Дракула. Распутин. Саруман. Граф Дуку. Монстр Франкенштейна. Шерлок Холмс. А также Рошфор, Генри Баскервиль, Мефистофель… Все это – единственный и неповторимый сэр Кристофер Ли, человек с тысячей лиц, который ни разу не номинировался на «Оскара» или «Золотой глобус», но все равно остался в нашей памяти как один из величайших артистов в истории кино.
Ли покинул нас в 2015-м, на 94-м году жизни. А 27 мая ему могло бы исполниться 100. В честь этого юбилея мы и собрали неожиданные, удивительные, странные и забавные факты о выдающемся актере, благодаря которым его личность покажется вам еще ярче и многограннее.
Отец Кристофера, Джеффри Троллоп Ли, был в общем-то обычным человеком – подполковником 60-го Королевского стрелкового корпуса Великобритании. А вот его мать являлась особой самых что ни на есть голубых кровей: носила графский титул и эффектное имя Эстель Мари Карандини ди Сарзано.
Ее родословная прослеживалась аж до XVIII–IX столетий, в частности – до эпохи императора Карла Великого, основателя династии Каролингов. И если взглянуть на портреты знаменитого монарха, сходство между ним и Кристофером Ли очевидно: то же узкое, вытянутое лицо, орлиный нос, грозный взгляд из-под насупленных бровей… Впоследствии Ли увековечит это родство крайне неожиданным (музыкальным!) образом, о чем мы подробнее поговорим чуть позже.
Когда в конце ноября 1939-го разразилась советско-финская война, Кристофер Ли добровольцем записался в армию и провел две недели в Финляндии, хотя в боевых действиях не участвовал и даже на лыжах кататься не умел. Молодых новобранцев держали на почтительном расстоянии от границы и заставляли в основном стоять в карауле. Здесь сразу отметим, что никакой русофобией Ли не страдал. Напротив – он вполне прилично владел русским языком, а после очередного развода матери, еще до войны, жил в русской семье в курортном городе Ментоне во Франции.
Главной же страстью Ли было небо. Но стать летчиком Кристоферу оказалось не суждено: зрение подкачало. Так он попал в разведку. Эта часть его биографии окутана завесой тайны, поскольку о своих подвигах он никогда не распространялся. Не пристало, дескать, шпиону разбалтывать государственные секреты. Благо и армейское начальство категорически запретило с кем бы то ни было обсуждать подробности операций.
Поэтому остается лишь догадываться, правда ли Кристофер в одиночку уничтожил самолет люфтваффе и выследил массу нацистских преступников. Сам он как-то обмолвился, что членам Комиссии по расследованию военных преступлений действительно выдавали досье видных деятелей Третьего рейха, велели отыскивать их и направлять куда следует. Однако некоторые историки утверждают, что работу они вели исключительно кабинетную, а «в полях» (и тем более в концлагерях) не орудовали. Версия, может, и разумная, но для легенды не очень-то подходящая.
Когда Кристоферу Ли было 4 года, его родители развелись. Мать позднее вышла замуж за человека с прелестным именем Харкорт Джордж Сен-Круа Роуз, который приходился дядюшкой Яну Флемингу (Роуз – девичья фамилия его матери). Так будущий актер и будущий писатель стали родственниками. Когда бондиана в кино только запускалась, Флеминг захотел привлечь к процессу Кристофера и во время партии в гольф предложил ему роль главного злодея в «Докторе Ноу» (1962). Увы, с этой замечательной инициативой он малость запоздал: продюсеры уже согласовали кандидатуру Джозефа Уайзмена.
Дожидаться следующего шанса Ли пришлось 12 лет. Шон Коннери уступил пост агента Джорджу Лэзенби, а тот, в свою очередь, – Роджеру Муру. Они с Кристофером давно друг друга знали, еще с 1948-го (в годы Второй мировой войны Мур благополучно учился в колледже в графстве Корнуолл). И в «Человеке с золотым пистолетом», девятой ленте бондианы, им удалось пересечься на экране: Ли сыграл загадочного киллера Франциско Скарамангу. Причем, по словам самого актера, сделал его куда более элегантным и опасным, чем в романе Флеминга. «Я превратил его в темную сторону Бонда», – заявил Ли.
Ян Флеминг был не единственным прославленным писателем, чьи пути пересеклись с Кристофером Ли. Однажды актер встретился и с Дж. Р.Р. Толкиным, причем встретился случайно, в оксфордском пабе под названием «Орел и дитя» (ну а где, спрашивается, еще могут столкнуться двое столь прекрасных людей). «Властелина колец» Ли прочитал в 1950-х и, околдованный волшебным очарованием Средиземья, мигом стал преданным поклонником Толкина. Поэтому при встрече с ним он оробел и не смог выдавить из себя ничего, кроме: «Как дела?»
Одновременно Кристофер загорелся желанием когда-нибудь перевоплотиться в Гэндальфа. Чисто из этих соображений он согласился сыграть волшебника в сериале «Новые приключения Робин Гуда» (1997–1999) – дабы убедить скептиков, что в подобной роли он чудо как хорош. И когда сагой о Фродо и Кольце Всевластья занялся Питер Джексон, Ли отправил ему собственную фотографию в соответствующем образе с деликатным намеком, что лучшего Гэндальфа, чем он, режиссеру вовек не сыскать.
Но вот незадача: роль Гэндальфа Джексон всерьез обсуждал с Иэном МакКелленом. Когда они с Ли встретились, Питер попытался донести это до Кристофера с ремаркой, что из него получится первоклассный Саруман. Но Ли не реагировал. Он даже заставил Джексона включить камеру, чтобы пройти прослушивание и доказать: именно он – Гэндальф номер один!
Выглядело это жутковато, учитывая, что пробы проходили в мрачной готической церкви в Лондоне. А Ли, явившись на встречу, буквально выплыл из тени – сразу видно, заправский вампир. Но его манипуляции не сработали, и облачение мудрого защитника Средиземья примерил МакКеллен. Ли, соответственно, стал коварным Саруманом Белым – и едва ли сейчас можно представить на его месте кого-то другого.
«Крис говорил Иэну, что надеялся сыграть Гэндальфа, – вспоминал Питер Джексон. – Но однажды во время съемок он признался: «Я счастлив сниматься в фильме с Иэном МакКелленом». Тогда Иэн повернулся к нему и ответил: «Но я счастлив еще больше – сниматься в фильме с Кристофером Ли».
Британская студия Hammer Film Productions открылась в 1934 году, но во всеуслышание заявила о себе на закате 1950-х, запустив сразу три долгоиграющие хоррор-франшизы: о Франкенштейне, Мумии и Дракуле. А главными движущими силами хаммеровских ужастиков были Питер Кушинг и Кристофер Ли, в фильмах о Дракуле ставшие Абрахамом Ван Хельсингом и графом-кровососом.
Поначалу Ли относился к новой роли с максимальной ответственностью. Он старался приблизить экранного Дракулу к книжному прототипу, сделав его романтичным, соблазнительным и аристократичным. Причем предыдущие ленты о графе, а их к тому времени накопилось немало, Кристофер специально проигнорировал, дабы его исполнение отличалось свежестью и оригинальностью. С чистого, так сказать, листа. И как минимум с «Дракулой» 1958 года создатели попали в яблочко: это ничуть не страшная, но атмосферная и с любовью сделанная картина, стопроцентная классика жанра.
Увы, от фильма к фильму фантазия авторов стремительно иссякала. Названия, в общем-то, говорят сами за себя: «Дракула восстал из мертвых» (1968), «Вкус крови Дракулы» (1969), «Шрамы Дракулы» (1970)… Порой сценарий был настолько беспомощен, что граф на экране все полтора часа просто молчал: Ли не желал произносить хоть слово из той белиберды, что понаписали горе-сценаристы. После шедевра с особо эпическим заголовком, «Сатанинские обряды Дракулы» (1973), терпение Кристофера Ли лопнуло, и он отказался от вставных клыков раз и навсегда. Хотя в 1976-м с удовольствием спародировал зловещий вампирский образ в итальянской комедии «Дракула и сын».
Неудивительно, что долгая и насыщенная карьера Кристофера Ли оказалась увенчана несколькими мировыми рекордами. В 2007 году он украсил страницы Книги рекордов Гиннесса как актер с наибольшим числом прижизненных упоминаний в титрах: в фильмах и сериалах их набралось 244. В 2019-м Ли почтили вновь, теперь в связи с рекордным количеством смертей (61). Героев Кристофера вешали, сжигали, расстреливали, поражали ножом и колом, выбрасывали из окна, их жалили змеи и ударяли молнии… Кстати, вторую строчку по этому показателю разделили Винсент Прайс и Деннис Хоппер (48 смертей на каждого). Шон Бин же погибал на экране лишь 25 раз, но этого вполне хватило, чтобы превратиться в мем.
Еще одно необычное достижение Кристофера Ли – наибольшее число поединков на мечах. Понятие мечей, впрочем, здесь довольно размыто: помимо классических рапир или лазерного оружия джедаев, считаются, например, и бильярдные кии. В подобных схватках Ли участвовал 17 раз. А еще он стал самым пожилым артистом, подарившим свой голос персонажу видеоигры. Ему был 91 год и 316 дней, когда 8 апреля 2014-го состоялся релиз LEGO The Hobbit: The Videogame, где Ли озвучил рассказчика и Сарумана. Причем предыдущий рекорд принадлежал тоже сэру Кристоферу: в 87 лет 125 дней он озвучил двух героев экшен-РПГ Kingdom Hearts 358/2 Days.
Теперь же давайте закольцуем композицию и вернемся к тому, с чего начали: к родословной Кристофера Ли. И к тому, каким образом актер увековечил ее в творчестве. Творчество это, к слову, не ограничивалось ролями в кино и сериалах. Еще Ли увлекался музыкой. Что ж, с его-то голосом было бы преступлением закопать подобный талант в землю. Вокальным даром Кристофера зрители (и слушатели) могли впервые насладиться в 1973-м: он исполнил композицию под названием The Tinker of Rye, прозвучавшую в хорроре «Плетеный человек». Именно его, кстати, Ли считает лучшим фильмом со своим участием.
В 1996-м Кристофер Ли выпустил сборник Devils, Rogues And Other Villains, где кантри-баллады вроде The Streets of Laredo и Ghostriders in the Sky причудливо перемешаны с оперными ариями и даже знаменитой «Песне о блохе» Модеста Мусоргского. Поверьте, ничего лучше, чем Ли, на чистом русском языке рокочущий «Блоха! Ха-ха-ха!», вы сегодня не услышите. В 2006-м он записал альбом каверов примерно такого же содержания, куда добавились рождественские хиты и кое-что из Фрэнка Синатры. Но к этому времени музыкальные вкусы Кристофера уже здорово изменились.
Всему виной – итальянские металлисты Rhapsody, с которыми Ли в качестве бэк-вокалиста работал над синглом The Magic of the Wizard’s Dream. Как видим, шанс прикоснуться к волшебству не только в кино, но и в музыке Кристофер не упустил. Позднее он поучаствовал в записи еще нескольких альбомов Rhapsody, сотрудничал с титанами хеви-метала Manowar, а в 91 год и 6 месяцев стал старейшим исполнителем, чья песня (Jingle Hell) попала в лучшую двадцатку Billboard.
А в концептуальной дилогии Charlemagne: By the Sword and the Cross (2010) и Charlemagne: The Omens of Death (2013) Ли поведал историю, собственно, Карла Великого, представ в клипах в его обличье – на троне, в короне, все как положено. Первый альбом в стиле симфоник-метал он создал в 88 лет. Обязательно послушайте и посмотрите, если к ужасающей графике вы относитесь с добродушным снисхождением. Впрочем, без нее эти видео утратили бы львиную долю очарования! Ну а последний музыкальный эксперимент Кристофера Ли в некотором роде вернул его к истокам: в 2015-м он объединился с супергруппой Hollywood Vampires (Элис Купер, Джонни Депп, Джо Перри) и выступил с монологом на открывающем треке The Last Vampire с их дебютного альбома.
С 2 по 5 декабря Санкт-Петербург будет принимать гостей VIII Международного кинофестиваля «Влюбленные в искусство». В этом году в программу…
Снять фильм – не раз плюнуть. Ведь помимо финансов нужно найти достойную команду и актерский состав, не говоря уже о…
Как говорится, талантливый человек талантлив во всем. Зрители знают Эмира Кустурицу прежде всего как талантливого режиссера, подарившего нам такие замечательные…
С 18 по 27 октября Санкт-Петербург принимал гостей фестиваля «Послание к человеку», который собрал кинематографистов со всех уголков света. Однако…
Немногие найдут Уганду на карте Африки. И не каждый отважится махнуть в эту страну, одну из беднейших в мире, в…
Смерть порою кардинально меняет жизнь. Причем не только того, кого она постигла, но и окружающих. После смерти жизнь нередко становится…