Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors
Search in posts
Search in pages
Слушать подкаст
|
КиноРепортер > Кино > «Это буквально я!»: Как сигма-персонажи захватили кино и интернет

«Это буквально я!»: Как сигма-персонажи захватили кино и интернет

29 октября 2024 /
«Это буквально я!»: Как сигма-персонажи захватили кино и интернет

Разбираемся, что объединяет Тони Монтану, Джокера и Данилу Багрова.

Альфа, омега и сигма давно перестали быть просто буквами греческого алфавита. В суровом интернете они теперь отвечают за разные архетипы мужчин, причем последняя их разновидность, сигма, стала самой вирусной и тем не менее самой непостижимой. Рассказываем, что же таит в себе знак Σ, почему нас смешат мемы с Патриком Бейтманом и завезли ли сигма-персонажей в российское кино.

Загадочная Σ

Тайлер Дерден в китайском прокате
Кадр из фильма «Бойцовский клуб» (1999)

Разделение на альф и омег уже в прошлом – в ненаучные теории о классификации мужских особей XX века вклинились люди нового поколения, провозгласившие деление на сильных и слабых устаревшим. Так, в 2010-х в «волчью» иерархию было добавлено еще несколько букв, самой привлекательной из которых стала сигма, обозначающая трансформировавшихся альф.

В новой концепции сигма-мужчины находятся вне социальной пирамиды, что говорит об их отстраненности от других. Сигмы – это «одинокие волки», которые предпочитают расходовать силы лишь на достижение своих идеалов и самосовершенствование. Они такие же интеллектуально развитые, собранные и просто-напросто крутые, как и альфы, просто им претят мирская суета и шум.

Впоследствии описания черт сигма-самцов стали настолько размытыми, что их можно было приписать любому человеку и персонажу, а сам термин начал использоваться не по делу, став затычкой в каждой юмористической бочке. Это высмеивание не могло не задеть и героев фильмов, демонстрирующих чрезмерную, токсичную (не в самом привычном понимании этого слова) маскулинность.

Воспоминания об американском психопате

Американский психопат
Кадр из фильма «Американский психопат» (2000)

Хотя теоретические зарисовки о сигмах уже годами блуждали по интернету, популярность термин обрел лишь в 2021-м, когда пользовательница одной социальной сети выразила свое недоумение по поводу пирамиды социального доминирования. Была пущена первая «сигмальная» ракета, и интернет с тех пор было не остановить – после этого кого только сигмами не называли.

Мемоделы начали доводить до абсурда характеристики данного архетипа. Так, первой и главной жертвой сигма-революции стал протагонист сатирического триллера «Американский психопат», серийный убийца Патрик Бейтман в исполнении Кристиана Бэйла. Патрик самодостаточен, чересчур уверен в себе и мотивирован на успех как в бизнесе, так и в своих кровавых похождениях. Именно поэтому героя Бэйла нарекли иконой sigma-male-культуры, иронично (или не слишком) возвышающейся над серой массой зависимых от одобрения общества мужчин.

Именно «Американский психопат» породил популярный видеомем с так называемым сигма-фейсом, фирменным выражением лица Бейтмана. Нахмуренные брови и надутые губы – знак максимального презрения со стороны персонажа, который так широко разошелся в сети, что используется уже совсем без разбора и предполагает любую возможную коннотацию.

Не Патриком Бейтманом единым

Роберт Де Ниро в фильме Мартина Скорсезе «Таксист» (1976)
Кадр из фильма «Таксист» (1976)

За последние три года к сигмам было причислено множество поп-культурных персонажей, но все же некоторые из них по праву стоят на самом верху мужской пирамиды. По хронологии первым сигмой кинематографа можно считать социопатичного героя Роберта Де Ниро из неонуара «Таксист» 1976 года. Начиная свой экранный путь как эмпатичный и не лишенный интереса к женщинам чудик, Трэвис Бикл в итоге решительно выносит себя за рамки общества и даже приобретает синдром Бога.

Культовый персонаж Аль Пачино из «Лица со шрамом» также получил звание сигмы ввиду его беспринципности и целеустремленности. Даже само имя Тони Монтаны стало нарицательным, обозначая доведенную до крайности жажду славы и демонстрацию успеха, чем так грешат современные инфоцыгане и мотивационные блогеры. При этом и фильм, и отрезвляющая реальность подтверждают, что для реализации своих амбиций просто много работать недостаточно. Для этого надо и попотеть, и пойти по головам (но все же не так радикально, как герой Пачино).

Апофеозом sigma-male-кино XX века стал, несомненно, «Бойцовский клуб» 1999 года, воплотивший на экране образцовую маскулинность в лице Тайлера Дердена. Доппельгангер в исполнении Брэда Питта буквально убеждает всех мужчин быть таким же, как он, и отказаться от материального в пользу духовного развития. Да, старый добрый нигилизм не чужд культуре сигм, считающих, что общество прогнило до костей. Встретившись со зрителями «в странный период» жизни человечества, на пороге нового тысячелетия, Дерден стал идеалом подростков того времени, грезящих о дивных нулевых.

Новый век сигма-героев

Драйв, Райан Гослинг
Кадр из фильма «Драйв» (2011)

Сигмы не оставили нас после выхода «Бойцовского клуба» – подобный типаж стал популярным и у кинематографистов XXI столетия. «Одинокие волки» как нельзя лучше подходят на роль как любимцев публики, так и объектов общественного порицания. Одно можно сказать точно – сигма-персонажи и их духовный рост (или же падение) практически всегда вызывают неподдельный зрительский интерес.

Этим воспользовались Николас Виндинг Рефн и Тодд Филлипс при создании своих культовых персонажей. Образы безымянного таксиста в «Драйве» (Райан Гослинг) и новой итерации Джокера (Хоакин Феникс) в одноименной дилогии так и кричат об их исключительности и об их особенном пути, по-самурайски четком и трагичном. Общество сделало их такими, и именно оно должно поплатиться за свои грехи, пусть это и может стоить героям Гослинга и Феникса жизни.

К сигмам также нередко причисляют персонажей Киану Ривза из франшизы «Джон Уик», Киллиана Мерфи из сериала «Острые козырьки» и многочисленных протагонистов в исполнении Джейка Джилленхола («Враг», «Стрингер»). Все эти экстрамаскулинные герои стали героями мемов с подписью «Wow… he is literally me!», иронизирующих над теми, кто ассоциирует себя с экранными сигмами. Многие из вас наверняка ощущали эту щемящую «буквально я» искру в сердце при просмотре подобных фильмов, на что они на самом деле и рассчитаны.

«Не брат ты мне…»

«Брат 2»
Кадр из фильма «Брат 2» (2000)

Сигма-лихорадка не могла не докатиться до российского кино. Противоречивые мужские образы встречаются в нашей культуре еще со времен Пушкина – возможно, даже Евгения Онегина ввиду его «резкого, охлажденного ума» и высокомерности можно назвать сигмой (простите, Александр Сергеевич!). Тезка Онегина, тургеневский апологет нигилизма Базаров, тоже отправляется в «волчий» список.

Дерзнем назвать первой русской киносигмой Данилу Багрова, легендарного протагониста дилогии «Брат» Алексея Балабанова. Сергей Бодров-младший сыграл донельзя крутого борца за справедливость, который тем не менее не находит себе места в общественной иерархии. От эталона сигмы в лице условного Патрика Бейтмана Багрова отличает значительная эмпатия по отношению к слабым, что ярче всего выражается в спасении Данилой проститутки Даши в «Брате 2».

Среди ярких персонажей 2010-х в сигмы направляется Артем Стрелецкий, психолог-провокатор в исполнении Максима Матвеева из сериала «Триггер». Компанию ему вполне может составить таксист (да, снова таксист) Саша из триллера «Кентавр», где Юра Борисов предстает в образе по-гослинговски серьезного стража ночной Москвы. Борисов, кстати, и в нашумевшей «Аноре» сыграл немногословного сигму, в глазах которого читаются отрешенность и внутренний стержень.

Самые обаятельные и привлекательные злодеи

«Кентавр»
Кадр из фильма «Кентавр» (2023)

В чем же секрет популярности сигма-героев в кино и на просторах сети? Скорее всего, зрители уже устали от сказочно успешных альф, которым все падает с неба практически просто так. Поэтому назрела необходимость в более реалистичных, но при этом более неоднозначных образцах для подражания. Как человеческий глаз цепляется за неидеальное, так и персонажи с чертовщинкой кажутся привлекательными кинолюбителям, соотносящим себя с уровнями социальной пирамиды.

В эпопее «буквально я» важно, конечно же, помнить о гранях доступного и морально приемлемого, благо судьбы большинства экранных сигм наглядно это демонстрируют. Естественно, «ты всегда можешь быть худее, выглядеть лучше», как говорил Патрик Бейтман. Главное, чтобы полезная утренняя рутина не превращалась в кровавую вечернюю.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Комментарии  

Комментарии

Загрузка....
Вы все прочитали

Next page

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: