Кино

Что известно о кино Саудовской Аравии: Трагедии, откровения и парадоксы

Саудовская Аравия стала главным ньюсмейкером минувшего лета – а все благодаря футболу. Вслед за Криштиану Роналду, который еще в 2022-м подписал контракт с клубом «Ан-Наср», в Саудовскую лигу перешли Карим Бензема, Роберто Фирмино, Н’Голо Канте, Рияд Марез, Садио Мане, Неймар, Малком и прочие звезды. Болельщики, соответственно, начали все чаще включать матчи с участием местных команд и даже отличать друг от друга «Аль-Хиляль», «Аль-Шабаб», «Аль-Таавун» и «Аль-Иттифак».

Ну а мы предлагаем временно оставить в покое лучшую игру с мячом и взглянуть на Саудовскую Аравию под иным ракурсом – киношным. Как вообще зародилась киноиндустрия в стране со столь жесткой цензурой? Какие фильмы там можно показывать, смотреть и снимать? Почему кинотеатры на протяжении 35 лет были под строжайшим запретом? И есть ли в этом суровом мире место для женщин?

Как все начиналось

«Ваджда» (2012)

Небольшие кинозалы возникли в Саудовской Аравии еще в 1930-х, стараниями западных нефтяников. Сотрудники Арабско-американской нефтяной компании (Saudi Aramco) прибывали в страну на поиски «черного золота» и устанавливали экраны в жилых комплексах, куда их поселяли. Постепенно места для демонстрации фильмов стали обустраиваться и в домах других иностранцев. Деревянные сиденья расставляли в два ряда, создавая иллюзию зрительного зала, а экран в целях конфиденциальности защищали специальными перегородками.

В 1950-х показы лент (в основном из Египта, Индии и Турции) перебазировались в здания консульств, посольств, спортивных клубов. Особенно эта практика распространилась в столичном Эр-Рияде, «экономической столице» Джидде, Эт-Таифе, Абхе и Эд-Даммаме. Местные жители – чисто мужчины – тоже могли присутствовать на сеансах, хотя их организация не была систематизированной, а сами они находились, по сути, на полулегальном положении. Арабским культурным нормам не отвечали, официальными лицензиями не обладали, зато исламским ценностям не противоречили.

Поход в подобные «кинотеатры на заднем дворе» позволяли себе лишь зажиточные граждане. Сеансы часто стартовали после заката, включали две-три картины и длились до утра. В Эр-Рияде, например, функционировало три кинотеатра при спортклубах. В них подавали чай и безалкогольные напитки, продавали сэндвичи с сыром, обклеивали стены афишами. Причем американские фильмы (в переводе) тоже имелись, хоть они и доезжали до Саудовской Аравии с сильным опозданием. Но ради хитов а-ля «За пригоршню долларов» с Клинтом Иствудом можно ведь и подождать годик-другой, верно?

Кино под запретом

«Идеальный кандидат» (2019)

В 1960-х могло показаться, что кинематограф в Саудовской Аравии постепенно выходит из сумрака. В 1965-м появился первый государственный телеканал Al Saudiya, на котором тоже крутили кино. Телепрограмм и прямых трансляций было маловато, зато в эфир просачивались мультики про Микки Мауса. Многие верили, что дальнейшая эволюция киноотрасли не за горами. Но надеждам этим было не суждено сбыться. 20 ноября 1979 года террористы ворвались в мечеть аль-Харам в Мекке (важнейшую и крупнейшую в мире) и контролировали ее вместе с находившимися внутри заложниками порядка двух недель. Только по официальным данным погибло 255 человек. Взятых в плен экстремистов публично обезглавили.

Вслед за этим начались серьезные чистки в силовых структурах, высылка из страны иноземных рабочих и закручивание гаек во внутренней политике. С телевидения поувольняли женщин-дикторов (против их присутствия давно возражали отдельные религиозные группы), а общество повернулось навстречу тотальному консерватизму. Развлекательные мероприятия сочли «рассадниками порока». Под раздачу попали и кинотеатры – производство и демонстрацию фильмов признали «моральным преступлением», непростительным в рамках исламской традиции. И в 1983 году кинотеатры в любом виде прекратили свое существование.

Телевидение при этом продолжало развиваться, пусть и находилось под контролем сверху: мультики и доки никуда не делись. Вдобавок в 1993-м на канале Saudi 1 стартовал неожиданно дерзкий комедийный скетч-сериал Tash ma Tash: в нем иронично обыгрывались деликатные темы социального, религиозного и общечеловеческого характера. Tash ma Tash получил 18 сезонов и продержался в эфире до 2011 года, хотя актерам угрожали расправой, а консервативные круги считали шоу оскорблением исламских традиций. Параллельно расцветал видеопрокат и продажа паленых DVD на рынках, а на спутниковые каналы прорывались зарубежные ленты. Мало-помалу подготавливалась почва для великого возвращения кино.

Новая эпоха

Несмотря на действующий запрет в отношении кинотеатров, в 2005 году в Эль-Хубаре, сердце нефтяной промышленности, заработал зал IMAX. На нем показывали образовательные картины – преимущественно американского производства с арабским дубляжом. В том же году в одном из отелей Эр-Рияда открылся кинотеатр на 1400 мест, где женщины с детьми могли посмотреть мультики. СМИ писали о том, что за этими послаблениями непременно должна последовать полноценная амнистия, благо в обществе явно имелся спрос на легальную кинопродукцию. И амнистия действительно произошла – хотя, как и в случае с показом «За пригоршню долларов», жителям Саудовской Аравии пришлось запастись терпением.

Только в 2017-м (к тому времени в стране появились Netflix, собственный кинофестиваль и кинопроизводство) Министерство культуры и информации объявило о долгожданном возрождении кинотеатров в соответствии с реформой наследного принца Мухаммеда ибн Салмана аль Сауда. Специальное мероприятие в Эр-Рияде в декабре того же года, организованное в честь знаменательного события, посетил Джон Траволта – знатно расчувствовавшись, он выступил с программной речью:

«Думаю, это исторически важный момент. Ведь Саудовская Аравия – единственная в мире страна, где отсутствует кино. И теперь, спустя 35 лет, оно все-таки возвращается. Я чувствую себя частью настоящего праздника свободы, неразрывно связанного с лучшими человеческими качествами, что в нас есть».

Эпохальной датой стало 18 апреля 2018-го: именно в этот день в Эр-Рияде в кинотеатре на 600 мест запустили блокбастер Marvel «Черная Пантера». За приключениями принца Т’Чаллы в исполнении Чедвика Боузмана наблюдали государственные деятели, бизнесмены, члены королевской семьи, известные медиаперсоны и глава американской компании AMC, владевшей кинотеатром.

Естественно, фильмы для публичных показов (следующим был супергеройский экшен «Мстители: Война бесконечности») тщательно изучались на предмет соответствия законам шариата. Вот почему из той же «Черной Пантеры» вырезали 40-секундную сцену с поцелуем. Но обычные граждане наконец получили возможность смотреть кино у себя на родине, не выезжая ради этого в Бахрейн и ОАЭ. А для Саудовской Аравии развитие новой старой отрасли развлечений оказалось ценным шансом уменьшить зависимость экономики от нефтедобычи и повысить ВВП.

Власти объявили о намерении открыть 350 кинотеатров с 2500 залами к 2030 году. Уже к 2020-му Саудовская Аравия стала самым прибыльным для бокс-офиса рынком на Ближнем Востоке и продемонстрировала рост даже во время пандемии (больше нигде в мире такого не наблюдалось). Сейчас в стране насчитывается 69 кинотеатров в общей сложности на 64 тыс мест – подобными темпами обозначенных выше показателей удастся достичь гораздо раньше заявленных сроков.

Что там снимают?

Sattar (2022)

На гордое звание «первой картины в истории Саудовской Аравии» претендует док «Муха» (1950), в котором засветился и первый саудовский артист (он же доктор) Хасан аль-Ганим. Фильм предостерегал об опасности зловредных мух. Поставил его, что любопытно, американец Ричард Лайфорд, лауреат «Оскара» за документалку «Титан: История Микеланджело». Однако детальной информацией о кинематографе Саудовской Аравии середины прошлого века мы, увы, похвастаться не можем. До потомков дошли лишь отдельные наименования – вроде «Раскаяния» (1965) и «Убийства города» (1976). Автор последней ленты Абдулла аль-Мухайсен вообще долгое время считался единственным в государстве режиссером.

Он же напомнил о существовании в стране собственного кинематографа в 2006-м. Его чудная фантазия «Тени тишины» про промывку мозгов и прочие козни авторитарного режима доехала до фестивалей во Франции, Канаде и Японии и доказала, что в Саудовской Аравии можно создавать вполне серьезное художественное синема (почти артхаус!). Тогда же фильм «Как дела?» о том, как одна семья разрывалась меж традициями и современными нравами, впервые вышел в полноценный прокат на Ближнем Востоке – хотя снимали его в Дубае, а в самой Саудовской Аравии по-прежнему отсутствовали кинотеатры.

Картина намекала, что было бы неплохо взглянуть в глаза сегодняшнему дню, поставив крест на никому не нужном бане. И реакции общественности «Как дела?» добился: его показали на 18 смотрах по всему миру и подробно разобрали в рецензии в New York Times. За этим опять наступило затишье, а новая веха обозначилась в 2012 году – сразу по нескольким параметрам. Драма «Ваджда» о десятилетней девочке, которая вопреки социальным запретам пытается жить и радоваться жизни, стала первой лентой, снятой на территории Саудовской Аравии. Причем снятой женщиной!

Хайфа аль-Мансур не могла находиться рядом с мужчинами из съемочной группы, поэтому процессом руководила по рации, расположившись в фургончике. Производство и поиск финансирования (в итоге подсобили немецкие компании) заняли пять лет. Постановщица вдохновлялась классикой неореализма («Похитители велосипедов») и новой волны («400 ударов») и создала необычный, смелый шедевр, который и сейчас воспринимается как глоток свежего воздуха. Премьера состоялась на фестивале в Венеции, где «Ваджда» завоевала 3 приза, а затем – опять-таки впервые для Саудовской Аравии – ее выдвигали на «Оскара» в категории «Лучший фильм на иностранном языке».

До шорт-листа лента не добралась, однако дверца, столько времени наглухо задраенная, наконец распахнулась. Хайфа аль-Мансур переехала в Лос-Анджелес и обрела второе дыхание в Голливуде. На ее счету – такие известные проекты, как «Мэри Шелли» с Эль Фаннинг, «Птица доброго господа» с Итаном Хоуком, «Мэйфейрские ведьмы» с Александрой Даддарио и даже «Истории ходячих мертвецов»! Четыре года спустя до «Оскара» попробовала добраться саудовская комедия «Барака встречает Барака». Вновь неудачно, хотя картина (естественно, впервые) погостила на Берлинском и Каирском фестивалях и вышла на Netflix.

История кино Саудовской Аравии насчитывает пять попыток пробиться в оскаровскую когорту. Ни одна пока не увенчалась успехом. Зато кинопроизводство в стране отныне поставлено на вполне себе широкую ногу. В конце 2021 года власти нацелились к 2030-му снять 100 фильмов – с одинаковым вниманием к мужским и женским голосам. Всего 10 лет назад такое было просто невозможно представить.

Что там смотрят?

Пятерка самых кассовых фильмов на территории Саудовской Аравии выглядит следующим образом. Первую строчку оккупировал «Топ Ган: Мэверик»: камбэк Тома Круза в роли бравого летчика заработал $22,6 млн. На второй позиции – вновь супергероика: Человек-паук оплел золотой паутиной прокат и принес в копилку создателей $17,4 млн. Номер три – египетский ромком «Я люблю тебя», который продемонстрировал лучший старт для проектов из Египта на Ближнем Востоке. Популярность режиссера, сценариста, исполнителя главной роли и известного певца Тэмера Хосни обеспечила неплохую кассу $15,7 млн.

Четвертая строчка – тоже за Египтом. Комедия A Stand Worthy Of Men (Wa’fet Regala) о курортных приключениях собрала практически столько же, сколько и творение Хосни: $15,6 млн. И, наконец, на пятое место влетел «Оппенгеймер» ($11,6 млн), который еще и поставил локальный рекорд по предпродажам, а в первый уик-энд собрал $4 млн. До Кристофера Нолана эту позицию занимала лента саудовского производства Sattar ($9,2 млн) – по сюжету, разочаровавшийся в жизни мужичок решает осуществить детскую мечту и заделаться рестлером. Из свежачков прилично себя зарекомендовали «Форсаж 10» ($6,6 млн), «Братья Супер Марио в кино» ($6,2 млн), «Джон Уик 4» ($5,6 млн).

Данных по сборам «Барби» пока нет – для многих вообще стало сюрпризом, что трагикомедию Греты Гервиг выпустили в Саудовской Аравии (она запрещена в Ливане и Кувейте). Консерваторы предостерегали от просмотра картины, наводненной «унизительной феминистской идеологией». Но в августе релиз состоялся, и женщины в розовых хиджабах радостно пришли на премьеру. Из недавних запрещенок же выделяются «Базз Лайтер» (из-за однополого поцелуя), «Все везде и сразу» (из-за однополой пары) и «Доктор Стрэндж: В мультивселенной безумия» (из-за нетрадиционной ориентации Америки Чавес).

Что дальше?

Кинематограф в современной Саудовской Аравии является самой быстрорастущей отраслью. И одной из приоритетнейших – согласно программе «Видение Саудовской Аравии 2030», направленной на диверсификацию экономики. Оно неудивительно – надо же как-то компенсировать годы вынужденного простоя. Отчет Министерства торговли гласит, что во втором квартале 2023-го рост местной киноиндустрии составил 30% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Дополнительно запустили программу финансирования на сумму $233 млн с целью создания стабильно развивающейся отрасли, поддержки кинопроизводства и дистрибуции. А сборы с билетов сократились с 25% до 5–15 % в зависимости от региона.

В Министерстве культуры функционирует Управление кинематографии, которое следит за укреплением киношной инфраструктуры. Речь идет не только о студиях, контролирующих съемки, но и о площадках для монтажа, компаниях, предоставляющих маркетинговые и логистические услуги, организующих те или иные мероприятия. До недавних пор эти структуры было плохо налажены, да и сейчас над многим предстоит поработать. Поэтому немалым подспорьем оказались голливудские блокбастеры, снимающиеся в Саудовской Аравии стараниями приезжих и местных умельцев.

В их числе – экшен «Воин пустыни» с Энтони Маки (и съемочной группой из 500 человек), драма «По наклонной» с Томом Холландом, хоррор «Виолончель» со звездой «Пилы» Тобином Беллом и боевик «Беглец» с Джерардом Батлером. Причем участники съемок «Виолончели» говорили, что члены команды спокойно расхаживали в шортах, девушки носили майки, и вообще все это не сильно отличалось от работы в любой другой точке мира. Болливуд на Саудовскую Аравию тоже заглядывается – авторы трагикомедии «Дунки» с Шах Рукх Кханом, например.

Значительная часть киносъемок проходит на территории инновационного региона Неом на северо-западе страны: там и локации, от красоты которых дух захватывает, и всякие новомодные технические службы, и много чего еще. На развитие этого футуристического мегаполиса выделили безумные $500 млрд. Предполагается, что в будущем его жизнью будет управлять искусственный интеллект. Хочется верить, что как минимум кинематограф под влияние пресловутого AI не попадет. Ведь люди Саудовской Аравии только-только начали получать ни с чем несравнимое удовольствие от кино как развлечения, средства заработка и драгоценнейшей составляющей жизненного уклада.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

В «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится премьера спектакля «На дне»

13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…

7 часов назад

«УничтоЖанна»: Супергероика категории Ы

Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…

9 часов назад

В Театре Мимики и Жеста премьера – инклюзивный спектакль «Итак, мы начинаем!»

В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…

10 часов назад

Сокровища Урала в новом российском кино. Часть 2

В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…

13 часов назад

Объявлены лауреаты премии «МедиаБренд»

20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…

15 часов назад

Назови меня своим именем: Как телевидение завоевывает интернет

Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…

18 часов назад