Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors
Search in posts
Search in pages
Слушать подкаст
|
КиноРепортер > Кино > Советские шедевры о войне, снятые во время Великой Отечественной

Советские шедевры о войне, снятые во время Великой Отечественной

8 мая 2022 /
Советские шедевры о войне, снятые во время Великой Отечественной

Фронтовая дружба, нежная романтика и героические подвиги на все времена.

Ошибочно полагать, что в годы Великой Отечественной войны советское кинопроизводство переживало не лучшие времена. Напротив – кинематограф развивался даже активнее, чем прежде. Актеры, режиссеры, сценаристы, операторы, многие из которых и сами были фронтовиками, без устали трудились над картинами, помогавшими людям на передовой и в тылу выживать в самые темные часы. 5 подобных советских шедевров военного времени «КиноРепортер» вспоминает в этом материале.   

«Секретарь райкома» (1942) 

За время Великой Отечественной выдающийся режиссер Иван Пырьев поставил два фильма, не считая доснятой «Свинарки и пастуха». О главном из них, «В шесть часов вечера после войны» (1944), поговорим чуть позже. А за два года до него Пырьев создал «Секретаря райкома», настоящий шпионский триллер о противостоянии, собственно, секретаря райкома Степана Кочета (Василий Ванин) с немецким полковником Макенау. В центре внимания – партизанская война, изображенная весьма сурово и натуралистично (хотя и без комических ноток не обошлось).

Съемки картины проходили в Алма-Ате, где была создана Центральная объединенная киностудия. Она функционировала с 1941 по 1944 год, и за этот период 80% советской кинопродукции сняли именно здесь (23 полнометражных ленты и 10 короткометражных).

«Мы клянемся, что скорее умрем в жестоком бою с врагами, чем отдадим себя, свою семью и весь народ наш в рабство коварному фашизму. Кровь за кровь! Смерть за смерть!». Этими лозунгами завершается фильм, что, безусловно, выполняло определенную агитационную роль. В отличие от более поздних лент военного времени, ратовавших за разумное-доброе-вечное, «Секретарь райкома» призывает сражаться до победного конца, не уступая неприятелю ни пяди родной земли. Что ж, в первые годы войны без подобных воззваний и правда нельзя было обойтись.

«Два бойца» (1943) 

«Темная ночь, только пули свистят по степи,
Только ветер гудит в проводах, тускло звезды мерцают…»

Кто не знает эту выдающуюся песню, от простой, нежной, пронзительной мелодии которой по коже неизменно проносятся мурашки, а глаза наполняются слезами? Именно в этом фильме ее исполнил Марк Бернес, герой которого, одессит Аркадий, неразрывно спаян крепкой фронтовой дружбой с персонажем Бориса Андреева, Сашей с Уралмаша. Казалось бы, это люди с абсолютно разными характерами: недаром после глупой выходки Аркадия они смертельно поссорились. Но затем, разумеется, помирились – в окопах, под свинцовым дождем.

Съемки велись на киностудии в Ташкенте, куда наряду с Алма-Атой в годы Великой Отечественной переместились ведущие советские кинематографисты. В основе картины – повесть Льва Славина «Мои земляки», опубликованная в 1941 году. Постановщик Леонид Луков прочитал ее и тут же решил экранизировать. Над сценарием работал драматург Евгений Габрилович, причем работал в спешке, готовясь к отъезду на фронт. В такой же спешке, фактически за несколько часов, поэт Владимир Агатов и композитор Никита Богословский создали текст и музыку «Темной ночи». В октябре 1943-го фильм вышел на экраны. Конечно, его показывали и на фронте, но песню солдаты успели полюбить гораздо раньше: на отдельной пластинке ее обессмертил Леонид Утесов, также выступавший с концертами перед фронтовиками.

«Жди меня» (1943) 

«Жди меня, и я вернусь,
Только очень жди.
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди…»

Еще одни предельно простые, но цепляющие до глубины души строчки, которые каждый гражданин нашей страны обязан знать наизусть. Стихотворение «Жди меня» в 1941 году написал Константин Симонов, уезжая на фронт и расставаясь с любимой. Оно посвящено актрисе Валентине Серовой, которая исполнила главную роль в художественном фильме «Жди меня»: его сценарий тоже создал Симонов. Герой ленты, летчик Николай Ермолов (Борис Блинов), отправляется на войну. Его жена Лиза (Серова) свято верит в их новую встречу, как бы ни убеждали ее, что Ермолов погиб во время перестрелки.

Работа над картиной велась на алмаатинской студии, куда прямо с фронта прилетел Константин Симонов, к тому моменту уже написавший сценарий другого знаменитого фильма военных лет «Парень из нашего города» (1942). Его, как и «Жди меня», снимали Борис Иванов и Александр Столпер. Творческий процесс буквально кипел – требовалось как можно быстрее отправить кино на фронт для поднятия боевого духа солдат. И «Жди меня» блестяще справился с этой задачей: фильм наряду со стихотворением стал вечным символом веры в любовь, добро и неизбежное возвращение к близким. А Симонов и Серова в 1943 году поженились.

«В шесть часов вечера после войны» (1944) 

Легендарная лирическая комедия, появление которой стало возможно ближе к концу войны, когда вера в скорое окончание боевых действий и освобождение страны от оккупантов вселяла в сердца солдат и мирных граждан невиданный оптимизм.

Как и в «Жди меня», влюбленные, зенитчица Варя (Марина Ладынина) и артиллерист Вася (Евгений Самойлов), расстаются. Но лишь для того, чтобы встретиться вновь. Когда война, наконец, завершится. Интересно, что именно это время встречи, «в 6 часов вечера после войны», до Вари с Васей выбрали знаменитый Швейк и его приятель сапер Водичка из романа Ярослава Гашека «Приключения бравого солдата Швейка».

Повод, правда, оказался не столь романтичен – посидеть в трактире «У чаши» за кружечкой велкопоповицкого пивка. Да и оригинальная концовка фильма Ивана Пырьева была душераздирающей: едва успев обнять любимого, Варя снова провожает его на фронт, а сама погибает во время бомбежки. И те кадры, что навсегда врезались нам в память, – свидание на Большом Каменном мосту, радостные улыбки, торжественный салют в честь долгожданной победы – промелькнули в угасающем сознании героини перед смертью.

Однако хэппи-энд был единственно возможным вариантом завершения истории Вари и Васи. Пырьев просто не мог лишить зрителей, которые и так уже вдоволь настрадались, счастливого финала. Когда в ноябре 1944-го «В шесть часов вечера после войны» вышел на советские экраны, его посмотрело 26 млн человек, а прославленный «Марш артиллеристов» на слова Виктора Гусева и музыку Тихона Хренникова до сих пор набатом стучит в наших сердцах. Подробнее об истории великой картины можно почитать в отдельном материале и послушать в специальном подкасте.

«Великий перелом» (1945) 

Выражение «великий перелом» впервые употребил Иосиф Сталин, когда в 1920-х выступил с программным манифестом о стремительном строительстве в СССР социализма. В годы Великой Отечественной же подобным переломом стали события конца 1942–начала 1943-го, прежде всего, конечно, – Сталинградская битва. Победа над армиями вермахта дестабилизировала немецкие войска, и отныне инициативу окончательно перехватило советское командование. Ну а режиссер Фридрих Эрмлер, ранее снявший драму «Она защищает Родину» о бесстрашной партизанке, посвятил Сталинградской битве фильм «Великий перелом», вдохновившись при этом другой знаковой победой советских войск, – под Москвой в 1941–1942-м.

Кадр из фильма

Производственным центром была по-прежнему Алма-Ата, однако батальные сцены (которые вышли весьма лаконичными) снимали в расположении Ленинградского фронта. Создателей ленты консультировали офицеры и генералы, да и сами они, побывав на передовой, повидали реальную фронтовую жизнь. При этом картина получилась максимально условной: не упоминается ни фамилия Сталина, ни даже название Сталинград.

Зато вымышленный командующий фронтом Муравьев (Михаил Державин-старший), собирательный образ военачальников Жукова, Рокоссовского, Ватутина и других, обзавелся целой биографией вплоть до любви к лошадям и редкому иммунитету к алкоголю. Идеологически – комар носа не подточит. Но если награждение «Великого перелома» Сталинской премией степени особого удивления не вызывает, то для истории куда важнее другой занимательный факт: на самом первом Каннском кинофестивале в 1946 году фильм Эрмлера получил Гран-при. Разделив его, правда, еще с десятью (!) лентами, в числе которых были «Потерянный уик-энд» Билли Уайлдера, «Рим, открытый город» Роберто Росселлини и «Короткая встреча» Дэвида Лина.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Комментарии  

Комментарии

Загрузка....
Вы все прочитали

Next page

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: