Роуэн Аткинсон, Стив Карелл и Жан Дюжарден против всемирного заговора и собственного идиотизма.
С каким бы интересом мы ни наблюдали за похождениями Джеймса Бонда, стоит признать: образ тайного агента как непобедимого мачо безнадежно устарел. Поэтому неудивительно, что его деконструкция порой приобретает немыслимые формы.
В фильме «Шимпанзе под прикрытием», который выходит в российский прокат 17 марта, например, шпионские обязанности выполняет… обезьяна. Как тебе такое, Дэниэл Крэйг? А мы решили вспомнить еще 5 знаменитых комедий о придурковатых суперагентах, которые позорили спецслужбы своих стран, но все равно оказывались на высоте положения.
«Неистребимый шпион» (1996)
Когда-то Дик Стил (Лесли Нильсен) был агентом экстра-класса. Но потом он провалил ответственное задание по охране президента и с горя ушел в отставку. Правда, спокойно расслабляться на пенсии ему не дали. На горизонте возник новый (точнее, хорошо забытый старый) суперзлодей, и теперь проштрафившийся Стил должен помешать ему уничтожить мир.
Поначалу этот фильм открыто высмеивает бондиану, от дурацких рисованных титров с песней Странного Эла Янковича до неуемно пафосных музыкальных вставок в особо трагичных местах. Сам Стил дымит сигарой с парашютом за плечами, хранит гаджеты в элегантном чемоданчике от Луи Виттона, ловко трюкачит, гарцует на коне, что твой Джон Уэйн, а для конспирации переоблачается в монашку.
Но постепенно «Неистребимый шпион» слетает с катушек и разрастается до масштабов хулиганской пародии на поп-культуру в целом. Под раздачу попали не только ленты об агенте 007, но и «Один дома», «Парк Юрского периода», «Рэмбо», «Криминальное чтиво», «Буч Кэссиди и Сандэнс Кид», «Аполлон-13»… А на экране, помимо карлика с автоматом и зловещего безрукого генерала, засветились Рэй Чарльз и Халк Хоган. Любопытный проект, в общем, таких уж нынче не делают. Боятся.
«Остин Пауэрс: Человек-загадка международного масштаба» (1997)
Звезда телешоу «Субботним вечером в прямом эфире» Майк Майерс изначально придумал персонажа по имени Остин Пауэрс как фронтмена пародийной группы Ming Tea. Но чуть позже тот трансформировался в «суперагента и джентльмена, любимчика женщин, грозу преступников и легенду своего времени». Время это – 1960-е, когда придурковатый модник Пауэрс, воплощение стиля свингующего Лондона, боролся с коварным Доктором Зло (все тот же Майк Майерс). Идеи свободной любви были чужды Доктору, поэтому он заморозил себя, дабы вернуться к злодейским подлянкам в эпоху коррупции и алчности. В 1990-е то есть.
Пауэрс, соответственно, тоже залез в криокамеру. А когда вылез, превратился в потешный пережиток прошлого, старомодного фрика с паршивыми зубами и нелепо развязными манерами. Но парадоксальным образом никто, кроме этого несуразного типа, не в состоянии остановить распоясавшегося Доктора. Которого хлебом не корми – дай новую каверзу учинить. То он озоновый слой разрушить собирается. То принца Чарльза подставить хочет. То атомные боеголовки похитить. Но все его преступные схемы напоминают козни Баттерса из прекрасного эпизода «Южного парка»: все это, как говорится, уже было в «Симпсонах». В общем, манипуляциям Доктора далеко до гнусных замыслов Эрнста Ставро Блофельда, которого он открыто копирует.
Зато сжить со свету Остина Пауэрса Доктор Зло считает задачей первоочередной важности. Для чего в ход идут разные средства, от кровожадных окуней-мутантов до сексапильных роботов-блондинок с огнестрельными лифчиками. Короче говоря, лучше «Остина Пауэрса» Джеймса Бонда не пародировал никто и никогда – причем с каждым новым фильмом, а всего их три, градус нахальства и сумасшествия возрастал многократно. Ну и, конечно, девушки Пауэрса от девушек Бонда по степени привлекательности нисколько не отстают. Что Лиз Херли в «Человеке-загадке», что Хизер Грэм в «Шпионе, который меня соблазнил» (1999), что Бейонсе в «Голдмембере» (2002).
«Агент Джонни Инглиш» (2003)
Затюканный клерк Джонни Инглиш (Роуэн Аткинсон) любит фантазировать. И в своих грезах он воображает себя неотразимым агентом 01, которому любая заковыристая миссия по плечу. И вот ведь совпадение: на очередном задании реальный агент 01 погибает. А вслед за ним взрыв уносит жизни и прочих звезд разведки. Место главного шпиона Великобритании отныне вакантно. Так сбылась заветная мечта Инглиша, которому поручено вернуть сокровища британской Короны, похищенные подлым богачом Паскалем Соважем (Джон Малкович).
К новым обязанностям Джонни относится с похвальным рвением. Но чем активнее он старается проявить себя, тем сильнее все валится у него из рук. Если в «Остине Пауэрсе» комичным было дурашливое обаяние героя, то франшиза «Джонни Инглиш» (насчитывает три ленты) вызывает хохот контрастом убийственно серьезного имиджа горе-агента и его неумелых действий по нейтрализации негодяя. Который, кстати, отличается от зловредных коллег из аналогичных картин весьма скромными амбициями.
Соваж не стремится к вселенскому господству, а хочет лишь восстановить попранную справедливость и воцариться на британском троне – 200 лет назад престол якобы должна была унаследовать его семья, да что-то не срослось. Потом, правда, Паскаль намеревается создать на острове крупнейшую в мире тюрьму… Но уничтожать Землю он явно не планирует. Так и сами фильмы об Инглише при всей пародийности выглядят по-британски сдержанными, чуть ли не консервативными, хотя огонька и задора им в любом случае не занимать.
«Агент 117» (2006)
Без французского следа в таком материале – никуда. Именно комедия «Агент 117» превратила артиста Жана Дюжардена в звезду международного масштаба, поскольку фильм взорвал бокс-офис во множестве стран. А еще он поспособствовал формированию тандема Дюжардена и режиссера Мишеля Хазанавичуса: в 2011 году их сотрудничество увенчалось замечательным «Артистом», завоевавшим 5 «Оскаров». Дюжарден был признан лучшим актером, а Хазанавичус – лучшим постановщиком. Но в 2006-м подобные лавры мужчинам и не снились, поэтому они просто развлекались как могли.
Шпион под кодовым номером 117 с виду напоминает изысканного джентльмена старой закалки, кого-то вроде Кларка Гейбла. Вы только поглядите, какой красавчик! И зубы у него белоснежные, и костюмчик с иголочки, и прическа – волосок к волоску. Однако на деле этот денди оказывается тем еще балбесом. Когда начальство отправляет его в Египет, где мировые сверхдержавы сражаются за господство, а религиозные экстремисты рвутся к власти, агент – также известный под именем Юбер Бониссер де Ля Бат – не сильно утруждает себя делами государственной важности. Зато наш герой всегда в первых рядах, если нужно втереться в доверие к очередной смазливой дамочке.
Несмотря на очевидные визуальные и смысловые отсылки к бондиане (куда ж без нее!), франшиза об агенте 117, разросшаяся до трех картин, вышла весьма самодостаточной. Бониссер де Ля Бат, конечно, тот еще недотепа – особенно когда по-щенячьи поднимает бровки и раскатисто хохочет по поводу и без. Но с гламурным шармом у него полный порядок, да и за тем, как французы иронично осмысляют свой культурный код и внешнеполитический курс, интересно понаблюдать.
«Напряги извилины» (2008)
Если Джонни Инглиша невозможно воспринимать без оглядки на мистера Бина, другого культового персонажа Роуэна Аткинсона, то Максвелл Смарт из комедийного боевика «Напряги извилины» смахивает на Майкла Скотта из «Офиса». На протяжении 7 сезонов Стив Карелл примерял потрепанный костюмчик регионального менеджера компании по продаже бумаги, а за два года до ухода из сериала решил попробовать свои силы в роли секретного агента. Который может сколько угодно обвешиваться хитрыми гаджетами и выслуживаться перед руководством – рядом с крутым агентом 23 с ослепительной улыбкой Дуэйна Джонсона бедолага Смарт выглядит, мягко говоря, неказисто.
Однако именно Максвеллу суждено бросить вызов террористической группировке «Хаос» после того, как мерзавцы во главе с неким Зигфридом (Теренс Стэмп) выводят из игры прочих оперативников. В компании обворожительного агента 99 (Энн Хэтэуэй) Смарт спешно вылетает в Россию, где этой странной парочке предстоит помешать «Хаосу» нарастить ядерный потенциал. Перестрелки, взрывы, интриги и, конечно, любовь – во всех отношениях славное кино, лучше многих эпизодов пресловутой бондианы. Еще и штучное, в отличие от упомянутых ранее франшиз, хотя попытки растянуть приключения Смарта на несколько фильмов тоже предпринимались.
Стив Карелл, в частности, на продолжение очень даже рассчитывал. Настолько, что самостоятельно сценарий написал, а также заручился поддержкой Энн Хэтэуэй и Алана Аркина (играл босса Максвелла). Увы, со временем энтузиазм заинтересованных лиц иссяк, и дело ограничилось никчемным спин-оффом «Напряги извилины. Брюс и Ллойд: Без тормозов» (2008). В приличном обществе о нем как-то не принято вспоминать. Поскольку даже у идиотизма придурковатых секретных агентов есть разумные пределы.
Комментарии