Потаенные жемчужины жанрового кино – от мрачной сказки с Филиппин до бессловесной фантастики про пришельцев.
Сделали для вас подборку лучших фильмов ужасов, вышедших на большие и малые экраны за минувший год, при этом намеренно избегая самых раскрученных. Так что здесь вы не найдете ни новых «Зловещих мертвецов», ни тем более безбожно переоцененного «Два, три, демон, приди!», зато редких диковинных экземпляров для тонких ценителей будет хоть отбавляй, уж поверьте.
«Медея»
Сюрреалистический морок, который прикидывается рядовым мистическим хоррором про зловещее проклятие. Женщина, после развода оставшаяся с двумя детьми-близнецами на руках, однажды узнает, что ее отпрыскам грозит смертельная опасность. И далее начинается увлекательнейшее и непредсказуемое путешествие в пучины кромешного липкого абсурда. Где обитают свирепые волки, мерзкий плюющийся мужик и вороний спецназ. С пьесой Еврипида фильм, к слову, почти ничего общего не имеет. Кроме финала разве что. Да и то как сказать. А вообще он на самом деле о том, что обижать котиков – плохо.
«Опасный друг»
Студентка психфака знакомится в одном известном приложении с симпатичным молодым человеком. Затем они встречаются в баре, мило беседуют, он отводит ее к себе домой, а наутро она узнает, что ее новоиспеченный бойфренд делит жилплощадь с псом. Вернее, с парнем, который ходит на четвереньках, ест собачий корм, постоянно носит соответствующий костюм и все такое. К чему эта не самая тривиальная завязка ведет, догадаться не так уж, пожалуй, и трудно, но из всех доступных воображению вариантов норвежский автор Вильяр Бёэ выбрал, наверное, наиболее извращенный. К тому же так здорово расставил и обставил твисты – в коих, безусловно, заключена основная ценность картины, – что прямо не оторваться.
«В коже моей матери»
А вот кому экзотики с азиатским колоритом. Конец Второй мировой, Филиппины, отдельно взятая бедствующая семья: отец, мать, дочь и сын. Отец, подозреваемый в краже золота у японских оккупантов, уходит на поиски американцев, мать тяжело больна, еда заканчивается. И тогда дочь заручается поддержкой лесной феи – доброй на вид тетеньки в роскошном наряде с кокошником из насекомьих крыльев («Оскара» художнику по костюмам сейчас же!).
Как водится, ни к чему хорошему это не приводит, а приводит к разному плохому. В первую очередь – к тому, что больная мать девочки становится хоть и здоровее, но вместе с тем заметно злее. В частности, принимается пожирать людей и плеваться черными мокрыми птичками. Теоретически из этого расклада мог бы получиться новый шедевральный мультик маэстро Миядзаки (за вычетом людоедства) или, допустим, мрачная сказка в духе Гильермо дель Торо, но получился образцово забористый азиатский ужастик. Что тоже недурственно.
«Скинамаринк»
Двое детишек оказываются заперты в собственном доме, потому что все двери и окна (а также унитаз) куда-то пропали. Собственно, тем сюжет исчерпывается полностью, зато какова подача. Спешите видеть: первый в истории фильм, снятый тараканами. Ну, или так он, по крайней мере, выглядит. В фокусе – какие-то стены, углы, дверные проемы, иногда телевизор с мультиками, иногда чьи-то ноги или даже спина.
В основном просто темно. Редкие диалоги звучат исключительно за кадром. Снято все как бы на пленку, изображение крупнозернистое, на фоне что-то шумит. При этом атмосфера иррационального страха создается такая густая, что не каждый сможет хотя бы несколько минут просидеть, не отводя взгляда от экрана. Стоит только втянуться, привыкнуть к необычной манере повествования – и неповторимый зрительский опыт вам обеспечен.
«Никто тебя не спасет»
Еще один занятный эксперимент, но уже не столь радикальный. В дом к одинокой девушке, с которой никто не общается в силу имевшего место в прошлом инцидента, вламывается инопланетянин. С недобрыми, очевидно, намерениями. Но она дает пришельцу решительный бой, а попутно разбирается со своим тяжеленным психологическим багажом, притом все это проделывает исключительно молча. Не считая пары коротких реплик, фильм полностью обходится без вербальных коммуникаций, даром что после первого акта действие выбирается из замкнутого пространства и принимает весьма нешуточный масштаб.
Режиссер и сценарист Брайан Даффилд («Няня», «Любовь и монстры») без слов умудряется и неслабый зрелищный экшен организовать, и на важные темы поговорить: возможно ли найти в себе силы жить дальше, совершив непоправимое, и простить самого себя. Со времен как минимум «Кловерфилда, 10» в жанре «кино про вторжение пришельцев» ничего оригинальнее, кажется, не было.
«Плохо нарисованный аллигатор»
Плохо нарисованный аллигатор терроризирует компанию раздражающе тупой молодежи, приехавшей отдохнуть в коттедж у озера. Что здесь может быть примечательного? – спросите вы. А вот что: плохо нарисованный аллигатор в данном случае не призван имитировать натурального аллигатора, как другие плохо нарисованные звери в других подобного рода вампуках категории «Ы». Это реально плохо нарисованный аллигатор. Который заряжается от электрических приборов и увеличивается в размерах. И умеет летать. Что автоматически придает рассматриваемому произведению модного постметаироничного флера. Впрочем, быть идиотски уморительной вампукой категории «Ы» оно от этого ничуть не перестает.
«Придаток»
У молодой модельерши на почве стресса, в силу неприятных ситуаций на работе и в личной жизни, вырастает на боку мерзкая опухоль. Вскоре последняя от нее отпочковывается и давай грузить ее советами насчет профессиональной деятельности и отношений с близкими. Причем так сразу не поймешь, то ли дельные эти советы, то ли не очень. Благо в интернете обнаруживается группа поддержки для тех, кто столкнулся с такой же напастью.
Разумеется, говорящая опухоль здесь выступает в качестве достаточно прозрачной метафоры подавляемых негативных мыслей и эмоций. Что-то вроде этого мы уже видели, конечно, не раз, но конкретно в таком исполнении – «Круэлла» встречает «Существо в корзине», с прелестным рукотворным монстриком и трэш-вайбом 1980-х – оно смотрится как-то особенно трогательно и лампово.
«Одержимые злом»
«Изгоняющий дьявола» плюс «Зловещие мертвецы», но при этом – апокалиптическая трагедия. Сюжет помещен в альтернативную реальность, где одержимость демонами распространяется наподобие вируса. Там существует даже общеизвестный свод специальных правил, которых следует придерживаться, чтобы не заразиться: нельзя к бесноватым прикасаться, нельзя их убивать из огнестрельного оружия и т.д.
По центру – мужик, отчаянно (но тщетно) пытающийся спасти семью в условиях неудержимо разверзающейся пандемии. Пускай актуальность это кино, вдохновленное, надо полагать, пандемией ковида (сценарий был написан еще в 2021-м), несколько утратило, зато ничуть не утратило бодрости, экстремальной кровожадности и беспощадности.
Комментарии