Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors
Search in posts
Search in pages
Слушать подкаст
|
КиноРепортер > Кино > Русские хорроры 1990-х: Редкие и невообразимые

Русские хорроры 1990-х: Редкие и невообразимые

22 января 2023 /
Русские хорроры 1990-х: Редкие и невообразимые

Георгий Вицин и кукла-убийца, «Зловещие мертвецы» с окраины и маньяк-террорист в московском метро.

Когда речь заходит о российских хоррорах 1990-х, что в принципе случается нечасто, первым делом вспоминают «Прикосновение» Альберта Мкртчяна. Мы же его сейчас оставим в покое. А вместо этого постараемся выудить из той противоречивой эпохи, когда отечественный кинематограф переживал не лучшие, но подчас весьма увлекательные времена, несколько гораздо более редких и причудливых артефактов.

«Хаги-Траггер» (1994)

«Хаги-Траггер» (1994)

Бравый милиционер, преследующий неуловимого бандита по кличке Аль Гарун, с подачи своего покровителя, генерала МВД, вовлекается в разборки не столько криминального, сколько мистического характера, которые развернулись из-за живой куклы по имени Хаги-Траггер. Выглядит Хаги-Траггер премило: махонький щекастенький плюшевый человечек в черном цилиндре, наряде старинном и с тоненьким мультяшным голоском. Разве только острые зубы истинную натуру этого создания выдают. Хаги-Траггер умеет подчинять себе человеческую волю и вполне может кого-нибудь заставить с высоты сигануть. А может и просто задушить. Но вообще, если разобраться, не такой уж он агрессивный. Скорее своенравный.

Представьте себе типичное кино про ментов и бандитов из 1990-х, с погонями, перестрелками и драками. Только в нем также фигурирует кукла-убийца, похожая на взбесившегося персонажа детской телепередачи. К тому же ее, по некоторым данным, озвучила Людмила Гнилова, чей голос вы слышали в мультиках «Вовка в тридевятом царстве», «Горшочек каши», «Котенок по имени Гав», «Большой Ух» и многих других. Ну не чудо ли?

Да здесь буквально каждая сцена – праздник, пир духа. Георгий Вицин в своей последней роли изображает полоумного папу Карло. Сергей Шакуров имитирует восточный акцент и плюется бритвенным лезвием прямо в глаз. Александр Пороховщиков бодро марширует, стуча в игрушечный барабан. А еще есть Евгений Стычкин с волосами и простреленной головой и карлик-киллер с обрезом. По всем признакам этот фильм просто обязан был стать культовой классикой на века. Но отчего-то пока не стал. Видать, слишком уж опередил свое время.

«Прогулка по эшафоту» (1992)

Пара молодоженов, невесть как очутившаяся в какой-то глуши, натыкается на хижину в лесу, у берега водоема, и решает в ней заночевать. А утром они обнаруживают себя в роскошных хоромах. То есть снаружи это все еще полусгнившая халупа, но интерьер, накануне полностью экстерьеру соответствовавший, вдруг разительно переменился. Муж сразу соображает, что тут что-то не так, и предлагает немедленно валить. Однако его суженая выдвигает контрпредложение: сперва позавтракать на расположенном рядышком живописном деревянном помосте, который по совместительству является эшафотом. Вскоре из леса приходит хозяин хижины, и с этого момента все становится совсем непонятно и странно.

Примечательно, что именно на съемках «Прогулки по эшафоту» началась история любви Дмитрия Певцова и Ольги Дроздовой, благополучно длящаяся по сей день. Здесь, например, есть сцена, в которой Дроздова, голая, со вскрытым черепом, лежит на больничной кушетке. А в другой сцене Певцов в крошечных плавках и в крови с ног до головы суматошно мечется меж деревьев, затем находит какую-то массивную деревяшку, поднимает ее над головой, напрягая рельефную мускулатуру, и швыряет эту деревяшку в воду. Как не пробудиться светлым чувствам при таких обстоятельствах?

В фильме еще масса всякого эдакого творится. Но почему и зачем – это уже вопрос. Герои Певцова и Дроздовой оказываются во власти не то демона, не то языческого духа, не то сумасшедшего ученого (Борис Плотников), и это единственное, что можно сказать хоть с какой-то определенностью. А дальше открывается поистине безграничный простор для разнообразных трактовок. «Прогулка по эшафоту» способна в зависимости от угла зрения трансформироваться и в сновиденческий морок, и в библейский парафраз, и в фантастическую притчу, и в лесной хоррор. Совершенно не исключено, например, что Ларс фон Триер с «Прогулки» своего «Антихриста» содрал. Как минимум – отчасти.

«Гонгофер» (1992)

Делегация казаков прибывает в Москву с целью приобретения быка. Осуществив сделку, они весело напиваются, после чего собираются домой. В ночь перед отъездом к казаку по имени Колька подкатывает на лимузине эффектная барышня и приглашает развлечься в своей компании. Тот, естественно, соглашается. Она его отвозит к себе, соблазняет и высасывает ему глаза. Колька возвращается домой с чужими глазами и уходит в глубокий запой, из которого его выводит родной дядя, уговаривая поехать обратно в Москву и глаза вернуть. Вот. А Гонгофер, если вам интересно, это кличка хряка, чье сердце нужно съесть, чтобы открылась дорога. И у таксиста тоже фамилия Гонгофер. Какого таксиста? Да неважно.

Сценариста и режиссера Петра Луцика многие знают (а многие не знают) прежде всего по культовой «Окраине», у которой с его же более ранним «Гонгофером» обнаруживается немало общего. Включая образ Москвы как средоточия зла и источника угрозы для простого русского народа. Только если в «Окраине» зло облекается в относительно конкретную форму проклятых капиталистов, то в «Гонгофере» оно имеет сугубо потустороннюю природу.

В заключительном акте «Гонгофер» и вовсе оборачивается своеобразным оммажем «Зловещим мертвецам» в Чертанове, с кунг-фу и боевыми ведьмами-гимнастками, а также собаками-людоедами. Да еще и под саундтрек Федора Чистякова и группы «Ноль». Что вкупе, конечно же, в сто раз чудеснее и милее всех оригинальных «Зловещих мертвецов», вместе взятых.

«Серебряные головы» (1998)

Еще одна видная фигура российского кино конца XX века – Евгений Юфит, основоположник и ярчайший представитель (на пару со своим постоянным соавтором Владимиром Масловым) так называемого некрореализма. Что это такое, в двух словах не объяснишь, да и вообще, наверное, никак не объяснишь. Назовем это, допустим, попыткой заглянуть за грань, отделяющую жизнь от смерти, и воспроизвести то, что там происходит, максимально достоверно посредством кинематографического инструментария. Так или иначе, влияние Юфита и некрореализма на культурный ландшафт 1990-х велико, бесспорно и прослеживается в том же «Гонгофере».

Самая известная работа Юфита и Маслова – «Папа, умер Дед Мороз» по мотивам вампирского готического рассказа А.К. Толстого «Семья вурдалака» (о чем сроду не догадаешься, если заранее не знать). Но мы сейчас обратимся к более позднему их фильму, который и к зрителю гораздо дружелюбнее, и даже обладает почти нормальным на первый взгляд вполне складным сюжетом.

Трое ученых проводят секретный эксперимент по заказу правительства, как вдруг на территорию полигона проникают опасные мутанты-сектанты, жертвы прошлых подобных опытов. Чтобы ликвидировать последних, правительство посылает отряд военных. Если не вдаваться в отдельные детали, как будто вполне конвенциональный хоррор. Собственно, от некрореализма в его изначальном виде здесь только неповторимая тревожная эстетика осталась, а концептуально «Серебряные головы» двинулись в другом направлении. И стали первой частью трилогии, посвященной возможным путям эволюции человека (через буквальное соединение с деревом, в частности).

«Научная секция пилотов» (1996)

Деятель широчайшего профиля Андрей И (настоятельно рекомендуем ознакомиться с его на зависть богатой и насыщенной биографией) тоже, надо полагать, принадлежит к числу тех, на кого Евгений Юфит и некрореализм влияние оказали. Это заметно, по крайней мере, по его псевдодокументальному боди-хоррору «Конструктор красного цвета» (1993), который состоит из кадров сомнительных медицинских операций, цитат из вымышленных источников, а также познавательных сведений о сиамских близнецах, применении трупной крови и тайном проекте по созданию сверхчеловека с пальцами ног на руках.

А вот другой фильм Андрея И, психоделический нуар «Научная секция пилотов», обрел популярность сразу в нескольких узких кругах. Среди которых – диггеры и поклонники многочисленных талантов Анатолия Крупнова. Диггеры смотрят его, потому что он про московское метро. Поклонники Крупнова – поскольку он там в одной из главных ролей. При этом музыку написал Сергей Курехин. Тогда как сам Андрей И сыграл маньяка-террориста с туманными мотивами. Маньяк этот жестоко истребляет машинистов, размазывая их по вагонам, пачкает пассажиров ГМО-кровью и прочими неподобающими вещами занимается. Ну а герой Крупнова его ловит. Смотрится причем довольно бодро, а нарочитая загадочная недосказанность в духе эпохи придает дополнительный шарм.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Комментарии  

Комментарии

Загрузка....
Вы все прочитали

Next page

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: