Обзор заслуживающих внимания премьер.
«Фантастические твари» в агонии, циркачи с суперспособностями против фашистов, подвиг советских летчиков, триллер про казахского маньяка-каннибала со звездой «Нулевого пациента», Марк Уолберг в роли боксера, который стал священником. Наша новая подборка свежих фильмов на любой вкус, которые можно посмотреть не выходя из дома.
«Фантастические твари: Тайны Дамблдора»
Все говорят, мол, «Тайны Дамблдора» окончательно погубили серию. Это, разумеется, не так. Серию «Фантастические твари» погубило совсем другое и гораздо раньше. То же, что несколько ранее погубило третью трилогию «Звездных войн». А именно – отсутствие внятного цельного видения, к чему и как все в итоге должно привести. Хотя бы в общих чертах. В первом фильме это еще не заметно, но чем дальше, тем очевиднее. В случае «Фантастических тварей» момент, когда становится понятно, что франшиза сама в себе запуталась, приходится где-то на третий акт «Преступлений Грин-де-Вальда». Его можно даже легко в голове визуализировать.
Джоан Роулинг увлеченно клацает по клавиатуре, но вдруг останавливается и принимается перечитывать, что она понаписала. А там Джонни Депп в роли колдунского фюрера, война, холокост, куча то ли родственников, то ли не родственников, сплошной мрачняк и утконосы бегают. Роулинг тогда понимает, что чересчур увлеклась, но заново переделывать лень, сроки поджимают, да и так сойдет. После чего уже без оглядки продолжает тупо изливать поток сознания.
Ну а «Тайны Дамблдора» явно написаны по принципу «сгорел сарай – гори и хата». Тут и наци-эксплотейшн в полный рост, и политический триллер, и настоящее дарк-фэнтези с элементами хоррора, и циничное отрицание всяких условностей и здравого смысла. Словом, один из тех фильмов, когда вы постоянно задаетесь риторическими вопросами. Как то: «что здесь делают люди-крабы из South Park’а?», «кто все эти персонажи и зачем?», «что вообще происходит?» и «почему все вдруг оказались в Бирме?» Что само по себе, положим, не так уж плохо, даже забавно отчасти. Но для многомиллионной франшизы это симптомы неизлечимой болезни. Соответственно, главный вопрос сейчас – проявит ли милосердие Warner Bros., усыпив «Фантастических тварей», или им и впредь агонизировать, бедняжкам.
«Отчаянные мстители»
Снова наци-эксплотейшн, но уже в формате альтернативной супергероики. Италия, начало Второй мировой. Бродячие циркачи с суперспособностями – электрическая девушка, волосатый силач, магнетический карлик и белокурый заклинатель насекомых – попадают в лапы шестипалого нациста-пианиста. Который умеет видеть будущее (при помощи, в частности, айфона) и потому в курсе про грядущий Нюрнбергский процесс и все прочее. А чтобы это будущее предотвратить, ему как раз нужны люди с суперспособностями.
За картину про артистов цирка, войну и фашистов в 2010 году Алекс де ла Иглесиа получил две награды в Венеции. Это была «Печальная баллада для трубы», кто не помнит. В 2021 году Габриэле Майнетти за картину про артистов цирка, войну и фашистов – собственно, «Отчаянных мстителей» – получил в Венеции уже пять наград. Очевидно, венецианскому жюри по душе цирк, война и фашисты. И чтобы все это вместе. А кому, спрашивается, не по душе?
Хотя, следует оговориться, «Отчаянные мстители» – не такое дико разудалое кино, как можно подумать. В нем есть, конечно, прямо-таки шикарные находки: тот же айфон, злодей в черном адидасовском трико с тремя полосками, отряд партизан-ампутантов «Увечные дьяволы». Но Габриэле Майнетти – совсем, увы, не Джеймс Ганн. И на то, чтобы полностью раскрыть потенциал такого колоритного материала, у него не хватает ни фантазии, ни смелости, ни средств. И все же глянуть этот странный европейский аналог «Рокового патруля» определенно стоит.
«1941. Крылья над Берлином»
А закрывает сегодня тему фашистов российское кино про Великую Отечественную. Точнее, про конкретный ее эпизод – первый полет наших бомбардировщиков на Берлин. Эпизод, безусловно, важный, но невероятными подробностями, прямо скажем, особо не изобилует. Долетели, сбросили бомбы, вернулись. Тем не менее подвиг есть подвиг. Рассказать надо.
Доверили это дело Константину Буслову, человеку, у которого опыт производства подобного кино, сугубо патриотической направленности, имеется. Не то чтобы он был в этом сильно хорош – напротив. Но тут хорошим режиссером быть вовсе не обязательно. Более того – вредно. А то мало ли чего. Крамола какая ненароком затешется. Двусмысленность коварная где-нибудь притаится.
А в случае Константина Буслова можно не переживать: нам гарантировано спокойное, крепкое, типовое, как панелька пятиэтажная, военное кино, слаженное из штампов и компьютерной графики. «Крылья над Берлином» такое и есть. Оно ведь не для зрителя и не ради сборов, в конечном-то счете. А чтобы было. Вот и пусть будет.
«Три»
Казахстан, 1979 год. Серийный убийца повадился убивать молодых женщин, расчленять их и поедать. Расследуют кровавые душегубства трое милиционеров, один из которых – совсем еще неопытный стажер, живущий вместе со старшей сестрой и находящийся с ней в непростых взаимоотношениях.
В основе – реальные события: действительно был такой маньяк-каннибал Николай Джумагалиев, в Казахской ССР орудовал. И до сих пор он, кстати, жив, в психиатрическом учреждении обретается. Вообще не поленитесь, почитайте его историю. Много там всего интересного, леденящего, захватывающего. Всякого такого, чего, к сожалению, нет в фильме про него.
При этом фильм-то очень недурной, справедливости ради. В духе лучших южнокорейских триллеров. Оператор, между прочим, кореец, и за монтаж тоже кореец отвечал (и в Корее два года назад премьера состоялась, на фестивале в Пусане). Соответственно, с визуальной стороной полный порядок. И сыграно отлично. Жандос Айбасов в роли убийцы достаточно инфернален; у ныне покойного Игоря Савочкина, замечательного характерного артиста, крупнейшая, кажется, за всю карьеру роль; плюс Аскар Ильясов каст возглавляет, который звезда хитового «Нулевого пациента».
Все вроде бы хорошо. Однако выглядит фильм так, будто изначально это должен был быть сериал эпизодов на восемь. Но его зачем-то обкромсали кое-как до полного метра. Из-за чего между каждыми двумя сценами еще сцен по пять ощутимо не хватает. И это, конечно, существенно впечатление портит, оставляя чувство обидной недосказанности.
«Отец Стю»
Фильм по биографии боксера по имени Стюарт Лонг, который решил стать священником. Вроде что тут такого: ну решил и решил. Много кто профессию кардинально меняет. Но тут важны обстоятельства. Изложенные, вероятно, не без приукрашиваний, и все равно любопытные. В контексте того, какими невообразимыми путями человек порой приходит к Богу.
Марк Уолберг играет улыбчивого обаятельного паренька с твердым характером, простоватого, но добродушного и склонного к рефлексии, которого жизнь бьет по голове, а он встает, отряхивается и дальше прет. Однажды он по уши с первого взгляда влюбляется в очень набожную девушку – и начинает религией интересоваться. Потом попадает в жуткую аварию, едва не отправляется на тот свет и, естественно, тут же становится глубоко верующим. Ничего пока такого уж невообразимого. Однако далее байопик становится все более похож на вольную экранизацию Книги Иова, но не такую, как «Левиафан», прости Господи, а нормальную. В смысле однозначно прохристианскую.
Именно так, судя по всему, «Отец Стю» и задуман – как инструмент прохристианской пропаганды. И, надо сказать, в этом качестве он прекрасно работает. Убедительно, во-первых, доказывает, что никогда не поздно обратиться к Богу. А во-вторых, делает это совершенно не навязчиво, в очень приятной и доступной форме. С симпатичными персонажами и хорошими актерами. Мэл Гибсон, например, выдает милую меташутку про Гитлера и евреев. А еще у Малкольма МакДауэлла здесь первая приличная роль за черт знает сколько лет. Это ли не чудо, это ли не благодать?
Комментарии