Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors
Search in posts
Search in pages
Слушать подкаст
|
КиноРепортер > Кино > Самолеты в кино – красиво, реалистично, эффектно

Самолеты в кино – красиво, реалистично, эффектно

16 января 2024 /
Самолеты в кино – красиво, реалистично, эффектно
Кадр из фильма «Воздух»

От использования реальной советской техники до самых последних технологий.

Академик Туполев когда-то сказал, что хорошо летают только красивые самолеты. Но для современного военного кино этого мало. Надо, чтобы самолеты летали не просто хорошо, а эффектно. Да еще и реалистично, а это вдвойне сложная задача. Но благодаря технологиям, смекалке и сноровке – выполнимая. К премьере военной драмы «Воздух» рассказываем о том, как снимали и снимают самолеты в кино. 

Сейчас-то, конечно, можно все на компьютере нарисовать. Но это, во-первых, неспортивно и неинтересно, а во-вторых, никакие трехмерные модели, как бы они ни были совершенны, не обеспечат полной достоверности. Графика все равно присутствует почти всегда в том или ином объеме, однако уважающие себя кинодеятели стараются по возможности обходиться без нее.

Самолеты в кино
Кадр из фильма «Нормандия – Неман». Фото: киноконцерн «Мосфильм»/Fotodom

С другой стороны, взять и поснимать настоящие самолеты тоже ведь непросто. Хотя бы потому, что их не достать. Тем более в требуемом количестве, нужных моделей и конфигураций. Да и летать на них уметь надо. Даже сразу после Великой Отечественной войны с этим уже начались проблемы: «лишние» единицы вооружения оперативно переплавлялись на что-то более насущное, для съемок в основном оставались лишь музейные экспонаты, да и к полетам они были по большей части непригодны.

Соответственно, приходилось прибегать к комбинированным съемкам. Мастерили разных размеров макеты, приспосабливали их к тонким проволокам, а проволоки цепляли к высоченным железным конструкциям. И либо на фоне натуральных пейзажей, либо в павильонах двигали макеты и таким вот нехитрым образом имитировали боевые маневры. А в воздухе еще вешали пакетики со смесью магния и хлората калия, выкрашенные под цвет небесной синевы, чтобы потом их взрывать как будто зенитные снаряды бабахают.

Самолеты в кино
Кадр из фильма «В бой идут одни «старики». Фото: Legion-media

Реальные машины также, разумеется, задействовали. Правда, роли истребителей и бомбардировщиков как наших, так и немецких (да хоть американских) зачастую исполняли перекрашенные учебные и пассажирские модели. Для легендарного фильма «В бой идут одни «старики» (1973) Як-18 «гримировали» под Ла-5, а чешский Zlin Z-326 под немецкий МЕ-109, он же «Мессершмитт».

В «Балтийском небе» (1960) боевые Як-18 изображали И-16. В «Нормандии Неман» (1960) Як-11 заменял Як-1, Як-3 и Як-9. Не менее востребован был легендарный Ли-2, который переделывали и в бомбардировщик Ил-4, и в десантный «Юнкерс» Ю-52. При этом перекраска не в лучшую сторону влияла на аэродинамические характеристики и сильно затрудняла управление.

Самолеты в кино
Кадр из фильма «Небо»

С тех пор на самом деле изменилось немного. Также используются макеты, комбинированные съемки (прокачанные хромакеем и прочими дарами прогресса, но принцип тот же) и реже , собственно, самолеты. Разве что вариативность заметно расширилась, инструментов стало гораздо больше.

Современные образцы военной техники на экране появляются в исключительных случаях, что вполне объяснимо: светить на весь мир многомиллионными разработками легкомысленно. И все же удается иногда с Министерством обороны договориться.

В «Небе» (2021) Игоря Копылова можно увидеть, как рулят по аэродрому и взлетают наши смертоносные ласточки, а все прочее, что уже на высоте происходит, виртуальное. Александру Золотухину с его недавним «Братом во всем» больше повезло, все полеты ему удалось вживую запечатлеть. Но там не про асов, а про курсантов, которые только учатся. И на этом заметные примеры за последние годы практически исчерпываются.

Самолеты в кино
Кадр из фильма «Брат во всем»

Военные фильмы про авиацию как снимались в основном про Великую Отечественную, так и снимаются. В создаваемом на народные деньги фильме «Литвяк» про нашу красавицу аса Лидию Владимировну Литвяк снова макеты, в том числе полноразмерные. Но это для павильонных съемок. А для натурных мастерят уменьшенные копии «Яков» и «Мессершмиттов», моторчики в них вставляют и запускают. Тут, конечно, свои нюансы. Маленькие «Яки» ведь не так себя в полете ведут, как полноценные большие боевые самолеты. Стало быть, требуются определенные поправки, калибровки.

Но кинематографисты на месте не стоят и все время что-нибудь новое придумывают. Скажем, в производство бекмамбетовского «Девятаева» (2021) буквально компьютерную игру внедрили. Сначала срежиссировали весь воздушный бой прямо в популярном симуляторе War Thunder, а потом на монтаже полученную запись доработали: задники поменяли на натуральное небо, 3D-модельки вставили получше, освещение подкрутили.

Самолеты в кино
Кадр из фильма «Воздух»

Так были созданы общие планы. А для кадров из кабины Павла Прилучного усадили в специальную конструкцию что-то среднее между летным тренажером и огромным игровым контроллером. Вокруг разместили экраны, на которые транслировалась все та же War Thunder. И Прилучный, получается, одновременно рубился по сети и играл в кино. Тогда как Тимур Бекмамбетов всем процессом управлял дистанционно.

Похожую технологию применил Алексей Герман-младший при создании фильма «Воздух» (2022). Было построено свыше десятка макетов самолетов, их устанавливали напротив огромных изогнутых LED-панелей, на которых воспроизводилось динамическое окружение, сгенерированное при помощи другого игрового движка Unreal Engine.

Точно так же, кстати, «Мандалорца» снимают (только самолетов там, естественно, нет). Это гораздо удобнее, чем с «зеленкой» мучиться сразу результат виден и можно не сомневаться в том, что на экране все будет выглядеть натурально. Вот оно, будущее.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Комментарии  

Комментарии

Загрузка....
Вы все прочитали

Next page

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: