Кино

Создаем атмосферу: Новые фильмы для Хеллоуина

Накануне Хеллоуина рассказываем о трех новинках, которые помогут прочувствовать его зловещую атмосферу. Встречайте победителя «Хоррор-феста», комедийный хоррор с Кирнан Шипкой, которая переместилась в 1980-е, чтобы противостоять серийному убийце, и германо-британский мультфильм «Петя и волк» по мотивам симфонической сказки Сергея Прокофьева.

«Кошки-мышки» (2023)

Под руководством Сюзанны Фогель («Шпион, который меня кинул» и «Бортпроводница») рассказ Кристен Рупеньян превратился в двухчасовое кино, наполненное иронией и неожиданными поворотами. Большую часть из них рождает распаленное воображение Марго (звезда оскароносного фильма «CODA: Ребенок глухих родителей» Эмилия Джонс), студентки второго курса, которая западает на странного посетителя кинотеатра Роберта (Николас Браун) – двухметрового любителя лакрицы, кошек и Харрисона Форда. Неловкий флирт перетекает в активную переписку: девушке нравится, что взрослый поклонник от нее без ума, но поскольку знает она о нем не так много, лакуны начинают заполняться жуткими фантазиями.

Масла в огонь подливает подружка-феминистка, да и сама Марго не прочь представить себя героиней какого-нибудь ужастика. Романтизация до добра не доводит, особенно при осознании собственной уязвимости. Любой безобидный жест ввергает Марго в панику, а попытки разрядить атмосферу оборачиваются еще большим провалом – оказывается, шутки про серийных убийц не сильно способствуют душевному равновесию. Сперва эта игра воображения действительно веселит, но по прошествии сорока минут ненадежность рассказчицы и ее легкомыслие начинают утомлять, а приемы – повторяться.

Марго не просто продумывает в голове диалог с собеседником – она идет дальше. Например, в кабинет воображаемого психотерапевта, где с большим удовольствием выдает желаемое за действительное. Философский разговор с собой она ведет и во время затянувшегося, подчеркнуто некомфортного сексуального акта – несмотря на то, что Роберт включает на проигрывателе Depeche Mode, проходит ночь совсем не романтично. Зато на следующее утро события развиваются куда бодрее.

Главный плюс «Кошек-мышек» – амбивалентность героев, из-за которой до последнего момента сохраняется интрига. Кроме того, создатели иронично препарируют тренды нового времени – повальное увлечение серийными убийцами (уставшая полицейская советует девушке слушать меньше подкастов) и неумение общаться в реальной жизни (переписка идет активнее живой беседы, а представления о сексе Роберт явно черпает из порно). Попутно выясняется, что навязанные поп-культурой манеры, категоричность суждений и «экологичное» поведение могут выйти боком в самый неожиданный момент.

Сочетание ромкома и хоррора может смутить, но из обоих жанров персонажи не выпадают благодаря естественной актерской игре. Просмотр рекомендуем в большой компании – нервный смех откуда-то сбоку сделает фильм еще лучше.

«Конкретный убийца» (2023)

Этот метахоррор берет с места в карьер: на первой минуте рассказывается о трех страшных убийствах, произошедших в канун Хеллоуина 1987 года. На десятой умирает повзрослевшая одноклассница жертв, которую от серийника в маске не спасают ни паранойя, ни впечатляющие навыки самообороны. Ее безутешная дочь Джейми (Кирнан Шипка из «Леденящих душу приключений Сабрины») тоже попадает в поле зрения маньяка. И спасаясь от него, переносится в прошлое, где знакомится с 16-летней версией родительницы, которая оказывается не такой милой, как она привыкла считать.

Несмотря на бодрое начало и стильную подачу (ритуальные убийства, обезображенные куклы вместо реальных тел, ужасы в ярких фотовспышках), «Конкретный убийца» оборачивается скорее комедийной деконструкцией – не столько жанра, сколько эпохи. Причем непонятно, какой именно: достается обитателям обеих временных линий. Нынешней – за излишнюю рафинированность, одержимость криминальными темами и лицемерие. Прошлой – за фатальную беспечность (все помешаны на сексе и запрещенных веществах), повальную некомпетентность (под огнем критики учителя и полиция) и неэтичность вкупе со всевозможными –измами («Мужчина показывает эмоции? Изумительно!»).

Издевки над людьми и штампами занимают почти весь хронометраж: практически фоновой становится фантастическая линия с машиной времени, да и хоррора здесь не так много. Туда-сюда шныряют чудики и зловещие типы, кто-то скрывает страшную тайну, а из темноты то и дело слышатся шорохи. Но большую часть сюжета Джейми с криками мечется по местам будущих преступлений (на фоне всеобщей расслабленности ее поведение действительно раздражает) и не слишком успешно притворяется экстрасенсом, чтобы избежать лишних подозрений. В общем, несмотря на некоторые удачные решения, между жанрами создатели слегка заплутали.

Из однозначных плюсов – ностальгия (в основном по кассетным плеерам и живому общению), хороший подбор актеров и неплохо раскрытая тема семьи. В том числе путем демонстрации своеобразного соревнования через поколения, из-за чего возникает парочка сентиментальных моментов. Бонусом – довольно напряженная сцена в конце, которая слегка подогревает градус уже раскрытой интриги, и не самые затертые треки ушедшей эпохи. Вся повестка пришлась на титры, так что их можно смело выключать, ничего не пропустите.

«Петя и волк» (2023)

Симфоническую сказку Сергея Прокофьева по-прежнему любят на Западе. Достаточно упомянуть, что первая экранизация «Пети и волка» появилась в 1946 году под руководством Уолта Диснея, в 1978-м произведение озвучил Дэвид Боуи, а в 2003-м рисунки по мотивам сказки, созданные Боно c дочерьми Ив и Джордан, собрали $368 тыс. на аукционе в Нью-Йорке. Именно эти эскизы легли в основу новой анимационной короткометражки. Более того, вокалист U2 дважды появился в кадре: в роли творца и в качестве рассказчика – мухи в красной жилетке и c узнаваемой серьгой в ухе.

Есть в сказке и другие изменения, более важные. Так, Петя в начале истории теряет маму – та умирает от продолжительной болезни. И его чувства, включая сильнейшую злость на мир, ощутимо влияют на финал. Чуть иначе звучит и аранжировка, однако знакомые ноты по-прежнему греют душу.

Мультфильм выполнен в смешанной технике: персонажи двумерные, а все, что их окружает, полно объема. Цвет – исключительно красный – тоже используется точечно, что придает происходящему вид либо чрезмерно игривый (маска для плавания), либо зловещий (оскаленная пасть волка). Размеренный голос рассказчика напоминает, что сказка эта в первую очередь предназначена для самых маленьких, однако эмоциональный накал в определенные моменты заставляет забыться и взрослых. 

Особенно резкий контраст чувствуется на закате, когда легкая суета дня и почти ежесекундный слэпстик сменяются зловещими тенями и ожившими страхами. Жуткая сказка доходит до пика, а затем следует неожиданный катарсис. Бонусом идут совершенно умилительные кадры, способные растопить даже самые холодные сердца.

Сложно сказать, что «Петя и волк» совершает революцию в жанре. За всех героев здесь говорит один человек, врезающихся в память афоризмов не предусматривается, а действие слишком ограничено в пространстве и времени. Скорее всего, свежая версия просто пополнит ряд одноименных экранизаций. Но если держать это в уме и не рассчитывать на безусловный шедевр, провести полчаса можно с большим удовольствием.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

В Санкт-Петербурге пройдет фестиваль «Влюбленные в искусство»

С 2 по 5 декабря Санкт-Петербург будет принимать гостей VIII Международного кинофестиваля «Влюбленные в искусство». В этом году в программу…

15 часов назад

Москва не сразу строилась: Фильмы, которые снимали чересчур долго

Снять фильм – не раз плюнуть. Ведь помимо финансов нужно найти достойную команду и актерский состав, не говоря уже о…

16 часов назад

Эмир Кустурица как актер: Яркие роли прекрасного режиссера

Как говорится, талантливый человек талантлив во всем. Зрители знают Эмира Кустурицу прежде всего как талантливого режиссера, подарившего нам такие замечательные…

20 часов назад

Объявлена программа «Эха» фестиваля «Послание к человеку»

С 18 по 27 октября Санкт-Петербург принимал гостей фестиваля «Послание к человеку», который собрал кинематографистов со всех уголков света. Однако…

2 дня назад

W – значит Вакаливуд

Немногие найдут Уганду на карте Африки. И не каждый отважится махнуть в эту страну, одну из беднейших в мире, в…

2 дня назад

Живее всех живых: Активное посмертие в российском и зарубежном кино

Смерть порою кардинально меняет жизнь. Причем не только того, кого она постигла, но и окружающих. После смерти жизнь нередко становится…

2 дня назад