Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors
Search in posts
Search in pages
Слушать подкаст
|
КиноРепортер > Рецензии > Крысы-некроманты, многорукие женщины и виртуальная реальность в канадском альманахе по произведениям русских писателей

Крысы-некроманты, многорукие женщины и виртуальная реальность в канадском альманахе по произведениям русских писателей

20 февраля 2023 /
Крысы-некроманты, многорукие женщины и виртуальная реальность в канадском альманахе по произведениям русских писателей

Чем радует и разочаровывает мультсериал «Антология русского хоррора: Красный состав».

Вот чего нам действительно остро не хватает для полного счастья, так это своей нормальной анимации для взрослых. По всем остальным направлениям у российской киноиндустрии успехи уже имеются. Где-то поскромнее, где-то посерьезнее, но в целом на любой зрительский запрос соответствующий продукт отечественного производства найдется. Ну, почти на любой. 

Тут, конечно, кто-то возразит, что, мол, на одном канале чего-то такое производят, кто-то припомнит flash-мультики из нулевых, а кто-то – признанные узким кругом ценителей шедевры Александра Петрова (не того) и прочий артхаус. Но это исключения, поэтому особенно жаль, что в новом сериале-альманахе с громоздким названием «Антология русского хоррора: Красный состав» не так уж много русского, как хотелось бы. Поскольку в перечне создателей – сплошь канадцы безвестные из студий заграничных, и это местами сильно сказывается.

Дело, разумеется, не в фамилиях. А в том, что речь идет не о русском хорроре, как вроде бы заявлено, а просто о хорроре условно западного образца, изготовленном по западным жанровым шаблонам и лишь для виду присыпанном сверху клюквой. Или, если выражаться помягче, о взгляде на русскую хоррор-традицию со стороны. Притом что все эпизоды являются экранизациями (в той или иной степени вольными) произведений русских писателей. Вернее, произведений четырех великих русских писателей, одного современного русского писателя и одного усатого иноагента. С последнего, пожалуй, и начнем.

Кадр из сериала «Антология русского хоррора: Красный состав»

«Можарово» из всех сегментов выделяется тем, что выполнен он с использованием редкой техники ротоскопирования. Как «Помутнение» Ричарда Линклейтера по Филипу Дику – ближайший, наверное, аналог. Это, грубо говоря, когда сначала вживую актеров снимают, а потом рисуют поверх кадров. Сюжет, в свою очередь, представляет собой интерпретацию шуточной конспирологической теории, согласно которой за пределами Москвы на самом деле буквально ничего нет. Сплошная пустошь, где творится неведомая чертовщина, и кто туда попадает, уже не возвращается. Ну а чего еще ждать от усатого иноагента, да?

Интерпретация, впрочем, сама по себе остроумная. Но к ее экранному воплощению есть вопросы как по части визуального решения (очень уж морды у всех страшные), так и по содержанию. Например, чернокожий рэпер по имени Ганнибал Лектер и его клип на трек «Жизнь в кайф» – явно лишняя отсебятина, к тому же пошлейшая.

Кадр из сериала «Антология русского хоррора: Красный состав»

Еще больше пошлой отсебятины обнаруживается в эпизоде «Лесной царь» по мотивам одноименного стихотворения Василия Жуковского, оно же – перевод баллады Гете. В нем канадский режиссер Любомир Арсов (изрядно пошумевшая анимационная короткометражка IN-SHADOW) переносит действие в безрадостное киберпанковское будущее, где некий мальчик намертво застрял в скучной VR-игре, а отец тщетно пытается его спасти.

Надув щеки, Любомир Арсов щедро наваливает «глубокого символизьма», чтобы раскрыть нам глаза на ПРАВДУ. Что, собственно, он и в своей упомянутой работе делал. А ПРАВДА заключается в том, что общество прогнило, меркантильные все стали, ужас просто, да еще эти новомодные технологии человека от природы отдаляют, оболванивают население, а молодежь в «компуктерах» своих сидит, ну и так далее. Унылый алармистский нудеж, как «Черное зеркало», только еще зануднее. Однозначно худший эпизод «Красного состава».

Кадр из сериала «Антология русского хоррора: Красный состав»

Тогда как однозначно лучший – «Гробовщик» по одноименному рассказу Александра Пушкина из цикла «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». О том, как в гости к гробовщику разом наведались все те, кого ему за свою карьеру довелось обслужить. Покойники, стало быть. В создании этого эпизода применены одновременно две техники: обычной кукольной анимации и анимации перекладной. То есть куклы и элементы декорации бумажные и плоские, но изображение объемное. И все это стилистикой живо напоминает – не скатываясь, однако, в слепое подражание – мультики Тима Бертона. Прелесть, глаз не оторвать.

Ну а оставшиеся три анимационные новеллы – как на подбор кровавые брутальные боевики. Один, по «Крысолову» Александра Грина, сделан с закосом под Фрэнка Миллера: тоже все черно-белое с редкими яркими вкраплениями. Там молодой революционер в пальто встречает симпатичную девушку на улицах Петрограда, погруженного в ад красного террора, и далее они вместе с ее отцом, матерым истребителем вредителей, дают отпор крысам-некромантам.

Кадр из сериала «Антология русского хоррора: Красный состав»

Второй, по произведению современного автора Дмитрия Тихонова, – такой «Безумный Макс» в постапокалиптическом средневековье, с князьями, дружинами и кочевниками-язычниками, а также обвешанными заостренными железяками советскими драндулетами. Что может быть круче, да? За один только момент, когда четырехрукая гороподобная женщина (похожая на Горо из Mortal Kombat) приказывает: «Выпускайте попрыгунчиков!» – и появляются взрывные резиновые мячики, следует тех, кто это придумал, чем-нибудь особо ценным наградить. И вежливо попросить, чтобы и дальше эту чудесную вселенную развивали.

Наконец, никак не могло, разумеется, обойтись без очередной экранизации «Семьи вурдалака» Алексея Константиновича Толстого. Которых и без того пруд пруди – Марио Бавы, Евгения Юфита, Сергея Гинзбурга с Михаилом Пореченковым. А теперь есть самая лаконичная, в которой заблудившийся в Сербии француз лихо и с прибаутками мочит свирепых зверолюдей – и все, ничего лишнего.

Кадр из сериала «Антология русского хоррора: Красный состав»

Итого имеем картину в целом удовлетворительную, но вместе с тем выглядит «Красный состав» как маленький робкий эксперимент, пилотный проект, который может вылиться или переродиться во что-то несравнимо большее. А может не вылиться и не переродиться. Естественно, первый вариант предпочтительнее.

И в идеале, конечно, желательно, чтобы «Антология русского хоррора» была действительно русской. Талантливых художников-аниматоров у нас мало, что ли? Да и на кой нам такое важное, нужное начинание на канадский аутсорс отдавать? Неужели мы собственную жанровую литературу – каковой у нас гораздо больше, чем многие думают – не сумеем под тот же формат приспособить? Стыдно должно быть.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Комментарии  

Комментарии

Загрузка....
Вы все прочитали

Next page

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: