Кино

Детки не в порядке: «Бунтарь без причины» как символ вечного протеста

70 лет назад, в октябре 1955-го Николас Рэй выпустил «Бунтаря без причины» – великую драму о подростковом мятеже против социума, отстраненных родителей и фальшивых идеалов, навязанных со стороны. А также трагичных последствиях этого мятежа. И когда смятенный подросток Джим Старк сменил опрятный пиджачок на ярко-красную куртку с поднятым воротником, 24-летний Джеймс Дин ворвался в репрессивную эру маккартизма, шпиономании и победившего общества потребления как бессмертный символ веры в личную свободу. 

1944 год. Американский психолог Роберт Линднер публикует книгу «Бунтарь без причины: Гипноанализ преступника-психопата». В ее основе – изучение тяжелого случая тинейджера Гарольда, типичной психопатической личности. Тот связался с криминалом в 12, постепенно ранние шалости протоптали кривую дорожку к взрослым грехам, что в совокупности привело Гарольда в места не столь отдаленные. Там его регулярно навещал Линднер, стараясь докопаться до корней девиантного поведения и выяснить, что двигало этим «бунтарем без причины, агитатором без лозунга, революционером без программы». За 46 сеансов психолог немало узнал о подопечном – все как обычно шло из детства, гнезда его затаенных страстей и сложных отношений с отцом-тираном.

1946 год. Студия Warner Bros. вываливает $5 млн за права на экранизацию «Бунтаря» и позже пытается привлечь к ней Марлона Брандо, чье звериное «Стелла-а-а!» в 1951-м раскатилось по всему Голливуду. Но Брандо не проявляет энтузиазма. Попутно автор блестящих нуаров Николас Рэй («Они живут по ночам», «В укромном месте») пишет историю «Слепое бегство» – о несовершеннолетних преступниках из Лос-Анджелеса – и «Ворнеры» считают, что из нее может выйти толк. Заголовок, правда, студию не устраивает. Так почему бы не взять название более громкое, «Бунтарь без причины», и не пришпилить его к проекту Рэя? Задумано – реализовано. И какая разница, что особого сходства между двумя произведениями не наблюдалось.

Николас Рэй и Джеймс Дин. Фото: ТАСС

1955 год. «Бунтарь» не стоит на месте. Рэй назначается режиссером, Леон Юрис занимается сценарием, но в итоге его сменяет Ирвинг Шульман. А в прокат выходит драма Элиа Казана «К востоку от рая» по мотивам романа Джона Стейнбека – про юношу Кэла, раздираемого любовью к отцу и завистью к брату, которому папа отдает предпочтение. Казан тогда был оскароносной звездой. К середине 1950-х он трижды поработал с Брандо («Трамвай «Желание», «Вива, Сапата!», «В порту»), снял Грегори Пека в «Джентльменском соглашении», Кэтрин Хепберн и Спенсера Трэйси – в «Море травы».

На съемках «К востоку от рая» он имел полный карт-бланш со стороны Джека Уорнера – неограниченный бюджет, право финального монтажа и утверждения каста. Последнее было особенно важным. Элиа, как раз подыскивавший артистов, приметил в театральной постановке «Имморалист» по роману Андре Жида паренька по имени Джеймс Дин, которого помнил по своей Актерской студии. Они пообщались, Джеймс прокатил Казана на мотоцикле и отправился на рандеву со Стейнбеком. Когда Дин ушел, Стейнбек позвонил Казану и доложил: «Это Кэл».

Джеймс Дин, каноничный образчик подающего надежды провинциала (родился в городке Мэрион, штат Индиана), в детстве потерял мать и не был обласкан отцовской любовью. Дин-старший оставил его на попечение тетушки с дядюшкой, которых Дин-младший вскоре стал называть мамой и папой, и после Второй мировой осел в Лос-Анджелесе. Джеймс рос в Индиане, а на закате 1940-х и сам перебрался в Калифорнию, чтобы воссоединиться с отцом и познакомиться с его новой избранницей. Папа мечтал видеть сына юристом или на худой конец баскетбольным тренером. Но тот начал выступать в театре и во время учебы в Калифорнийском университете даже получил роль Малкольма в постановке по «Макбету». В конце концов, правда, ни с отцом, ни с учебой не срослось. Джеймс хотел играть. И, подобно многим падаванам, грезил Актерской студией, которая дала бы ему необходимые навыки. Если бы, конечно, его туда приняли.

Фото: Mary Evans/ТАСС

Приняли. Дин обосновался в Нью-Йорке, где перебивался случайными заработками (например, мыл посуду в баре), снимался в телесериалах и завязывал новые знакомства. Приятели называли его «одиночкой в толпе», свидетельствовали, что он редко смеялся или хотя бы выдавливал из себя улыбку. Зато в 21 год он стал одним из самых молодых воспитанников Студии, легендарного театрального училища, занятия в котором, по словам Дина, были «лучшим, что могло случиться с артистом». Несмотря на то, что периодически он спорил с Ли Страсбергом из-за трактовки знаменитого Метода. Страсберг требовал хранить верность характеру в целом, а Дин слишком часто, по его мнению, концентрировался на мелочах, импульсивных порывах, чью суть и сам не мог порой объяснить.

На заре 1950-х Джемс продолжал играть в театре, участвуя и в постановках Студии, а однажды исполнил роль Боба Форда (убийцы Джесси Джеймса) в эпизоде сериала «Вы – там», который режиссировал Сидни Люмет. Расширив послужной список в титрах и выдав мощный перформанс в упомянутом «Имморталисте», он лишний раз подтвердил собственную теорию об актерской спонтанности: та отвергала заученное исполнение одной и той же сцены в разных дублях и превозносила торжество непредсказуемых мгновений.

Эти принципы, а также напряженные отношения с отцом, которого Дин привел на встречу с Казаном, особо, впрочем, его не впечатлив, помогли ему с фантастической убедительностью дебютировать в образе Кэла – на роль его брата Адама претендовал Пол Ньюман, но проиграл конкуренцию Ричарду Давалосу. Рэймонд Мэсси в роли отца возмущался тем, что Дин не мог (не желал) произнести положенные строчки одинаково хотя бы дважды подряд. Казан же поощрял эти эксперименты и даже притащил на площадку Брандо, чтобы тот познакомился с Джеймсом. 

«К востоку от рая» (1955)

Джули Харрис, чья героиня образовала с братьями любовный треугольник, вспоминала, что Дина отличало сочетание сексуальной привлекательности и невинности, примерно как Мэрилин Монро. Однако Warner Bros., подписавшая с Джеймсом контракт, не спешила предлагать ему новую роль до релиза «К востоку от рая». Пока шел постпродакшен, он вернулся на ТВ, в том числе подарил первый экранный поцелуй Натали Вуд в одном из эпизодов сериала «Театр «Дженерал Электрик». А в марте 1955-го фильм Казана добрался до проката, и только ленивый не сравнивал Дина с Брандо и Монтгомери Клифтом, во весь голос трубя о появлении новой звезды с потенциально долгой и успешной карьерой. На премьеру в Нью-Йорке пожаловали Уорнер, Казан, Стейнбек, Монро, Марлен Дитрих. Но не Джеймс Дин, заблаговременно слинявший в Лос-Анджелес. Он, дескать, и так знал, что выступил здорово. А чужие комплименты его бы только смутили.

Впоследствии «К востоку от рая» выиграет приз в Каннах, завоюет «Золотой глобус» за лучший драматический фильм, принесет Джо Ван Флит (в образе матери) «Оскара» за женскую роль второго плана, а Дину – дебютную номинацию за мужскую роль. Следующую номинацию он получит в 1957-м, за грандиозный вестерн «Гигант» по бестселлеру Эдны Фербер, к съемкам которого он был готов приступить сразу после «Рая». Но график съехал из-за накладок в расписании Элизабет Тейлор, поэтому Warner Bros. решили заполнить образовавшуюся брешь «Бунтарем без причины». Не в последнюю очередь благодаря тому, что драма «Школьные джунгли», тоже про трудных подростков, стала хитом среди молодежи, подтвердив спрос на подобную продукцию (и заодно встряхнув публику рок-н-ролльным шлягером Rock Around the Clock).

Герой «Бунтаря» по имени Джим Старк – юноша из хорошей семьи, воспитанный состоятельными родителями. Но когда семья переезжает в Лос-Анджелес, начинаются проблемы. Джим напивается и попадает под арест, влюбляется в девушку Джуди, якшающуюся с плохой компанией, и сталкивается с ее главарем, он же – бойфренд Джуди. Параллельно симпатией к Джиму проникается славный, но неуравновешенный мальчишка по прозвищу Платон, для которого Старк становится подобием отцовской фигуры. Все подростки здесь взвинчены, рассержены, не способны найти с родителями общий язык. Прямо как Кэл из «К востоку от рая». Неудивительно, что та роль Дина убедила Ника Рэя предложить ему партию Старка. Пусть и пришлось для этого нанять нового сценариста, ибо версия Шульмана не устроила Джеймса (финальный драфт готовил Стюарт Штерн).

Джуди заделалась его знакомая Натали Вуд, с которой Рэй крутил интрижку, а в Платона перевоплотился 15-летний Сэл Минео, имевший за плечами пару картин и столько же бродвейских постановок. В конце марта 1955-го стартовали съемки, причем на протяжении первых четырех дней оператор Эрнест Хэллер («Оскар» за «Унесенных ветром») использовал черно-белую пленку: «Бунтарь без причины» затевался как фильм категории B. Но к тому моменту «К востоку от рая» начал недурно собирать, и студия согласилась повысить новый проект до категории А, расщедрившись на цвет. Казалось бы, просто логичное производственное решение. Но никто не догадывался, насколько дальновидным оно окажется, подарив и фильму, и Дину, и в принципе кинематографу XX века один из самых узнаваемых символов. Дело в том, что Джеймс должен был носить черную кожанку. А теперь он сменил ее на… красную нейлоновую куртку.

Не успели съемки начаться, как тут же всплыли слухи о том, что Вуд без ума от Дина. По сюжету, кавалер Джуди, вожак тинейджерской шайки, погибает в результате роковой случайности, не сумев выскочить из машины во время «куриных бегов». Популярной разновидности народных забав, когда два автомобиля неслись друг на друга (или к обрыву, как в «Бунтаре»), и трусом признавался тот водитель, кто выпрыгнет первым. То есть, выходит, Джим Старк. Ну, зато он был живым трусом – к его представлениям об отваге и малодушии мы еще вернемся. А пока уточним, что какой бы нежностью Джуди ни одаривала Джима, своего нового парня, нет подтверждений тому, что между Дином и Вуд действительно вспыхнул роман. Минео говорил, что артистка якобы тридцать раз посмотрела «К востоку от рая», но в киношной среде сплетнями земля полнится.

В то же время в одном фанатском журнальчике вышла статья некой Лори Нельсон с красноречивым заголовком The Dean I’ve Dated. Дама называла себя подружкой восходящей звезды, и многие предполагали, что материал был заказухой Warner Bros., направленной на очищение кармы нового студийного актива. Джеймс в статье описывался как вежливый и робкий молчун, что приятно удивило Лори, привыкшую к прямо противоположному поведению голливудских ловеласов. «Все было честно, по-настоящему», – так охарактеризовала она их свидание, хотя в жизни реального Джеймса Дина хватало противоречивых и не всегда приличных эпизодов. Но мы не станем ворошить его грязное белье, а просто добавим, что статья Нельсон помогла сформировать определенный имидж Дина, охотно подхваченный публикой: соблазнительного, но не нахального, крутого, но искреннего. Именно такого, каким Джим Старк выглядел в «Бунтаре без причины».

На площадке Рэй поддерживал Дина так же, как и Казан, и с первых же сцен можно понять, что имел в виду Джеймс, говоря о спонтанных моментах актерского вдохновения. Старк появляется на экране в дупель пьяным, падая на асфальт и таращась на игрушечную обезьянку. То, как он возится с ней и засыпает рядом, – импровизация Джеймса. Далее, в участке, он примется вопить дурным голосом, изображая полицейскую сирену, а памятный эпизод возвращения к родителям после «куриных бегов» Дин разыграл дома у Рэя – позже интерьер его гостиной будет скопирован в декорации. Невозможно предсказать, какой поступок он совершит в следующий миг. Какую гримасу скорчит. Какие эмоции возьмут над ним верх. Это был уникальный сплав врожденного таланта, профессионализма, закаленного в Актерской студии, и общей органики человека, считавшего игру не воспроизведением чужого текста, а собственными поисками в нем новых смыслов.

Съемки «Бунтаря» завершились в конце мая 1955-го. Джим на радостях вписался в автогонки, которые обожал, и шел четвертым, когда из-за поломки был вынужден сойти с трассы. После чего, толком не отдохнув, отправился на пробы грима и примерку костюмов к «Гиганту», где совсем скоро столкнется с куда менее одобрительным отношением со стороны режиссера Джорджа Стивенса, чем вышло с Элиа Казаном и Николасом Рэем. Попутно «Бунтарь без причины» обретал очертания на препродакшене, и по Голливуду крутились слушки о том, что Дин в этом фильме феноменален. На горизонте маячил обновленный контракт с Warner Bros., суливший еще как минимум 9 картин и ощутимое повышение гонорара. При этом за Джеймсом сохранялось право играть в театре и сниматься в телесериалах. Он превращался в кинозвезду и уже тогда мечтал самостоятельно режиссировать собственные проекты, включая, например, любимого «Маленького принца». Ему было всего 24.

С подачи фортуны Джеймсу привалило деньжат, которые он спустил на новенький автомобиль Porsche Spyder. Дин дал ему прозвище «Маленький ублюдок» и принялся колесить по Лос-Анджелесу и окрестностям, проведав, помимо прочего, тетушку и дядюшку, которые приехали повидать его нерадивого батю. Еще он планировал махнуть на очередные гонки в Салинасе – там, кстати, родился Джон Стейнбек. В роковой день 30 сентября 1955 года Дин с механиком Рольфом погнали туда на «Ублюдке», причем в какой-то момент их тормознули и оштрафовали за превышение скорости. Это был тревожный звоночек. А колокол прогремел в ласковый вечерний час, когда «Ублюдок» лоб-в-лоб столкнулся с «фордом», принадлежавшим молодому студенту. Свидетели аварии тут же вызвали скорую, и та оперативно примчалась, но травмы Дина – рулевое колесо врезалось в грудь, шея была сломана – оказались смертельны.

Джимми не стало.

Фото: Mary Evans/ТАСС

В октябре его тело предали земле в родных краях. На похороны собралось три тысячи человек, все – из штата Индиана, а преподобный Джеймс ДеВирд, выступивший с речью, назвал Джеймса «не проблемным юношей, а юношей с проблемами». Точно таким оказался и герой «Бунтаря без причины», благодаря которому (а также «Гиганту») культ Дина начал стремительно разрастаться именно после его гибели.

Как бы он ни был красив и талантлив, какие бы манящие перспективы перед ним ни распахивались, но при жизни он объективно не успел стать по-настоящему знаменитым. Дин дважды заглядывал на Бродвей, засветился в паре десятков сериалов, в основном далеко не на ведущих ролях, и снялся в трех фильмах, лишь один из которых к сентябрю 1955-го вышел на экраны. Не самый вроде бы солидный багаж. Тем не менее, Дин стал не менее ярким олицетворением заокеанской поп-культуры, чем Мэрилин Монро, Элвис или Хамфри Богарт: его актерский стиль вдохновил безумное количество артистов, а его гибель превратилась в миф, городскую легенду.

В том же месяце, когда Дина похоронили в закрытом гробу, спрятав от публики полученные им повреждения, его лицо во всем неугасающем блеске вернулось на большие экраны на предпоказах «Бунтаря без причины». Которые прошли с оглушительным успехом и всколыхнули волну восторженных отзывов (хотя нашлись и те, кто презрительно обвинил Джеймса в подражании Марлону Брандо). Студия уже давно назначила старт проката на 1 ноября и менять эту дату не собиралась. Постеры продавали фильм как «вызывающую драму о современном юношеском насилии», подчеркивая статус Дина как «сенсации из «К востоку от рая». Некоторые украшала лаконичная, но исчерпывающая подводка: «Он был новичком на районе, красотка встречалась с главарем шайки, и этот главарь назвал его трусом в лицо… Так началась война подростков!». Интригует? Интригует. Но постеры, конечно, лукавили.

Главное здесь – не то, что подростки ведут какие-то уличные сражения за респект братвы и любовь прелестниц. А факт тотальной неустроенности американской молодежи 1950-х, факт парадоксальный и глубоко драматичный, учитывая, что ее взросление пришлось на благонадежные послевоенные годы. Эти тинейджеры рождались на закате Великой Депрессии, незадолго до Второй мировой, и когда катаклизмы более-менее устаканились, родители принялись пропитывать их незрелые умы идеями о том, как должен выглядеть средний класс в мирное время. Зеленые газончики с белыми заборчиками, гриль на заднем дворе, легкие сериалы по телевизору – вспомните репрезентацию этого в «Синем бархате» Дэвида Линча (кстати, в «Бунтаре» дебютировал Деннис Хоппер) – формировали идеалистические представления о стандартной жизни стандартной семьи, сводя пресловутую «американскую мечту» к накоплению материальных благ. Редкие поколения были так обеспечены, как молодежь 1950-х.

У того же Старка есть приличная одежда, автомобиль, дом, достаток, и старшие недоумевают, чего ж еще он может желать. Но изнанкой процветания была тень ядерной эры – школьников прямо с уроков уводили на учения по эвакуации, периодически в небе надрывалась сирена воздушной тревоги, и то самое сытое поколение оказалось первым, росшим с туманными, но мало-помалу крепнувшими мыслями о том, что конец света возможен. И он, вероятно, ближе, чем многим кажется. Подростки наблюдали за расточительностью и наигранной беззаботностью предков и не понимали, почему тех все устраивает, а предки не понимали, почему их драгоценные чада растут такими нервными и подозрительными. Но временами чада все-таки обретали удовлетворение – в фильмах, которые снимались не только про них, но и для них. «Дикарь», «Школьные джунгли» и «Бунтарь без причины» стояли во главе списка.

«Дикарь» (1953)

Киноиндустрия реагировала на эти запросы, поскольку была обязана противопоставить свой контент растущей конкуренции со стороны телевидения, которое приковывало обывателей к диванам и, словно под гипнозом, заставляло любоваться открыточными мелодрамами. Когда-то эдакими рок-звездами экрана были гангстеры, а теперь этот титул отошел мятежным тинейджерам, первым из которых стал хулиган Джонни Стрэблер (Брандо) из «Дикаря», закованный в кожу байкер, напрягающий нормисов и пленяющий красоток. Фильм обвиняли в романтизации насилия и криминала, однако фраза Джонни «никто не указывает мне, что делать» превратилась в кредо многих недовольных юнцов. Это сейчас образ наглеца в косухе выглядит клишированным. А в 1950-х он был дерзким, пугающим.

При этом такие же парни в косухах, с которыми сталкивается Старк в «Бунтаре без причины», пугают гораздо меньше, чем равнодушие, что он встречает в собственной семье. Задир можно усмирить силой. А как быть с рохлей-отцом, кормящим тебя дежурными отговорками а-ля «вырастешь – поймешь», но не способным научить быть мужчиной? Именно этого жаждет Старк: его называют слабаком, пижоном, комиком, и он горит желанием доказать обратное. Как реагирует папа? Предлагает «купить ему все, что он захочет» (вот оно, проклятое общество потребления), а потом молчит в тряпочку, когда Джим запутывается и требует разъяснений. Он поучаствовал в преступлении, «куриных бегах», но ему запрещают проявить честность и доложить об этом, хотя еще недавно учили, что врать нехорошо. Одно с другим категорически не сочетается, взрываясь обжигающим кризисом идентичности: Старк в сердцах пытается задушить отца, ибо тот за него не заступился.

Аналогичный кризис настигает и Джуди, независимую, а потому опасную, не готовую сводить свое будущее к роли матери-домохозяйки. Отец дает ей пощечину, хотя она просто хочет к нему приласкаться, и она сбегает со словами «это не мой дом», а вдогонку ей летит материнское: «Это возраст». На тот момент, кстати, Натали Вуд была всего на год старше Сэла Минео, но у 24-летнего Дина/Старка и его более юных товарищей одинаковые тревоги. При живых родителях Джуди и Джим кажутся сиротами, поэтому Платон, чей отец умер, а мать уехала на Гавайи, и чувствует такую связь со столь же отверженными одиночками, тянущимися друг к другу (все они впервые встречаются в полицейском участке). И наконец Джуди формулирует рецепт мужественности, о котором мечтал Джим: «Быть сильным – значит быть другом такому, как Платон».

Старк не находит авторитета в отце, но воплощает его в глазах Платона, хотя случай того уже слишком запущен, чтобы бедолагу в носках разного цвета можно было спасти. Именно он здесь – настоящий бунтарь без причины, растерянный ребенок со щенячьим взглядом, не имеющий ни малейшего понятия о родительской любви и мужской сути. И те, кто увидели (и не захотели принять) в родителях Джима с Джуди себя, не придумали ничего оригинальнее, кроме обвинений Warner Bros. в распространении вредных идей, прославляющих подростковую преступность якобы ради хайпа и барышей. В Испании и Новой Зеландии «Бунтарь без причины» без запрещен к показу, а сцены ножевой дуэли, изначально беспокоившие цензоров, вырезали из британской версии, впаяв фильму взрослый рейтинг X (на тот момент он не допускал к просмотру лиц младше 16 лет).

Но публику это, разумеется, не смущало. За первую неделю «Бунтарь» заработал на четверть больше, чем «К востоку от рая», а $7,1 млн сборов сделали его одним из успешнейших релизов года для «Ворнеров». Хотя истинное его значение выражалось не в деньгах. А в том, что зрители впервые получили лирического героя, который не излучал несгибаемую крутость на уровне Гэри Купера и Джона Уэйна.

Джим Старк не боялся выглядеть ранимым и уязвимым, он во многом сомневался, но при этом вступался за свою честь, как неукротимый романтик, и оплакивал юного друга, хоть и знал того меньше суток. А скорбь Старка по утраченной невинности, воплощением которой был Платон, сливалась со скорбью по самому Джеймсу Дину, не желавшему быть просто толковым актером. «Я не хочу даже быть лучшим. Я хочу расти и расти, достичь той высоты, где никто не смог бы меня достать», – заявлял он, а подлинным величием называл преодоление грани меж жизнью и небытием:

«Рассуждая об успехе, обычно говорят о покорении какой-либо вершины. Но вершин не существует. Тебе нужно продолжать идти и никогда не останавливаться. Для меня единственным мерилом успеха, показателем величия человека является бессмертие. Если твоя работа оставляет отпечаток в истории, и ты даешь миру что-то, живущее в веках, – это бессмертие».

Бессмертие Джеймса Дина кроется в вечном напоминании о том, что подростки во все времена были, есть и останутся неприкаянными, отчаянно ищущими место в мире, которым управляют взрослые. Старк стал олицетворением поколения 1950-х, а поскольку каждое поколение, как известно, по-своему потеряно, его искренняя эмоциональность и эмоциональная искренность стерли барьеры между эпохами и сохранили кровоточащий надрыв в XXI столетии, доказывая, как писал классик, что «бывает в жизни все, бывает даже смерть, но надо жить и надо сметь».

Все персонажи Дина упорно не вписывались в общество, окружавшее их и отталкивавшее, и пытались понять, почему это происходит. А заодно – можно ли это исправить. Джим Старк не давал конкретных ответов. Но давал надежду. В том числе – на то, что даже трусоватый, растерявший харизму отец способен стать тем, чья рука вытащит тебя из бездны. И так уж вышло, что именно этот жалкий человек завершает рассказ о бунтаре без причины идеальным – предельно лаконичным – напутствием сыну, которое каждому хотелось бы услышать в критический миг. «Вставай. И я встану вместе с тобой».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

VII Зимний международный фестиваль искусств стартует 11 января

С 11 января по 13 февраля 2026 года в Москве состоится VII Зимний международный фестиваль искусств под руководством народного артиста…

8 часов назад

«Легенды наших предков» победили на фестивале детского кино в Италии

Семейное фэнтези Ивана Соснина «Легенды наших предков» завоевало награду на итальянском смотре vvfilmf – одном из крупных европейских фестивалей, который…

12 часов назад

Самые известные снеговики в кино

Снеговик кажется самым безобидным персонажем зимы. Его лепят дети, он тает первым и обычно ни во что не вмешивается. Но…

13 часов назад

Никита Михалков переизбран на должность председателя Союза кинематографистов РФ

Никита Михалков снова переизбран на должность председателя Союза кинематографистов РФ. Этот пост он занимает с 1998 года. Соответствующее решение было…

16 часов назад

Зимние спектакли, которые стоит посмотреть в театре с детьми

Новый год – время волшебства. А где еще можно найти настоящие чудеса, как не в театре? В этой подборке рассказываем…

19 часов назад

Андрей Кретов: «Сериал «СВОИ» – это честное кино»

В ноябре в российских онлайн-кинотеатрах стартовал показ основанного на реальных событиях сериала «СВОИ». Его создатели говорят, что это первый художественный…

1 день назад