С фильмами режиссера Джо Райта обычно вот какая штука происходит. Если он снимает хорошо – оторваться от просмотра непросто. Так было с «Искуплением» 2007 года, где Кира Найтли влюбилась в Джеймса МакЭвоя, а потом Сирша Ронан наговорила про него гадостей. То же справедливо и для «Темных времен» 2017-го – Гари Олдман, ясное дело, грандиозно сыграл Уинстона Черчилля, но и картина в целом ему под стать. Отличный исторический триллер вышел, солидный, уважаемый.
Однако в тех случаях, когда Райту изменяет мастерство, или вдохновение, или и то, и другое одновременно, смотреть его ленты попросту невозможно. «Солист» (2009), «Анна Каренина» (2012), недавняя «Женщина в окне» (2021) – сплошные мучения. Но то были цветочки. А затем Райт взял да и выпустил «Сирано». И вот они где, ягодки-то, прятались.
Вообще пьеса Эдмона Ростана «Сирано де Бержерак», написанная в 1897 году, десятки раз переносилась на экраны и театральные подмостки. И кто только не играл самого Сирано – поэта, музыканта, философа, дуэлянта и просто славного парня. От Кристофера Пламмера и Жерара Депардье до, как ни странно, упомянутого Джеймса МакЭвоя. Однако новое время продиктовало очередную трактовку бессмертного произведения, и теперь де Бержерак выделяется из толпы не огромным носом, а маленьким ростом. Звездный актер, впрочем, на месте – Питер Динклэйдж, он же Тирион Ланнистер из «Игры престолов».
Если вдруг вы забыли или не знали, о чем пьеса Эдмона Ростана, позволим себе вкратце ввести вас в курс событий. Действие происходит во Франции XVII века. Неисправимый бунтарь Сирано де Бержерак славится тем, что наживает могущественных врагов вроде племянника кардинала Ришелье графа де Гиша. А еще он безнадежно влюблен в свою кузину Роксану, которая не отвечает ему взаимностью. Ее избранник – глуповатый красавец Кристиан де Невильет, гвардеец из полка Сирано. Причем добиться симпатии Роксаны Кристиану помогает именно де Бержерак, понимая, что для него это единственный шанс произнести любовные клятвы – пусть и устами своего прямого конкурента.
Кончается все, правда, не очень хорошо. Никаких тебе хэппи-эндов, сплошь трупы и разочарования. Хотя юмора в пьесе – океан, утонуть можно. Искрометные остроты, потешные персонажи второго плана, блестящие гэги, виртуозная игра слов… Закачаешься. И когда этот материал попал в руки Джо Райта и сценаристки Эрики Шмидт, автора одноименного мюзикла 2018 года, вопреки всем опасениям в глубине души теплилась робкая надежда на чудо. Чем черт не шутит – вдруг режиссер постарается и создаст приличную картину, пускай не равновеликую выдающемуся оригиналу, но хотя бы не совсем беспомощно ему уступающую. Что ж, как говорится, ваши ожидания – ваши проблемы.
Сам по себе Сирано де Бержерак – идеальный герой для современных голливудских фильмов, персонажи которых часто имеют какие-либо изъяны и все равно оказываются достойны любви. Но сейчас ситуация в культурной среде куда сложнее, чем во времена Эдмона Ростана. Нельзя и шагу ступить, чтобы не надавить на чью-нибудь мозоль. Тот же Питер Динклэйдж, например, недавно обозлился на студию Disney за стереотипный подход к изображению гномов в грядущей «Белоснежке» с Рэйчел Зеглер из «Вестсайдской истории». Ну а какими, спрашивается, гномы еще могут быть – не двухметровыми же великанами?
Вот и создатели «Сирано» решили, от греха подальше, подстраховаться, поручив роль Кристиана де Невильета чернокожему актеру Келвину Харрисону («Суд над Чикагской семеркой»). Между ним и динклэйджевским Сирано и должна сделать выбор бедная Роксана в исполнении Хейли Беннетт («Хардкор») – единственная, кто в принципе соответствует персонажу из пьесы. Для образа смазливой, но не блещущей интеллектом дамочки румяное личико Беннетт прекрасно подходит.
В случае Харрисона же проблема не столько с его цветом кожи (хотя, признаться, во Франции XVII века подобные герои выглядят малость чужеродно), сколько с харизмой. Точнее, с полным ее отсутствием. Конечно, сердцу не прикажешь. И все же никак не удается поверить, что Роксана с первого взгляда влюбилась в небритого, не особо опрятного незнакомца, который двух слов связать не может без нашептываний де Бержерака. Еще более странное впечатление производит играющий де Гиша Бен Мендельсон, в очередной раз ворчливо исполняющий роль стереотипного злодея, только теперь с тонной клоунского грима на лице.
Не забывайте, что все артисты еще и поют! Хотя по сравнению с их вокальным мастерством арии Рассела Кроу в «Отверженных» – прямо-таки шедевры уровня Лучано Паваротти. Да и среди самих музыкальных партий, как и среди танцевальных номеров, не найти ни одного, который мог бы хоть на часок-другой врезаться в память. Сплошная серость и безнадега. Зато есть чудные, мягко говоря, пляски гвардейцев, во время которых Кристиан страдальчески рассказывает о суровом мужском воспитании. Отец, дескать, уверял, что сыну нужны не книжки, а блеск шпаги, поэтому юноша вырос одинокой (и не слишком умной) душой, мечтающей о любви.
Вдобавок Джо Райт не стесняется напрямую цитировать «Властелина колец» – вот уж совсем неожиданная и непонятная отсылка. Когда на Сирано натравливают наемных убийц, он ловко орудует клинком, а затем швыряет в кого-то из врагов факел – помните схватку Арагорна с Черными Всадниками в «Братстве кольца»? И ведь эта коротенькая сцена вышла одной из немногих мало-мальски эффектных. В остальном фильм оказывается удручающе тоскливой тягомотиной, которая, помимо чисто внешнего отсутствия привлекательности, лишилась главного, что отличало пьесу Ростана и его героя: жизнелюбия.
«Шутить всегда, смеяться вечно!
Чтоб смерть в бою была легка,
Побольше шуток, в шутках – перца!
Чтоб острое входило в сердце
И острое сходило с языка!»
Сирано де Бержерак нес свой крест (и свой нос) с оптимизмом и неизменной иронией. Иногда она была горькой. Иногда – хулиганской. Но даже в трагичные моменты он находил повод пошутить, посмеяться над окружающими и самим собой. В картине Райта, конечно, тоже периодически пытаются зубоскалить. Но получается это плоско, тяжеловесно, ни капельки не грациозно, поскольку стоящие за «Сирано» авторы преследовали совсем иную цель: в тысячный раз поведать старую, как мир, историю отщепенца, которого обязательно стоит полюбить.
Сейчас вообще нужно любить всех без разбора. А если не любить – то хотя бы уважать. Но печально, когда эта необходимость зиждется не на убедительности фильма как художественного произведения, а на актуальности встроенной в него повестки.
«Довольно карликов! Где прячутся титаны?» – кричал восторженный Сирано Ростана, когда Роксана позвала его на свидание. В наши дни за эти слова его бы мигом заклеймили позорным ярлыком. Хотя он не имел в виду ничего плохого. И уж точно не собирался принижать людей низкого роста. А скорее сожалел о том, что настоящее благородство, мужество, сила духа безвозвратно канули в лету. Такими темпами в обозримом будущем за ними последует и настоящее кино.
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…