Такой необычный праздник, как День стриптиза, отмечают 9 февраля. Считается, что именно в этот день более ста лет назад танцовщица по имени Мона станцевала откровенный танец в культовом кафе «Мулен Руж». Девушку оштрафовали за непристойное поведение, последовали протесты на улицах Парижа… Не менее занимательные истории – в материале «КиноРепортера», посвященному фильмам о стриптизе.
Стриптиз и кинематограф связаны исторически и генетически. Согласно радикальной максиме Жан-Люка Годара, история кино – это история того, как мужчины смотрят на женщин. Через балаганные развлечения и театрализованное кабаре, искусство эротического танца закономерно попало на киноэкран. Может быть, самый первый эротический фильм – «Мария отходит ко сну» – вышел в 1896 году. Его сюжет незатейлив: девушка раздевается перед сном, пока не остается в нижней рубашке.
Режиссер Альберт Киршнер и продюсер Эжен Пиру оценили успех своего фильма и поставили производство киностриптиза на поток. Сам жанр долгое время назывался «французским». Однако, когда новое искусство стало по-настоящему массовым, за него взялась патриархальная цензура, и стриптиз на пленке на долгое время был вытеснен в область порнографии.
Первая ласточка возвращения стриптиза в кинематограф – фильм «Леди из бурлеска» с Барбарой Стэнвик в главной роли. Картина вышла в годы Второй мировой войны, когда знаменитый американский кодекс Хейса начал допускать некоторые поблажки. Режиссером был предшественник жанра нуар и герой Первой мировой Уильям Уэллман, который еще в 1920-е заигрывал с обнаженкой (например, фильм «Крылья»). Сценарий же был написан по книге стриптизерши, актрисы бурлеска Джипси Розы Ли. Это детектив, рассказывающий о расследовании убийств танцовщиц, а его оригинальное название – «Убийства с помощью стрингов».
Стэнвик играет актрису бурлеска и выступает с песенным номером на сцене. К сожалению, она не раздевается – такое в Голливуде 1940-х было невозможно, лишь интригующе поводит полами своей накидки. Но и от этого замирало дыхание неискушенного зрителя. К слову, тут можно вспомнить послевоенный хит «Гильда» с Ритой Хэйуорт в главной роли. Актриса там снимает лишь одну перчатку, однако сцена породила легенды о «полном» варианте, где на Хэйуорт не остается никакой одежды.
К началу 1960-х ситуация изменилась окончательно. Один из последних фильмов Мервина ЛеРоя был экранизацией мемуаров все той же Джипси Розы Ли. В ней рассказывается о пути актрисы от «детских» ролей до откровенных музыкальных номеров на сцене, а также о ее сложных взаимоотношениях с матерью. Обнажение окончательно считывается как символ эмансипации и раскрепощения. Хотя, разумеется, по сегодняшним временам дразнящие танцы в кабаре выглядят почти невинно.
Джипси играет Натали Вуд, она же – Наталья Захаренко, секс-символ своего времени, прославившаяся уже в 17 лет ролью в «Бунтаре без причины» (1955) с Джеймсом Дином. Кстати, в фильме «Однажды в… Голливуде» (2019) Квентина Тарантино содержится намек на таинственные обстоятельства гибели актрисы, согласно упорным слухам убитой во время прогулки на яхте ее мужем, актером Ричардом Вагнером.
Еще одна звезда 1960-х Джулия Эндрюс предстала на исходе десятилетия в необычном амплуа в комедии Блейка Эдвардса. Знакомая миллионам зрителей по главной роли в диснеевской «Мэри Поппинс» и киноадаптации «Звуков музыки», Эндрюс внезапно сыграла звезду мюзиклов, а по совместительству немецкую шпионку в «Дорогой Лили». На сцене Лили заставляет мужчин ронять монокли, так что можно провести параллель между эротическим соблазнением и вербовкой воинственных самцов. Впрочем, вскоре шпионке самой придется раскаяться, когда она влюбится в бравого летчика в исполнении Рока Хадсона.
Советское кино, конечно, было бесконечно далеко от демонстрации стриптиза на экране. Тем сильнее воспринималось до сих пор памятное исключение: стриптиз Светланы Светличной в фильме Леонида Гайдая. Подобная сцена могла появиться на советском экране лишь как последнее дыхание «оттепели».
Зритель вместе с героем Юрия Никулина ошарашенно наблюдает, как роковая соблазнительница стягивает халат, чтобы остаться в экзотическом зеленом бикини, и как затем под мужским взглядом лопается застежка бюстгальтера. Конечно, по сюжету, стриптизом занята героиня отрицательная – и все равно это смотрится как эпизод свободного европейского кино. Что соответствует и всей атмосфере фильма, напичканного отсылками к бондиане и западному кинематографу.
Впрочем, западное кино до поры до времени было не настолько заинтриговано стриптизом, как могло показаться. К 1970-м, когда в кино стали окончательно допустимы и полное обнажение, и сцены секса, сама индустрия стриптиза все еще боится взгляда камеры, оставаясь в тени, на изнанке городской жизни.
Одним из первых эту мглу рискнул развеять Абель Феррара, бесстрашный исследователь криминальной жизни и различных перверсий. Фильм «Город страха» посвящен погоне за маньяком, убивающим стриптизерш (и напоминает нам о «Леди из бурлеска»), а начинается он с пятиминутного стриптиза Мелани Гриффит. Это 1980-е во всей красе, бездумные, неоновые, порочные и роскошные. Кстати, Феррара вернется к теме в «Сказках стриптиз-клуба» (2007), где Уиллем Дефо играет обаятельного владельца распутного заведения.
Джессика Рэббит, созданная художником комиксов Гэри Вульфом и увековеченная в кинематографе Робертом Земекисом, не совсем стриптизерша. Но когда она танцует на сцене ночного клуба, все мужчины в экстазе. Femme fatale, воплощение таинственных нуаровых фантазий 1940-х – ее главный недостаток и главное преимущество. Она рисованный персонаж (и жена пресловутого кролика Роджера), с которой люди из плоти и крови могут взаимодействовать лишь постольку-поскольку.
Очевидно, в этом и есть символизм: секс имеет мало отношения к реальности, двухмерная картинка может быть соблазнительнее жизни. Уже в 1990-е разрастется рынок рисованной эротики. А прототипом Джессики была Горячая Красная Шапочка (танцевавшая стриптиз для волка) из мультфильма Тэкса Эйвери, вышедшего в 1943-м, одновременно с «Леди из бурлеска».
Может быть, самый запоминающийся стриптиз в списке: миллионы были покорены танцем, который героиня Ким Бейсингер танцевала для одного-единственного человека. Персонажи фильма Эдриана Лайна испытывают друг друга, исследуют границы сексуального напряжения.
Бейсингер раздевается перед Микки Рурком, слегка неловко избавляется от офисного костюма на кухне, играет с телефонной трубкой, а потом голая выбегает на пожарную лестницу под открытое небо: в этот момент ночной город принадлежит лишь двоим. Кстати, постаревший Рурк будет наблюдать номер постаревшей стриптизерши (Мариса Томей) в «Рестлере» (2008) Даррена Аронофски.
Последнее десятилетие прошлого века было особенно богато на фильмы о стриптизе. От «Правдивой лжи» (1994) Джеймса Кэмерона, где образ стриптизерши примеряет Джейми Ли Кертис, до «Стриптиза» (1996) с Деми Мур, совместившего жанр с политической сатирой. Но скандальнее всех с большим отрывом были печально известные «Шоугелз» Пола Верховена.
Грандиозный провал, фактически стоивший голливудской карьеры голландскому режиссеру, а равно и звезде фильма Элизабет Беркли. Позднее, впрочем, фильм стал культовым, но из мейнстрима «Шоугелз» выбились сильно. Бескомпромиссный европеец Верховен не скупился на откровенную демонстрацию насилия, секса и, конечно, совершенно нескромных танцев вокруг шеста.
Мир стриптиз-клубов Лас-Вегаса был отправной точкой, откуда бедная девушка в большом городе шла к своей американской мечте. Ей нужно пройти через интриги, пролитую кровь, предательство и отчуждение от собственного тела, вынесенного на сцену под перекрестье взглядов. В конце концов картина оборачивается гротескной сатирой на шоу-бизнес, американские развлечения и образ жизни в целом.
Просто стриптиз ради стриптиза, квинтэссенция жанра, наслаждение танцем, взгляд, в котором совпадают герои, режиссер и зритель – ноги Сальмы Хайек, фетишист Тарантино и текила сошлись в одном кадре. Само действие происходит прямо на столе в злачном кабаке недалеко от мексиканской границы. Все мы знаем, что будет дальше: байкеры, танцовщицы, официантки и бармены перевоплотятся с заходом солнца в кровожадных монстров.
Сексуальность и вампиризм, разумеется, неотделимы друг от друга. Кстати, еще один стриптиз Хайек – на этот раз небесного создания – можно посмотреть в «Догме» (1999) Кевина Смита. А Роберт Родригез включит еще одну впечатляющую стриптиз-сцену в начало «Планеты страха»: на сцене Роуз МакГоун.
Как видно из названия, к 1990-м кино дозрело до объективации мужского тела. Неловкость этого положения особенно подчеркнута в дебютном фильме Питера Каттанео. Действие происходит еще десятилетием ранее, а стриптизерами вынуждены стать бывшие работяги из обедневшего индустриального Шеффилда.
Новое время диктует новый выбор профессии: мужики осваивают хореографию, воюют с предрассудками и с полицией, чтобы в финале замереть на высшей точке успеха. Оригинальное название Full Monty означает примерно «до самого конца», то есть в апогее танца на героях не остается ни одного предмета одежды – путей к отступлению нет.
Другой масштабный фильм о мужском стриптизе, уже из нового столетия, это «Супер Майк» Стивена Содерберга. В одной из главных ролей – Ченнинг Татум, действительно работавший стриптизером в молодости. Ветерана профессии и владельца клуба играет Мэттью МакКонахи. Лихо закрученный сюжет дает довольно полное представление о жизни шоуменов, неотрывно связанной с сексом, наркотиками и криминалом – при всем сопутствующем веселье и наслаждении от работы.
Классик нового Голливуда Майк Николс снял свой предпоследний фильм о загадочной стриптизерше. Ее сыграла Натали Портман, как бы на контрасте с известными предыдущими ролями ювенильных девушек. Сюжет психологической драмы вращается вокруг взаимоотношений четырех человек, жизнь троих из них меняет встреча с героиней Портман, чья тайна до конца фильма от них скрыта.
Интересно, что место хорошо поставленного номера-танца здесь занимает беседа девушки с персонажем Клайва Оуэна один на один. Беседа, в которой от интима столько же, сколько от допроса. Стриптиз здесь вновь предстает метафорой обещания, соблазнения и обмана, неотразимой, как розовый парик Портман, иллюзии.
Стриптиз Джессики Альбы в «Городе грехов» (режиссеры: Фрэнк Миллер, Роберт Родригес, Квентин Тарантино) в некотором смысле закольцовывает историю восприятия этого искусства в кино. Это оживший комикс, обнаженная плоть подается в условной черно-белой картинке. Вновь проявляются мотивы нуара, обнажение ассоциируется с чем-то тревожащим, чем-то преступным. И вновь возникает маньяк, который охотится за шоугелз.
Характерно, что Альба, собственно, не раздевается как следует, даже не снимает лифчик. Новые звезды больших экранов не готовы к чисто технической демонстрации сексуальности. Да и агрессивный танец в «Городе грехов» почти окончательно перемещает стриптиз из области эротики в область чистой эстетики.
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…