Собрали несколько примеров: от редких удач до громких провалов и откровенных фейков.
Онлайн стартовали сразу два реалити-шоу по мотивам известных фильмов и сериала. На Netflix вышел пилотный выпуск шоу «Игра в кальмара: Испытание», где 456 участников соревнуются за самый большой денежный приз в истории – $4,56 млн. А руководство Prime Video вплотную занялось бондианой, благо права на франшизу входили в обширную библиотеку MGM, которая досталась Amazon в результате недавней сделки.
Своеобразными ответвлениями обрастают и российские проекты: на будущий год, например, запланирована премьера реалити по мотивам эротического сериала «Клиника счастья», в котором Дарья Мороз помогала своим пациентам наладить личную жизнь. «КиноРепортер» собрал еще несколько подобных проектов из разных стран и решил разобраться, для чего их вообще запускают. А самое главное – кто остается в выигрыше: зрители, участники или продюсеры?
«Голодные игры»
Название реалити: Game2: Winter
Страна: Россия
Задумка: В 2017 году антиутопической серией «Голодные игры» неожиданно вдохновился сибирский программист Евгений Пятковский, на счету которого было как минимум две заметные инициативы, – он создал приложение «Антиколлектор» и открыл «Детский сад для взрослых» (никто из репортеров на место не доехал, поэтому остается верить всем причастным на слово). Именно он объявил о запуске экстремального реалити, участникам которого предстояло выживать в тайге.
Производство: Съемки должны были стартовать 1 июля и проходить на 900 гектарах сибирской тайги. Максимальное количество участников – 30 человек, призовой фонд – 100 млн рублей. Участникам предлагалось взять с собой до 100 килограммов инвентаря и провианта, чтобы выжить в суровых условиях. Вопросы вызывали два параметра: 2 тысячи камер, якобы расставленных по лесам и топям, а также продолжительность испытаний – экстремалы должны были перезимовать на дикой местности.
Результат: В день старта реалити Пятковский признался, что придуманная им программа – фейк, добавив, что подобным образом провел «маркетинговое исследование» и «социальный эксперимент». И конечно, хайпанул: столичные и региональные журналисты привлекли внимание 2 млн человек к созданному им сайту. Кроме того, программист любезно сообщил газете The Guardian, что сразу 5 зарубежных компаний захотели выкупить права на трансляцию (правда это или нет, остается только гадать).
Любопытно и то, что заявки на участие действительно оставили несколько десятков человек, готовых побороться за внушительный приз и подписать отказ от любых претензий к организаторам. В число потенциальных кандидатов попал и житель Воронежа, который в одиночку прожил несколько месяцев на озере, расположенном на востоке Якутии. Так что шансы на реализацию, пусть и минимальные, у проекта все-таки были.
«Игра престолов»
Название реалити: «Битва престолов» (2020)
Страна: Россия
Задумка: Участники реалити-шоу делятся на две команды и живут под прицелом камер в реальных средневековых замках. В каждом из королевств выбираются король и королева, которые зарабатывают миллион рублей в месяц и устанавливают собственную иерархию на подвластной им территории. Дальше в дело включаются коварные интриги и алчность.
Производство: Российскую версию «Игры престолов» решил снять создатель «Окон» и «Дома 2» Валерий Комиссаров. О существовании проекта СМИ узнали накануне премьеры, когда им пришли приглашения на съемочную площадку (к слову, весьма скудно обставленную). Впрочем, ставку шоумен делал не на богатые интерьеры, а на хайп: в качестве ведущих он позвал Настасью Самбурскую и Инстасамку, а еще пообещал «воскресить» Людмилу Гурченко – с чем и попал в новостные заголовки. Впечатляло и количество желающих попасть на ТВ: заявки на участие подали более 10 тысяч человек.
Результат: Программа просуществовала целый сезон, а это, на секундочку, 38 выпусков. После создатели ушли на карантин, во внешнем мире как раз началась пандемия. Если говорить о впечатлениях: хотели как лучше, а получился «Дом 2». В медиапространстве «Битва престолов» особого эффекта тоже не произвела, но поклонники у одиозного шоу все-таки нашлись. Так, в одной из разрешенных соцсетей количество просмотров у каждой серии варьируется от 100 до 120 тыс. Оценить общее число фанатов проблемно: сервис, на котором реалити транслировалось, прекратил свое существование на территории РФ.
«Простая история»
Название реалити: «Большие гонки на газонокосилках» (2020)
Страна: США
Задумка: Создатели этого шоу вдохновились основанным на реальных событиях фильмом Дэвида Линча «Простая история», главный герой которого проезжает на газонокосилке 300 миль по Америке, чтобы загладить свою вину перед больным братом. За эту роль Ричард Фарнсуорт даже номинировался на «Оскара», однако победу уступил Кевину Спейси, блеснувшему в «Красоте по-американски».
Производство: В «Больших гонках на газонокосилках» участвовало шесть команд, которым предстояло проехать 3000 миль от Лос-Анджелеса до Тампы, штат Флорида. Первоначально финальным пунктом путешествия должен был стать Нью-Йорк, но вмешалась пандемия. Призовой фонд не определили, однако победитель мог рассчитывать на сумму до $100 тыс. Короткие серии (по 22 минуты) транслировались на бесплатной потоковой платформе Menace Vision. Выходили они через день, так что авторам пришлось пойти на беспрецедентный шаг – они объявили результаты гонки до того, как победу показали на видео.
Результат: Соревнования осложнялась тремя факторами. Во-первых, участники самостоятельно продумывали альтернативные маршруты – передвигаться они могли только на газонокосилках, а значит, преимущество отдавалось полям и проселочным дорогам. Во-вторых, у них не было денег на бензин, еду и инструменты (несколько раз средства передвижения выходили из строя, с вопросами о недостаточной комплектации приставала полиция). Так что приходилось рассчитывать на помощь добрых людей.
В-третьих, это был заезд на скорость. Организаторы раздавали комментарии в стиле «нашу истинную аудиторию не волновала гонка, она была сосредоточена на том, через что прошли эти люди», а конкурсанты стали местными звездами. Однако большой популярности шоу не сыскало: за приключениями соотечественников следили всего несколько тысяч человек.
«Супер Майк»
Название реалити: «В поисках Супер Майка» (2021)
Страна: США
Задумка: Реалити по мотивам популярной трилогии «Супер Майк» про нашедшего себя и свою страсть стриптизера заказал сервис HBO Max. Синопсис обещал «серию соревнований, где участники обнажат свои души и многое другое, научатся избавляться от эмоционального багажа и вновь обретут моджо». Двум финалистам также гарантировали возможность выступить на сцене в Лас-Вегасе, а главному победителю – еще и приз в размере $100 тыс.
Производство: Поиск участников велся по всей Америке – конкурс прошли 50 человек, затем их количество сократилось до 10. За разработку проекта отвечали продюсеры франшизы (в их числе Ченнинг Татум и Стивен Содерберг), а в качестве ментора подвизался Адам Родригес, сыгравший в фильмах Тито. Также в проект перекочевали хореографы Элисон Фолк и Люк Бродлик – именно они обучали непрофессиональных танцоров хореографическим приемам с их обязательной демонстрацией в конце каждого эпизода. Всего насчитывалось семь серий по 45 минут.
Результат: Событием сезона шоу не стало, зато подарило многим зрителям возможность скрасить вечер, тем более что вышло оно прямо под Рождество. В числе плюсов назывались честность и открытость участников, их умение по-новому взглянуть на собственную уязвимость, а также юмор и соревновательный элемент: даже те, кто относился к проекту со скепсисом, эмоционально подключались к происходящему на экране. Фанаты серии тоже отнеслись к шоу благосклонно, так что перед нами редкий случай тихой удачи.
Бондиана
Название реалити: «007: Дорога к миллиону» (2023)
Страна: Великобритания
Задумка: Возможность примерить смокинг секретного агента получили 9 пар обычных людей. Кроме того, участникам предстояли физические и интеллектуальные испытания, включая падения с высоты, предотвращение настоящих взрывов и решение сложных головоломок в разных точках мира. Приз внушительный – £1 млн.
Производство: В создании шоу «007: Дорога к миллиону» приняли участие продюсеры франшизы о Джеймсе Бонде Барбара Брокколи и Майкл Дж. Уилсон. Главной звездой в кадре стал Брайан Кокс – он со злодейским шармом исполнил роль Оператора, который выдает задания участникам и следит за тем, чтобы правила неукоснительно соблюдались. Продолжительность реалити – 8 серий, все вышли в один день.
Результат: Ждать от простых людей сверхспособностей глупо, но решимость участников и мастерство оператора свое дело сделали: шоу получилось как минимум кинематографичным. Не в последнюю очередь благодаря отсылкам к шпионской вселенной и регулярной смене локаций: в первой же серии участников забрасывает на Шотландское нагорье и в Италию, а взрывной финал разворачивается в Альпах.
Однако попытка Amazon монетизировать свой каталог фильмов в перезагрузочном хиатусе пока выглядит не очень убедительной: критики разносят шоу в пух и прах, упрекая создателей в отсутствии вкуса, а количество просмотров далеко от рекордных показателей. Так, по данным стриминга, «Дорога к миллиону» заняла первое место в рейтинге Prime Video в 27 странах, но в Великобритании она даже не попала в список 50 самых просматриваемых шоу.
«Монастырь»
Название: «Грешницы на перевоспитании» (2023)
Страна: Россия
Задумка: Это, конечно, не прямое заимствование, но параллель со скандально известным сериалом, в котором Анастасия Ивлеева сыграла попавшую в монастырь оторву, очевидна. Под прицелом камер – 8 участниц, привыкших жить на содержании богатых мужчин, которых на целый месяц запирают в монастыре без связи с внешним миром. Главное правило – соблюдать строгий устав наравне с монахинями.
Производство: Генеральный директор канала «Ю» отметила, что над созданием проекта работали несколько лет, а одной из целей реалити была помощь отчаявшимся девушкам – им хотели показать, что многого в жизни можно добиться и своими силами. Однако против благих намерений сыграли скандальные разоблачения: оказалось, что съемки велись в отеле в Сербии, а не в настоящей обители. Кроме того, одна из участниц пожаловалась на жестокое обращение.
Результат: Программа просуществовала в эфире всего 2 месяца: в сентябре вышел первый выпуск, а в конце октября все серии были удалены с сайта канала. Скандальный флер, впрочем, никуда не делся: против создателей ополчились в РПЦ, а вишенкой на торте стало решение режиссера реалити связать себя узами брака с одной из участниц (реальной церемонии так и не последовало). В общем, жизнь в очередной раз оказалась куда интереснее экранной картинки, пусть и стилизованной под реальность.
«Игра в кальмара»
Название реалити: «Игра в кальмара. Испытание» (2023)
Страна: США
Задумка: Бешеный успех сериала «Игра в кальмара» не мог не повлиять на индустрию. В том числе самым неожиданным образом: еще до выхода второго сезона свет увидело реалити-шоу по мотивам корейского хита. Сохранились почти все атрибуты оригинала – 456 участников, огромный приз и детские забавы в качестве соревнований. Даже стилистика та же. Разве что людей не убивают взаправду. Хотя… кто знает! Вышла только половина (всего обещано 10 серий).
Производство: Съемки шоу сопровождались скандалами: в начале этого года журналисты сообщили о том, что несколько участников пострадали во время проведения испытания при минусовой температуре. Netflix пришлось опровергать эту информацию и рассказывать о мерах безопасности на площадке. Затем появилась аргументированная критика: если сериал обличал ужасы капитализма, сущим безумием было запускать реалити по его мотивам, да еще монетизировать этот процесс. Вмешаться пришлось уже режиссеру, который посоветовал не так серьезно относиться к происходящему. «Такая репродукция привнесет в отрасль новые смыслы и станет отличным направлением развития для индустрии», – уверил Хван Дон-хек.
Результат: «Игра в кальмара. Испытание» – самый свежий пример реалити по нашумевшему проекту. Впрочем, критики (им удалось увидеть почти весь сезон) концентрируются не на масштабах и проработке испытаний, а на абсурдной атмосфере. Ведь ради огромного выигрыша в финале ($4,56 млн) конкурсанты готовы подстраиваться и под детские забавы, и под возвышенный саундтрек, и под слоу-мо эффекты. Одни такой подход хвалят. Другие ругают Netflix за цинизм и эксплуататорские наклонности. Посмотрим на происходящее ближе к концу, когда ставки возрастут, количество игроков сократится, а их характеры раскроются под сумасшедшим давлением. Тем более что создатели грамотно разводят сюжетные линии – болеть за любимчика будет несложно.
Комментарии