в картине «Всплеск» и вовсе воплотили чудесную любовную и при этом забавную историю межвидовой любви человека и русалки. Появление подобного фильма в 1960-е было просто невозможно.
«Когда Гарри встретил Салли» (1989) – пример совершенно иного порядка. Это история двух взрослых людей, чья романтическая привязанность выросла из дружбы. Вроде бы такая простая идея, в которой нет решительно ничего невероятного, но она также обозначила смену парадигм. Кроме того, фильм стал звездным часом для Мег Райан: актриса – с ее милой улыбкой, растрепанными волосами и расслабленным стилем – мгновенно превратилась в новую икону жанра.
1990-е стали переходным периодом между довольно скованным XX веком и пока еще не определившимся со своими взглядами XXI-м. Десятилетие открыла «Красотка» (1990) с Ричардом Гиром и Джулией Робертс. Подумать только, еще недавно мир умилялся невозможной историей любви между принцессой и журналистом в «Римских каникулах», а теперь в центре внимания – бизнесмен и проститутка! Вот уже и социальные границы стерты.
«Неспящие в Сиэтле» (1993) с уже покорившими сердца зрителей Райан и Хэнксом – еще один иконический пример. Там романтика строится вокруг сына главного героя, которому так не хватало мамы, что он сам устроил отцу личную жизнь. А уж чем не триллер – история о том, как парень оказался в коме, а в его жизнь и семью случайно проникла совершенно чужая девица? Тем не менее таков сюжет ромкома «Пока ты спал» (1995) с еще одной звездой жанра – Сандрой Буллок!
Наконец, вольный ремейк «Магазинчика за углом» (1940) – «Вам письмо» (1998) Норы Эфрон, в котором вновь встретились Райан и Хэнкс, – чутко отреагировал на технологический прогресс и обозначил едва наметившуюся проблему коммуникации офлайн, по сути, опередив время. Его главные герои влюбляются друг в друга по переписке, но уже электронной, а в реальной жизни никак не могут найти общий язык. Как эта тема актуальна сегодня!
Хотя куда более важно то, что в 1999-м (очень важном для киноиндустрии в целом – именно тогда вышли, например, «Матрица» и «Бойцовский клуб») наметилось четкое разделение на тинейджерские и «взрослые» ромкомы, и это тоже обозначило серьезные перемены в жанре.
Для школьников – вольная адаптация шекспировского «Укрощения строптивой» с Хитом Леджером и Джулией Стайлз «10 причин моей ненависти» и «Это все она» с Фредди Принцем-младшим. Там кто-то влюбляется на спор, а кто-то так бежит от чувств, что делает оборот вокруг планеты и врезается в любовь со всех ног.
Для тех же, кто постарше, – два фильма все с той же Джулией Робертс – «Ноттинг Хилл» о любви между актрисой и владельцем книжного, которой суждено расцвести в туманном Лондоне, и «Сбежавшая невеста» о страхе этого самого расцвета. Но второй, пожалуй, выделяется чуть больше: ведь все бегут под венец, а главная героиня этой ленты – наоборот.
Комедия из сюжета, который больше подошел бы трагедии или, по крайней мере, драме о поиске себя, – еще один ключевой жанровый тренд, наметившийся на стыке веков.
2000-е начались с вопроса «Чего хотят женщины?», которым задался герой Мэла Гибсона. Ответ пришел от Бриджит Джонс, которая в 2001 году стала эдаким анти-, хотя и очаровательным, секс-символом старшего поколения. Героиня Рене Зеллвегер не боится говорить то, что думает, носит утягивающее белье и может выругаться, тем самым сорвав светский прием. Зато она настоящая, а потому в ее отношения хочется верить куда сильнее, чем во все прежние красивые истории.
В 2004-м появилась «Интуиция», где двое в исполнении Кейт Бекинсейл и Джона Кьюсака, влюбившись с первого взгляда, решают предоставить свои отношения судьбе. Странно, но история о том, что 30-летние верят в чудеса романтических жестов больше, чем семилетки в Деда Мороза, ни у кого не вызвала идиосинкразии.
Но дальше – больше. «Милашка» (2002) с Кэмерон Диаз про побег вообще от любых чувств – это вам не невеста, которая успела хотя бы раз до алтаря дойти. И мы все дружно признаем – влюбляться страшно! А в 2003-м мир взрывает «Реальная любовь», где чувства и предрождественская суета так драматично переплетаются, что слезу не пустит разве что социопат.
Этот поток в 2000-е было не остановить: современные принцессы («Дневники принцессы», «Принц и я»), рождественская путаница («Пережить Рождество», «Отпуск по обмену»), любовь со сложностями («50 первых поцелуев», «Между небом и землей»), даже мюзиклы (дилогия Мамма mia!).
Но вот выходят «500 дней лета» (2009) и напоминают о реальности: хеппи-энд есть не у всех отношений. А «Предложение» того же 2009 года, где дама (вновь Буллок), да еще и босс, вынуждена просить подчиненного разыграть отношения и даже свадьбу, вообще ставит все с ног на голову. Между тем количество ромкомов вырастает почти до двух десятков в год, что диктует необходимость генерировать все новые и новые темы, которые на поверку приходят разным людям одновременно.
В 2011-м выходят сразу два фильма о сексе по дружбе без обязательств. Как ни назови, а все равно все заканчивается одинаково – и неважно, кто в постели: Мила Кунис с Джастином Тимберлейком («Секс по дружбе») или Натали Портман с Эштоном Кутчером («Больше чем секс»). Зато все узнали и закрепили в голове, какие проблемы ждут, если, устав от романтики, дружить кроватями.
Кинематограф XXI века явно находится в беспрерывном поиске формулы идеального ромкома и в силу известной утопичности этой идеи пока создает для каждой социальной группы отдельный фильм. Как вариант, альманах, в котором пытается усидеть на всех стульях одновременно.
«Взрослый» ромком впал в стагнацию. С последней истории о Бриджит Джонс прошло 5 лет, а нормальной романтической комедии о людях самодостаточных, но при этом открытых для нового чувства, по сути, с тех пор и не было. Будем надеяться, 2022-й эту ситуацию исправит.
Во многом причина в стремительно меняющихся моральных ориентирах и ценностях общества в целом, а значит, и потенциальных зрителей. И пока мы не определились с тем, как нам жить дальше, жанр ищет ответы вместе с нами. Ясно одно: единственно правильные отношения – это уже прошлое. Инклюзивность пришла всерьез и надолго.
Комментарии