Кадр из фильма «Бременские музыканты» (2024)
Определять лучших – задача очень непростая. Особенно сейчас, когда отечественный кинематограф переживает очередной период расцвета. Ко Дню российского кино «КиноРепортер» постарался отметить самые яркие, запоминающиеся и важные проекты последних лет.
На одной далекой апельсиновой плантации фермеры, собирая урожай, неожиданно обнаруживают странного маленького зверька с большими ушами. Мужчины почти ловят нежданного гостя, однако разразившийся вихрь уносит милое создание прочь. В это самое время на другом полушарии пожилой садовник Геннадий Петрович (Сергей Гармаш) ухаживает за угодьями дендрария. Несмотря на любовь к столь красивому ремеслу, мужчина страдает от одиночества из-за скверного характера. Как гром среди ясного неба на приморский городок обрушивается самый настоящий апельсиновый град, который приносит с собой не только фрукты, но и того самого необычного пушистого зверька.
«Чебурашка» – это одна из самых душевных отечественных работ за последние несколько лет. Лента буквально пропитана теплом, большой любовью к семейному жанру и глубоким уважением к знаковому персонажу. Фильм Дмитрия Дьяченко можно смело назвать примером правильного импортозамещения, когда отечественные кинематографисты не просто слепо следуют за зарубежным трендами, а перенимают удачные формы и органично вплетают их в нашу индустрию. Высокие оценки критиков и толпы людей в кинотеатрах, отблагодаривших авторов рублем за качественный продукт, только это подтверждают. Результат – свыше 6,787 млрд рублей в прокате, титул самого кассового фильма в российской истории и сиквел, который выйдет 1 января 2026 года.
Коля Герасимов (Марк Эйдельштейн) – обычный школьник, живущий в Москве образца 2024 года. Однажды он обнаруживает в кабинете своей учительницы странный артефакт, который неожиданно переносит его в будущее. А именно на 100 лет вперед. В футуристичном мире Коля встречает Алису Селезневу (Даша Верещагина) и ее отца профессора Селезнева (Константин Хабенский), противостоящих космическим пиратам. Цель злодеев – тот самый артефакт под названием космион. После трагического инцидента Коля и Алиса перемещаются обратно в 2024-й, но вместе с ними в прошлое отправляются Весельчак У (Александр Петров) и капитан альянса космических пиратов Грот (Юра Борисов).
«Сто лет тому вперед» – это удачное осовременивание советской классики, где персонажи соответствуют текущим трендам, история не дает расслабиться ни на минуту, а спецэффекты не отстают от западного кино. Режиссер Александр Андрющенко снял непринужденную, забавную и завораживающую научную фантастику, которой удалось сохранить тот самый дух приключений из оригинальных произведений Кира Булычева. «Сто лет тому вперед» интересен зрителям любого возраста, и каждый найдет в этом фильме что-то для себя. Одним понравится романтическая линия между Колей и Алисой, другим – харизматичные злодеи и мир будущего, а третьи проникнутся важным смыслом, который несет в себе картина. Чтобы наступило то самое прекрасно далеко, неизбежно придется брать ситуацию в свои руки, поскольку мы сами творим наше будущее.
Новая работа режиссера «Вампиров средней полосы» Антона Маслова основана на реальных событиях. Точнее, на блоге одной жительницы Набережных Челнов, которая отправилась в Магадан на велосипеде с милой таксой в прицепе. Достойное начало для классного роуд-муви подумали наши кинематографисты и преобразовали реальную историю в «Поехавшую». Комедия рассказывает об SMM-щице Анне (Ольга Лерман), у которой в жизни наступила черная полоса. Работа не приносит удовольствия, друзей как таковых у девушки нет, а парень-красавчик ей изменил. Тогда Анна решается на приключение всей ее жизни – велосипедную поездку из Москвы в Магадан с таксой под рукой. Там, на другом конце страны, живет мама главной героини (Елена Яковлева), с которой девушка хочет помириться после многих лет обоюдного молчания.
«Поехавшая» органично объединяет в себе самые разные элементы: поиск себя, внутреннюю мотивацию, любовь к Родине, важность кровных и нерушимых уз в частности и традиционных семейных ценностей в общем. И все это упаковано в обертку легкого, забавного и чарующего роуд-муви. На фоне живописных пейзажей бескрайней России зритель вместе с Анной совершает внутреннюю трансформацию. По сути, перед нами предстает терапевтическая, исцеляющая сказка со счастливым концом, где дорога из точки А в точку Б есть не что иное, как путешествие навстречу себе, своим страхам и переживаниям.
Наши дни. Во время работы в открытом космосе один из членов экипажа Международной космической станции получает травму из-за столкновения с обломками аварийного спутника. Ранение оказывается критически опасным. Вернуть космонавта на Землю не представляется возможным, поскольку он не переживет обратного полета. Единственный выход – беспрецедентная по своим масштабам операция прямо на борту МКС. Роскосмос обращается за консультацией к лучшим хирургам, среди которых оказывается Евгения Беляева. Героиня должна помочь в подготовке к полету одного из медицинских специалистов, однако женщина невольно демонстрирует лучшие результаты среди всех добровольцев. И Роскосмос отправляет Евгению на спасательную операцию.
Уникальная и воодушевляющая история, как на экране, так и вне его, не отставит равнодушным никого. Зрители, вжавшись в свои кресла от напряжения, становятся свидетелями подвига маленького человека с увесистым камнем на душе, но невероятно большим сердцем. В новой космической гонке Климу Шипенко и Юлии Пересильд при содействии лучших в стране специалистов удалось обогнать неудержимого Тома Круза и его команду. Пока «Хьюстон» только готовится покорить внеземное пространство, наши соотечественники в кратчайшие сроки смогли отправить режиссера и актрису в незабываемый полет и таким образом снять первый в мире полнометражный художественный фильм, сцены которого частично снимались в космосе. Исключительный проект российских кинематографистов и триумф отечественной индустрии в целом.
В центре истории – головокружительная спортивная карьера Ирины Константиновны Родниной (Владислава Самохина). От прихода девушки в ЦСКА и работы с тренером Жуковым до ее исторической третьей победы на Олимпийских играх 1980 года в Лейк-Плэсиде. И все это чередуется с личными драмами фигуристки, красивым визуалом и вовлекающими спортивными баталиями. За два часа зритель узнает о сложных взаимоотношениях Родниной с партнерами и наставником, о проблемах со здоровьем, сопряженных с продолжительной реабилитацией и, разумеется, о том, что сподвигло ее триумфально вернуться на лед.
Что получится, если смешать биографическую картину со сказкой? Красивый, трогательный и мотивирующий фильм о великой фигуристке. «Роднина» следует традиционному нарративу спортивных драм, добавляя в него прекрасную актерскую игру, мастерскую операторскую работу, аутентичность окружения того времени и эстетическое наслаждение от ледовой феерии. Лента о талантливой Ирине Константиновне – это прежде всего история об упорстве, нежелании мириться с превратностями судьбы и вере в себя. «Роднина» заражает этим настроением и подталкивает к новым начинаниям и размышлениям о том, на что способен человек. Ведь тернистый путь делает победу только слаще.
Действие сиквела фильма «Батя», в свое время тоже ставшего хитом, разворачивается сразу в трех эпохах: современность, 1990-е и послевоенные 1940-е, стилизованные под черно-белую советскую классику. Макс, главный герой первой части, переживает развод с женой. Его родители когда-то столкнулись со схожей ситуацией. Но чтобы не травмировать мальчика, они отправили его на все лето в деревню к дедушке-фронтовику (Евгений Цыганов). Макс вновь предается ностальгии и отправляется в новое путешествие по собственным воспоминаниям, в котором особое место займет его предок.
Мало какой проект в отечественной индустрии может похвастаться настолько аутентичным портретом российской семьи. Народный юмор вкупе с не менее народным фольклором трансформирует сиквел «Бати» в пронзительное произведение, наполняющее сердце любовью, добротой и уютом. Вторя оригинальной ленте, авторы посредством черного юмора и максимальных правдоподобных ситуаций вновь поднимают важные житейские вопросы: можно ли вернуть былые чувства, как справиться с поколенческой травмой и что делает мужчину мужчиной. Здесь трагедия неизменно соседствует с комедией, что только подчеркивается душевным состоянием после просмотра. Смех сквозь слезы или слезы сквозь смех.
Борис Хлебников весьма нетривиально подошел к художественному исследованию конфликта поколений. По сюжету, двое главных героев, молодые ребята Никита (Макар Хлебников) и Максим (Олег Савостюк) попадают на рыболовное судно, где им предстоит не столько научиться умело преодолевать все тяготы и лишения новой работы, сколько найти общий язык со взрослой и разношерстной командой бывалых моряков. Море в контексте фильма оказывается тем самым несправедливым и жестоким миром, где адаптация к новым условиям – ключ к выживанию в прямом и переносном смысле. А неопытность и излишняя самонадеянность может иметь катастрофические последствия.
Традиционно фильмы-катастрофы концентрируются на масштабных разрушениях, борьбе со стихиями или выживании, оставляя драму лишь в качестве необходимого придатка. Но «Снегирь» Хлебникова сильно выделяется на фоне подобных проектов. Грандиозная опасность, угрожающая героям, лишь служит фоном для основополагающей сюжетной арки — мастерски прописанного конфликта поколений, в котором нет правых сторон. И блокбастер про шторм в итоге получился одним из самых сильных авторских проектов последних лет.
Элли (Екатерина Червова) не жалует поездки с родителями, зато очень любит утыкаться в экран смартфона. Во время очередного семейного путешествия неожиданно начинается ураган, который уносит дом-трейлер с девочкой и ее собачкой Тотошкой внутри. Элли обнаруживает себя в странном волшебном месте, известном как страна Жевунов, и встречает странных путников – пустоголовое пугало Страшилу, бессердечного Железного Дровосека и Трусливого Льва. Эта троица должна помочь девочке вернуться домой, но для этого героиня сначала должна помочь осуществить их самые заветные желания. Следуя по дороге из желтого кирпича, компания отправляется к изумрудному замку, где обитает великий и ужасный Гудвин.
Первая часть «Волшебника Изумрудного города» (авторы создают целую франшизу) и правда можно назвать самым сказочным российским фильмом. Это самый настоящий развлекательный киноаттракцион с яркими красками и невообразимыми фактурами, пиршеством визуальных эффектов и запоминающимися локациями, обаятельными добряками и харизматичными злодеями. Взрослые смогут предаться теплой ностальгии, а детишки познакомиться с потрясающим фантастическим миром Александра Волкова, которому еще есть, что нам показать.
Мальчик по имени Трубадур (Тихон Жизневский) рано лишился матери. Он находит отдушину в музыке, в которой проявляется его невероятный талант, и хочет связать с ней всю свою жизнь, а потому отправляется покорять город Бремен. Правда, там мальчуган попадает в цепкие лапы атаманши Луизы (Мария Аронова), которая использует дар ребенка в своих преступных целях. Из-за этого Трубадур оказывается в темнице, где проведет следующие несколько лет. Выйдя на свободу, уже взрослый парень желает отомстить Луизе, но вместо нее он находит бродячих музыкантов – антропоморфных Пса (Роман Курцын), Осла (Дмитрий Дюжев), Петуха (Аскар Нигамедзянов) и Кошку (Ирина Горбачева). Те, в свою очередь, впечатлившись талантом Трубадура, приглашают его к себе в группу и зовут на местный фестиваль, где главный герой повстречает любовь всей своей жизни – Принцессу (Валентина Ляпина).
Несмотря на музыкальную направленность, которая во время просмотра невольно заставляет пуститься в пляс и подпевать главным героям, в «Бременских музыкантах» все же преобладает любовная линия. Химия между Жизневским и Ляпиной буквально просачивается через экран, погружая зрителей в неподдельную атмосферу беззаботной романтики. Поначалу Трубадур и Принцесса не находят общий язык, но совместные приключения настолько сильно сближают пару, что они уже не могут представить жизни друг без друга. Сила любви в симбиозе с музыкой оказывается настолько мощной, что под конец Бремен сотрясает феерический бал, и даже непримиримые враги отбрасывают разногласия и обретают счастье.
Редкий представитель современного отечественного кино – исторический экшен. Действие «Злого города» разворачивается в 1238 году, когда Золотая Орда, завершая военную кампанию, задумала на обратном пути захватить небольшой русский город Козельск. Однако самонадеянность варваров столкнулась с несокрушимостью русского духа. И вместо молниеносного штурма захватчикам пришлось переключиться на осаду, которая продлилась два месяца. Одним из главных защитников Козельска становится монах-воин Ратша (Алексей Гуськов), ведущий за собой людей и противостоящий кровожадным захватчикам.
При производстве «Злого города» создатели в первую очередь сосредоточились на исторической достоверности проекта. Подготовительный этап занял у Константина Буслова и его команды целых два года, а сами съемки боевика продолжались более полугода в суровых натурных условиях – в Подмосковье и Тверской области. Ради аутентичности создатели фильма даже построили настоящий Козельск образца 1238 года с 40 полноценными строениями и огромным деревянным мостом через реку Жиздра, монгольский стан Батыя из многочисленных юрт с телегами, камнеметными машинами, стенобитными таранами и прочей бытовой утварью той эпохи. Костюмеры сшили более 1000 костюмов с использованием натуральных тканей, мехов и исторически выверенных элементов. А команда гримеров начинала подготовку к съемкам за 5–6 часов, поскольку количество массовки в определенные дни составляло до 500 человек одновременно.
Оззи Осборн покинул наш бренный мир, но никогда не покинет наших сердец. Он будет жить в памяти благодарных потомков и…
«Буря» в постановке Николая Рощина должна была появиться в Театре имени Пушкина еще в прошлом сезоне, однако волевым решением премьеру…
Алехандро Ходоровски – режиссер со специфическим стилем. Авангардист, сюрреалист, автор комиксов и эзотерик, нареченный «крестным отцом полуночных фильмов». Тех самых…
Дайан Китон умерла в возрасте 79 лет. О смерти актрисы сообщило издание People. Подробности пока не уточняются. Близкие актрисы попросили…
Сегодня могло бы исполниться 40 лет американке Мишель Трахтенберг, которая, увы, так и не стала актрисой первой величины и не…
Актриса и режиссер Дарья Мороз расказала о своих будущих проетках. Среди них – экранизация молодежного славянского фэнтези. В основу ленты…