Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors
Search in posts
Search in pages
Слушать подкаст
|
КиноРепортер > Кино > «Снегирь»: Зумеры и море

«Снегирь»: Зумеры и море

7 июня 2023 /
«Снегирь»: Зумеры и море
Кадр из фильма «Снегирь»

Фильм-катастрофа Бориса Хлебникова о вечном конфликте и связи поколений.

Два курсанта мореходного училища Никита и Максим отправляются в свой первый рейс. Их прикрепляют к команде видавшего виды рыболовецкого траулера «Снегирь», где все держится только на честном матерном слове. Команда тоже под стать – суровые, насквозь просоленные мужики. Один из них, характером чуть помягче остальных, но обладающий непререкаемым авторитетом, берет над ребятами шефство и учит их всему как умеет. Со временем молодежь начинает потихоньку осваиваться, но вскоре выясняется, что все это был штиль – и в прямом, и в переносном смысле.

Новая картина Бориса Хлебникова и Наталии Мещаниновой («Аритмия», «Обычная женщина», «Шторм») во многом напоминает советские производственные драмы и фильмы-катастрофы. Что, в общем, неудивительно, потому что в ее основе – роман советского писателя Георгия Владимова «Три минуты молчания», от которого, правда, в процессе адаптации мало что осталось. Драматическая составляющая в «Снегире» – основная и сосредоточена на конфликте поколений, тогда как катастрофа – элемент важный, но все же второстепенный.

«Снегирь»

Персонажи в фильме яркие, но на самом деле в центре внимания – собирательный образ тесного мужского коллектива, над которым Хлебников с Мещаниновой проводят эксперименты: запускают к ним парочку разнохарактерных зумеров-доходяг, ставят перед угрозой вернуться из рейса ни с чем и так далее. Обстоятельства придумываются все интереснее, моральные дилеммы – все сложнее, ставки постепенно повышаются.

Это привод к вполне ожидаемым результатам, но «Снегирь» способен удивлять. По крайней мере, твист там оглушает, как тяжелой железякой по голове. Кроме того, создатели – не из тех, кто склонен к однозначным безапелляционным суждениям. И даже если рассматривать мораль фильма как назидание в духе «Не ходите дети в Африку гулять» – в данном случае, что нечего неразумным зумерам в море соваться, там люди тяжелой работой заняты, – то это лишь то, что лежит на поверхности.

«Снегирь»

Кстати, имеется у «Снегиря» и познавательная составляющая. Тесный камбуз, где уставшие после смены моряки ругаются, спорят, какой фильм смотреть на DVD, и хлебают борщ под грубоватые взаимные подколки, напоминает старый гараж, в котором отец с дедом и друзьями-собутыльниками со двора чинят полусгнивший драндулет, приобщая к этому делу подрастающее поколение. В пассивно-агрессивной манере (а как еще? никто воспитателем не нанимался!) младшее поколение учат премудростям, связанным с рыбным промыслом: как правильно печень из трески выковыривать, как нож точить и тому подобное. В общем, как вообще жить в этом новом для них мире.

В роли бати, строгого, но справедливого, – Александр Робак с его фирменным взглядом из-под вечно насупленных бровей. Его разговоры с Никитой – одним из салаг, которого играет Макар Хлебников (сын режиссера, уже имеющий за плечами главную роль в сериале «Пингвины моей мамы» все той же Наталии Мещаниновой), – очень важны для фильма, хотя это и не так очевидно на первый взгляд. Именно в них показаны и конфликт поколений, и поданная с нескрываемой симпатией в духе «Курьера» Карена Шахназарова безалаберность юнцов. Все были молодыми, и у всех (ну почти!) были ветер и свобода в голове.

«Снегирь»

Вообще, команда моряков прежде всего вызывает ассоциации с пиратами (причем небезосновательно), но порой и на роту одной из каких-нибудь армейских частей – с дедовщиной и прочими атрибутами, характерными для замкнутого моногендерного социума. Поэтому программа сомнительных развлечений у них весьма обширна и эклектична: пьянство, купание с зубаткой (жутковатый морской монстр), банальный буллинг, спасение и героизм в экстремальных условиях… С одной стороны, не соскучишься. С другой – трудно после всего этого сохранить стабильность психики.

Хлебников и Мещанинова показывают непритязательный быт команды ржавого корыта, на котором даже DVD-плеер смотрится чудом современной техники, не скатываясь в чернуху. Это не привычная нам по отечественному артхаусу «русская хтонь». Авторы работают куда тоньше – они предпочитают вообще не давать оценок и ничего не объяснять, оставляя искать смыслы и делать выводы самим зрителям.

Тут нет ни хороших, ни плохих (даже довольно карикатурный и неприятный вроде бы Юрик в исполнении Тимофея Трибунцева подан с подкупающим человеколюбием), ничего правильного и неправильного. Все такое, какое есть. И потому даже те решения, которые принимают моряки во время шторма, не выглядят пафосно. А что, разве можно было поступить иначе? В этом и есть удача авторов – герои настолько реалистичны и неоднозначны, что вызывают особую эмпатию: они такие же, как миллионы работящих мужиков – со всеми своими грехами, но с широкими сердцем и душой.

«Снегирь»

Кстати, о той части фильма, которая посвящена шторму и борьбе со стихией. Выглядит все настолько зрелищно, что «Снегирь» легко обгоняет любой наш блокбастер из тех, что выходили последние годы. Полчаса адреналина пополам с леденящей жутью, причем и то и другое обеспечивают не столько спецэффекты, сколько именно драматургия.

Соответственно, не будет большим преувеличением назвать «Снегирь» лучшим российским фильмом-катастрофой за долгое время. Кто-то, возможно, заметит, что в этой категории у него в принципе конкурентов немного, не говоря уже о конкурентах достойных. Так или иначе, это точно не главное достоинство картины, важнее ее нравственный посыл. Юный моряк сходит на берег другим человеком, и зритель после показа выходит из зала в каком-то смысле – тоже.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Комментарии  

Комментарии

Загрузка....
Вы все прочитали

Next page

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: