Космическое фиаско студии Pixar, сатира на европейское кино с Бандерасом и Пенелопой Крус, Жюльет Бинош в роли матерящейся дальнобойщицы, мистический детектив про старый отель, а также Алексей Воробьев и Игорь Крутой в международном альманахе про селфи.
Космический корабль в форме огромного корнеплода, груженый землянами-колонистами, приземляется на потенциально пригодной для обитания планете. В ходе короткой разведывательной вылазки на поверхность выясняется, что в принципе-то жить можно, но здешние флора и фауна настроены по отношению к гостям весьма враждебно. Однако при попытке улететь корабль терпит крушение. И теперь, чтобы исправить ситуацию, командир звездных рейнджеров Базз Лайтер вынужден летать вокруг звезды, перемещаться в будущее и воевать с роботами.
Все уже, наверное, наслышаны, как Disney и Pixar с этим своим новаторским в определенном узком смысле проектом облажались: при бюджете в без малого $120 млн мультик собрал чуть больше $220 млн. Чего едва хватит, чтобы выйти в ноль (около половины выручки, напомним, забирают кинотеатры). Частично в том, конечно, виновато то самое «новаторство», выражающееся в достаточно явном наличии ЛГБТ-персонажей. Из-за чего «Базза Лайтера» кое-где к прокату не допустили вовсе.
Но оставим за скобками дискуссию о том, нужно или не нужно показывать в детских мультфильмах однополые отношения. Взглянем на продукт с беспристрастной позиции. И что мы, собственно, увидим? А увидим мы не самую, положим, неудачную, но откровенно проходную космофантастику в духе «Стар Трека» (или «Затерянных в космосе», если угодно). Которая позиционируется как тот самый фильм, наделавший в 1995 году так много шума, что по нему даже выпустили мерч в виде пластмассовых фигурок. И одну из этих фигурок подарили тому пацану из «Истории игрушек».
Опять же, не будем обращать внимания на то, что в 1995 году никак не мог стать столь успешным фильм с открытой лесбиянкой среди ключевых персонажей. Но на рояли в кустах, коими сценарий обильно усеян (самый жирный притаился сразу за главным твистом), не обратить внимание уже никак нельзя. Как и на совершенно бесполезных раздражающих персонажей. Как и на неубедительные их мотивации. Как и на небрежное обращение с научно-фантастическими канонами. Как и на оскорбительную шаблонность. Последнее можно было бы простить кому-нибудь другому, но никак не студии Pixar, которая приучила нас ждать от своих работ все-таки каких-то незаурядных идей. А вместо этого сует нам вторичную, лениво написанную халтуру с сомнительной моралью.
Промышленный магнат, дожив до 80 лет, вдруг решил, что надо бы после себя какое-нибудь великое наследие оставить. Профинансировать, например, строительство моста имени себя. Или лучше кино проспонсировать. Величайшее кино, забубеннейшее. По книге, за которую Нобелевскую премию дали. С крупнейшими звездами в главных ролях. И с модной режиссеркой у руля.
Режиссерку эту играет Пенелопа Крус с пышными рыжими кудрями. Звездных артистов – Антонио Бандерас и Оскар Мартинес, который у тех же товарищей, что этот фильм сделали, снялся в «Почетном гражданине». И вот они практически в три лица разыгрывают нехитрую как бы сатиру на европейское фестивальное кино. Такую, в общем, беззлобную (в отличие от «Фестиваля Рифкина» Вуди Аллена, например) и не шибко искрометную, но легкую и приятную.
Сатира целиком отталкивается от общего представления о европейском фестивальном кино, что оно, мол, все из себя перезамороченное и сильно заумное. И что все видные деятели там – самовлюбленные эксцентрики. Это представление гиперболизируется и выдается посредством длинных сцен, в которых Бандерас, Мартинес и Крус самозабвенно дурачатся.
Есть прямо отличные – например, когда Бандераса и Мартинеса обматывают пищевой пленкой и пытают, уничтожая их престижные награды прямо у них на глазах. Или когда Бандерас и Мартинес друг дружку трехэтажно матерят. А иногда фильм без предупреждения включает режим тиктока и показывает, как Пенелопа Крус перед камерой нелепо пляшет. Что тоже довольно увлекательно.
Матерая суровая дальнобойщица вынуждена дополнительно подрабатывать перевозкой разных нелегальных грузов, чтобы помочь своему брату, который связался с нехорошими людьми и угодил в тюрьму. Однажды грузом оказывается маленькая девочка. Что нисколько не мешает, впрочем, выполнению заказа. Однако при передаче груза получатель оного погибает. И женщина с девочкой пускаются в бега.
Чем фильм сходу подкупает, так это тем, что в роли матерой суровой дальнобойщицы – Жюльет Бинош. Можете себе представить? Сидит такая за баранкой здоровенной фуры, на лбу бандана, одета по-пролетарски, ругается грубо, с чувством, по-мужицки. Прелесть. И сюжет у нее из разряда «боевой старик путешествует с ребенком, которого надо защищать, по нищенствующему американскому югу под олдскульную музычку, постепенно проникаясь к этому ребенку взаимной симпатией». С той поправкой, что вместо условного Лиама Нисона (у него просто такой фильм уже выходил два года назад) – заслуженная французская дива. Можно сказать, новое слово в жанре.
Для разнообразия сюда еще дополнительный подсюжет вмонтирован, про двух агентов ФБР, расследующих торговлю людьми. Один, как водится, – старый многоопытный ветеран с бесконечной добротой и тоской во взоре, прямолинейный и сварливый, но в целом мировой мужик. Этого играет Морган Фриман. Плюс напарник его – молодой идеалист, где-то чересчур энергичный, но смышленый (Кэмерон Монахэн, Кэл Кестис из игры Star Wars Jedi: Fallen Order).
Как видим, от переизбытка оригинальности картина не страдает. Но и рассчитана она изначально не на прогрессивную публику. Поэтому в своей нише – степенной, скрипуче-старомодной, под вестерн стилизованной дорожной драмы – чувствует себя вольготно. Фактура что надо, пейзажи красивые, девочка в роли девочки рядом с Жюльет Бинош не тушуется, держит планку. Конечно, некая Анна Гуттормсгард, которая тут авторша и постановщица, – не Клинт Иствуд и не Тейлор Шеридан. Ну так а кто из нас без греха?
Документалистку-экстрасенса (уже неплохо, правда?) нанимает деловая дама, чтобы та разузнала побольше о туманном прошлом ее отца – очень обеспеченного человека, ныне лежащего при смерти в больнице. Дескать что-то он когда-то недоброе творил в одном маленьком городе. Дама обещает хорошо заплатить и дарит волшебную бутылку с вечно ледяной водой. Документалистка интервьюирует умирающего при помощи камеры и, вероятно, телепатии, после чего направляется в упомянутый город, славный животворящими минеральными источниками. И заселяется в громадный шикарный отель, где вскоре должен состояться Фестиваль Перерождений.
Из всего вышеизложенного так и рисуется в воображении сериал минимум на 8-10 часовых эпизодов, детективно-мистическо-сюрреалистический морок той же приблизительно породы, что и прошлогодний «Новый вишневый вкус», а также этого года «Архив 81». С Бенсоном и Мурхедом непременно в списке режиссеров и с «Твин Пиксом» во главе списка референсов. В идеальном мире как-нибудь так и было бы.
Но мы, увы, живем в обычном несовершенном мире. И приходится довольствоваться полуторачасовым полным метром. Без единого громкого (или хотя бы узнаваемого) имени в титрах. Что все равно лучше, чем ничего. Поскольку любителей детективно-сюрреалистических мороков «Холодная река» порадовать способна. Не осчастливить, но так, слегка подкормить на безрыбье.
В основе – одноименная книжка в меру популярного писателя со звучным именем Майкл Корита. Другую его книжку ранее, кстати, Тейлор Шеридан экранизировал – «Те, кто желает мне смерти», прошлой весной фильм выходил с Анджелиной Джоли, по меркам Шеридана и вообще – довольно средненький. А «Холодную реку» снял и вовсе какой-то никому толком не известный Пол Шолберг. Который старается, но реализовать весь заложенный потенциал ему не хватает ни отпущенного хронометража, ни компетенции. И в итоге он не находит ничего лучше, чем тупо закосить под «Сияние». Тем не менее за попытку и за несколько все же удавшихся вещей (тот же зловещий отель выглядит чертовски эффектно) – ставим плюсик карандашом.
Алексей Воробьев в парадном костюме стоит посреди моста над глубокой пропастью и печально смотрит вниз. Затем он достает из кармана коробочку с кольцом и рекламой ювелирной сети, собирается прыгнуть, как вдруг к нему приближается девица с синими волосами, которая тащит в руках здоровый камень, привязанный к ее шее. Между ними происходит короткая беседа, причем Алексея Воробьева дублирует Алексей Воробьев, а девица говорит со странным акцентом, каким-то образом одновременно иностранным и провинциальным. Они друг в друга влюбляются и отправляются за ручку в ближайшее заведение общепита.
Это, дорогие друзья, краткое содержание первой новеллы из международного киноальманаха «Селфимания». А всего таких новелл пять штук. В трех играет Алексей Воробьев, одну из них он при этом написал и воплотил самостоятельно (как раз первую), а еще как минимум в одной сыграл самого себя. И композитором числится тоже Алексей Воробьев. Кроме того, в перечне создателей – какие-то люди из Италии и Австрии, среди прочего.
Все новеллы концептуально объединены тем, что в них кто-то обязательно снимает себя на телефон. Особенно в этом плане усердствует итальянская бабка, на старости лет чересчур увлекшаяся кулинарным видеоблогерством. Что едва не приводит к автокатастрофе. И это, между прочим, наиболее вменяемый из сегментов.
А вот другой, например, посвящен конкретному народному музыкальному конкурсу на федеральном канале. В частности, участнице конкурса Татьяне Мавроди. Ей, по сюжету, становится грустно, вследствие чего она сочиняет песенку, поет ее дома под пианино, и в этот момент мимо совершенно случайно проходят Алексей Воробьев, Игорь Крутой и Ирина Дубцова. Звезды, пораженные гениальностью песенки, заявляются к Татьяне Мавроди в гости и тут же принимаются дружно подпевать. Хэппи-энд.
Как этот чудо-ералаш появился на свет (и, главное, зачем) – не знает никто, за исключением, вероятно, Алексея Воробьева. Но он появился и благодаря своей запредельной эклектичности достоин быть внесенным в какой-нибудь золотой фонд, который специально для этой цели необходимо учредить. Фонд китча, себялюбия и в огороде бузины имени Алексея Воробьева – примерно так он, согласно утвержденному воображаемым правительством проекту, будет называться.
С 18 по 27 октября Санкт-Петербург принимал гостей фестиваля «Послание к человеку», который собрал кинематографистов со всех уголков света. Однако…
Немногие найдут Уганду на карте Африки. И не каждый отважится махнуть в эту страну, одну из беднейших в мире, в…
Смерть порою кардинально меняет жизнь. Причем не только того, кого она постигла, но и окружающих. После смерти жизнь нередко становится…
22 ноября 40-летие отмечает одна из самых успешных актрис современности – Скарлетт Йоханссон. В кино она дебютировала еще подростком, а…
Если калина, то красная, если режиссер, умеющая переносить на сцену прозу о национальном характере, то Марина Брусникина. Со дня смерти…
Нелинейная драматургия – инструмент, безусловно, интересный. Но и работает он исключительно в умелых руках, поскольку одного разброса сцен в хаотичном…