О мастерстве режиссера – через разнообразие жанров.
Сегодня, 26 сентября, Юрию Морозу исполняется 65 лет. С фамилией режиссера теперь ассоциируются «Содержанки», и мало кто вспомнит, что начинал он с экранизации Кира Булычева. Конечно, на его счету огромное количество продюсерских проектов, но сегодня мы расскажем именно о режиссерских работах Юрия.
«Подземелье ведьм» (1990)
«Подземелье ведьм» – первый фильм режиссера – является экранизацией одноименного романа Кира Булычева и выглядит ну очень любопытно. Тут вам и молодой Сергей Жигунов, и лазерные пистолеты, и мечи, и динозавры, и роботы, и инопланетяне – словом, все, что можно и нельзя, и оттого эта дикая смесь выглядит еще привлекательнее. Кроме того, главную роль в фильме исполнила его жена Марина Левтова, от которой еще в 1983 году у Юрия родилась дочь Дарья.
Позже Мороз снова возвращался к фантастике, но его фильм «Форт Росс: В поисках приключений» (2014) не снискал любви зрителей, равно как и критиков.
«Черный квадрат» (1992)
Сам по себе «Черный квадрат» не особо примечателен – он просто один из серии фильмов про следователя по фамилии Турецкий. Но именно он стал первым криминальным детективом в карьере режиссера, а также первой экранизацией книг Фридриха Незнанского об Александре Турецком (дальше только «Марш Турецкого»). Кроме того, в фильме появилась Елена Яковлева, сыгравшая впоследствии главную роль в сериале Юрия Мороза «Каменская» (1999-2003).
Полнометражных проектов, к слову, у Мороза практически и не было: «Точка» (2005) – третий и на данный момент последний полный метр Юрия.
«Каменская» (1999-2003)
А вот и сама «Каменская»! Удивительно, но после второго полнометражного фильма Юрия Мороза прошло аж 7 лет, прежде чем он выпустил свой новый проект. Им стал сериал о женщине-следователе, которая не верит в совпадения и умело раскрывает преступления. Кажется, нет человека, который бы не знал фамилию Каменская, как и Елену Яковлеву, которая теперь прочно ассоциируется со своей героиней.
Этот сериал запустил целый цикл проектов, посвященный женщинам-детективам, и речь даже не о 2-м и 3-м сезонах «Каменской». Спустя 10 лет после ее выхода, например, появился сериал «Пелагия и белый бульдог» (2009) по роману Бориса Акунина, где монашку-сыщика сыграла Полина Кутепова. А следом за ним – «Инквизитор» (2014), где роль частного детектива исполнила Виктория Исакова.
«Женщины в игре без правил» (2004)
После «Каменской» центральное место в сюжетах Мороза все чаще занимали женщины. Например, в мини-сериале «Женщины в игре без правил» уже само название все объясняет. По сюжету, бабушка (Ольга Остроумова), мать (Екатерина Никитина) и дочь (Оксана Акиньшина) ищут и находят любовь как единственно важную в жизни вещь.
Драма «Точка» (2005) – первый полнометражный проект с 1992 года – посвящена проституткам и их мечтам о нормальной жизни. Главные роли в фильме исполнили Дарья Мороз (отец почти всегда задействует ее в своих проектах), Виктория Исакова и Ирина Рахманова, которая, что интересно, сыграла «Каменскую» нулевых в телесериале «Виола Тараканова» (2004-2007).
«Содержанки 3» (2021) – на данный момент последний снятый сезон, хотя уже ходят слухи о спин-оффе – стал еще одним «женским» проектом Юрия Мороза. На этот раз в центре сюжета вполне успешные женины, многие из которых и любовь имеют, и деньги, но тем не менее либо всего лишаются, либо становятся глубоко несчастными из-за неверного выбора.
«Дети Ванюхина» (2005)
Семейные истории – другая сторона творчества Юрия Мороза. Сериал «Дети Ванюхина» с Алексеем Серебряковым в главной роли – криминальная драма о деревенском парне, мечтающем о красивой жизни. Естественно, он готов на все, естественно, это повлечет за собой необратимые последствия – и расплачиваться, естественно, придется следующему поколению. В данном случае это рефлексия на тему стремительно меняющейся на рубеже веков (и даже тысячелетий) жизни в России.
Следующий проект режиссера – «Братья Карамазовы» (2008-2009) – экранизация романа Ф. М. Достоевского, тоже рассказывает о семейных неурядицах, но уже в другом ключе. Отец, трое сыновей, наследство, любовь, еще один сын – практически мыльная опера с той лишь разницей, что она основана на литературном источнике, признанном классикой. Актерский состав вышел гармоничным: Сергей Баталов, Анатолий Белый, Павел Деревянко, Александр Голубев – кажется, у Юрия Мороза всегда лучше всего удается собрать «тот самый» каст. Но есть у него и любимцы, которые кочуют из одного проекта в другой вне зависимости от жанра – его дочь Дарья Мороз, а также Виктория Исакова.
«Угрюм-река» – недавний многосерийный проект Юрия Мороза, вторая экранизация одноименного романа Вячеслава Шишкова. История семьи Громовых, которая охватывает несколько десятилетий, уже покорила зрителей и критиков, когда в 1968 году Ярополк Лапшин перенес книгу на экран. В отличие от предшественника, Мороз решил снять именно сериал, а не фильм, а в главных ролях задействовал Юлию Пересильд, Александра Горбатова и Александра Балуева. Новую версию «Угрюм-реки» хорошо приняли даже актеры, сыгравшие в первой экранизации, а Людмила Чурсина похвалила игру Пересильд.
«Апостол» (2008)
В отличие от современников, Мороз не увлекается военной и околовоенной тематикой. Так что подобных проектов в его фильмографии всего 2: собственно, «Апостол» и «Операция «Сатана» (2018). Первый рассказывает историю сельского учителя. Он вынужден прикинуться шпионом-уголовником взамен своего убитого брата, чтобы занять его место среди немецких агентов и устроить диверсию. Главную роль исполнил Евгений Миронов – звезда телесериалов 2000-х, а сериал получил положительные оценки. Но главный интерес заключается в том, что «Апостолом» занимались сразу несколько режиссеров. И только когда Геннадий Сидоров и Николай Лебедев покинули проект, отказавшись оставлять свои имена в титрах, завершать историю взялся Мороз.
«Операция «Сатана» продолжает серию телепроектов про сотрудника полиции Ивана Петровича Черкасова (Андрей Смоляков). Его работе посвящены такие сериалы, как «Мосгаз» (2012), «Паук» (2015), «Шакал» (2016) и другие. На этот раз Черкасов помогает КГБ поймать шпиона. Это не первый и не последний сериал про хорошего разведчика, и он получил хорошие отзывы, как и все предшествующие, однако и особенным в карьере Мороза его считать нельзя: все-таки ему лучше удаются драматические и семейные истории.
«Теория вероятности» (2016)
«Теорию вероятности», пожалуй, ни к одному из ранее перечисленных направлений не перечислишь: не криминальный детектив и не семейная драма. Сериал рассказывает о талантливом математике (Максим Матвеев), который ввязался в заведомо проигрышную партию: его нанимают бизнесмены, чтобы вычислять шулеров в казино. Он молод и умен, но даже его может подкосить криминальная атмосфера и безграничный доход подпольного бизнеса. Несмотря на то что сериал был снят почти 5 лет назад, премьера состоялась только в этом году. Рейтингом проект пока не обзавелся и на фоне большого количества телевизионных премьер попросту затерялся.
Комментарии