Рецензии

Сериал «1923»: Вторая молодость Харрисона Форда

Вселенная «Йеллоустоуна», главного вестерна современности, продолжает расширяться. В 2021 году к нам прискакал приквел «1883». Одним из его ключевых героев был Джеймс Даттон – лидер переселенцев, которые направлялись из Техаса в Орегон, и предок Джона Даттона. Владельца ранчо «Йеллоустоун», в одноименном сериале сыгранного Кевином Костнером.

Шоураннер Тейлор Шеридан называл «1883» «десятичасовым фильмом с четким финалом», что намекало на отсутствие у той истории продолжения. Зато сейчас у «Йеллоустоуна» появился еще один приквел, с предыдущим почти не связанный, но сам по себе близкий к гениальности: «1923» гарантированно отправит вас в нокаут.

Давайте сразу проясним – для знакомства с «1923» в принципе необязательно смотреть ни «1883», ни 4 с половиной сезона «Йеллоустоуна». Вопросов по сюжету в любом случае не возникнет. Да, за кадром периодически звучит голос Изабель Мэй, в «1883» игравшей дочь Джеймса Даттона Эльзу. Но насладиться сериалом можно и без этой информации. Хотя для галочки уточним, что главный герой «1923», Джейкоб Даттон (Харрисон Форд), Джеймсу приходится братом, а костнеровскому Джону Даттону, который на самом деле Джон Даттон III, – прапрадедом. Теперь же отложим генеалогические тонкости в сторону и поближе познакомимся с расчудесным проектом, достойным самых искренних комплиментов.

Времени на раскачку «1923» не тратит, а сходу, с первых секунд буквально швыряет зрителя в жерло драматического вулкана. Вот 77-летняя Хелен Миррен в роли супруги Джейкоба с дробовиком наперевес несется по лесу, преследуя ошалевшего от страха бандита. Вот их племянник Спенсер (Брэндон Скленар) поджаривается под африканским солнцем, выслеживая кровожадного леопарда. Вот индейская девушка Теонна Дождевая Вода (Амина Нивс) страдает в католической школе, где ее регулярно избивают и унижают фанатичные монашки. Таковы 3 основные сюжетные линии, которые на протяжении 8 серий будут развиваться параллельно, но в грядущем 2 сезоне непременно пересекутся – и тогда разразится буря.

Как прелюдию к этой буре «1923» и стоит рассматривать. Крайне увлекательную прелюдию, смеем заметить. Постепенно сгущаются тучи, издалека прилетают громовые раскаты, над головой мелькают вспышки молний – но ливень все никак не начнется. Это предвкушение грозы придает сериалу острейший саспенс, который Тейлор Шеридан, сценарист всех эпизодов, отточил до пугающей безупречности. Что ни сцена – то яростный конфликт, болезненный выбор, смертельная опасность, подстерегающая персонажей на каждом шагу: от рук человека, когтей зверя или попросту природных бедствий. Если в том же «1883» хронометраж слегка поддавливал, то здесь о подобных проблемах можно забыть. Скучать элементарно некогда.

Поражает, насколько «1923» разнообразен. Прежде всего, безусловно, это олдскульный вестерн, где Даттоны по привычке защищают свое ранчо от негодяев, тянущих к нему липкие ручонки. Защищают причем и ружьем, и пером: в какой-то момент битва за территорию перемещается с залитых кровью полей в заставленные дорогой мебелью кабинеты юристов.

Но ничуть не меньше интригует чисто хемингуэевская линия Спенсера, бесстрашного охотника, который внезапно обрел даму сердца в лице сумасбродной англичанки Александры (Джулия Шлэпфер) и решил на пару с ней отправиться из Африки в Монтану. Дабы плечом к плечу с другими Даттонами постоять за родную землю. За злодейства в «1923» отвечают подлый богатей Уитфилд и его прихвостень Крейтон в исполнении импозантного Тимоти Далтона и колоритного Джерома Флинна, которого вы наверняка помните по роли наемника Бронна из «Игры престолов».

Артист Скленар же напоминает одновременно небритого Эдварда Нортона, Клинта Иствуда, Хамфри Богарта и самого Харрисона Форда лет эдак 40 назад: воплощение классической мужественности, которую мы потеряли. Благодаря ему типичный вестерн-сеттинг постоянно разбавляется новыми локациями и событиями – от сражений со львами и акулами до дуэли на борту парохода. Именно сцены со Спенсером подчеркивают важную идею вселенной «Йеллоустоуна» в целом: герои не только охраняют природу, но и воюют с ней, чтобы выжить. Побеждает сильнейший – тот, кто сможет найти достаточно травы для коров, не утратить веры в чудо после кораблекрушения и не сойти с ума от истошных воплей гиен в жаркой африканской ночи.

Но главное, конечно, достоинство «1923» – бенефис 80-летнего Харрисона Форда, который здесь натурально вторую молодость переживает. Лихо скачет на коне, палит из винтовки, энергично перебегает через дорогу под носом у сигналящих автомобилистов и упорно отказывается принять неотвратимое, увы, старение. Они с Хелен Миррен – идеально гармоничная пара, такие старики-разбойники, которые еще вполне могут пошалить, но в нужный момент сдвинут брови и покажут зарвавшимся стервецам, где раки зимуют. Семья – по-прежнему драгоценное сокровище для Тейлора Шеридана и его персонажей. И они готовы на все, чтобы защитить свой дом и свои ценности.

А ценности эти до сих пор ни капли не заржавели. Мужская храбрость. Женская верность. Общечеловеческая совесть. Да, «1923», как и «Йеллоустоун», по-хорошему консервативен. Еще 100 лет назад пожилые ковбои недовольно ворчали в седые усы при виде новомодных изобретений вроде стиральной машины и холодильника и не верили, что однажды на их ранчо появятся электричество и водопровод. Да и сейчас Джон Даттон называет себя ярым противником любого прогресса.

Но в подобных попытках мертвой хваткой вцепиться в прошлое – единственная возможность отгородиться от будущего, которое грозит клану Даттон разобщением. «Людям проще забрать то, что нажил ты, чем нажить это самостоятельно. В этом мире каждая цивилизация строится на руинах другой», – заявляет Джейкоб. И в чем, спрашивается, он не прав?

Эти цивилизационные сдвиги естественным образом сопровождаются перестрелками, потасовками и прочими всплесками насилия, что не мешает сериалу оставаться удивительно целомудренным. Нам запросто показывают фонтан крови, бьющий из перерезанного горла, снятый скальп или выдавленный глаз, но стыдливо обрезают кадр, когда в нем рискует засветиться обнаженная женская грудь (исключение – более откровенные эпизоды с участием девиц легкого поведения). Такая расстановка акцентов выглядит абсолютно логичной: да, житуха на Диком Западе – не сахар, но романтики, нежности, трепетности в ней тоже хоть отбавляй.

Чертовски обидно, что широкая публика щедро осыпает похвалами «Одних из нас» и делает вид, будто «1923» не существует. Тогда как сериал этот – важнейший фрагмент грандиозной семейной саги, которая разворачивается прямо на наших глазах. Готовая классика и выдающееся драматургическое произведение, ничуть не уступающее признанным ТВ-шедеврам – да и шедеврам мировой литературы тоже.

В него ныряешь, точно в любимый роман, и стремительно несешься по течению, выписывая замысловатые зигзаги на сюжетных виражах. А когда выбираешься на сушу и утыкаешься в финальные титры, с нетерпением ждешь шанса вновь рвануть на поиски незабываемых приключений. «Стоя на краю, ярче всего чувствуешь жизнь», – заметил как-то раз Спенсер Даттон. Эти ребята без конца ходят по краю. По краю родному. И по-другому жить они категорически не желают.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

Театр Наций проведет большой китайский фестиваль искусств

Государственный Театр Наций намерен организовать большой китайский фестиваль искусств. Такие планы озвучил художественный руководитель учреждения Евгений Миронов. Ранее провести Годы…

28 минут назад

Рузиль Минекаев – о «Слове пацана», быстром темпе жизни, воспитании детей и… вышивании

Не пацан, но муж. В жизни Рузиль совсем не похож на своего героя из сериала Жоры Крыжовникова, который принес ему…

1 час назад

«Он гений»: Шэрон Стоун и Лиам Нисон вступились за Кевина Спейси

Прославленный актер, лауреат множества престижных наград, включая два «Оскара», Кевин Спейси до сих пор пребывает в опале после того, как…

2 часа назад

Бобер и кино – идеальный союз

Бобер – не только герой глупых польских мемов, но и благородное животное. Выполняющее массу полезных для окружающей среды функций. В…

7 часов назад

Рубен Эстлунд купил самолет ради нового фильма с Киану Ривзом

Известный шведский пересмешник, трижды лауреат Каннского фестиваля Рубен Эстлунд готовит новую сатирическую комедию, которая, без сомнения, станет не менее громким…

21 час назад

Эмма Стоун снимется в третьем фильме Йоргоса Лантимоса подряд

В прошлом году мы видели Эмму Стоун в феминистской комедии Йоргоса Лантимоса «Бедные-несчастные», за роль в которой она удостоилось номинации…

22 часа назад