17 сентября 2021 года на HBO Max состоялась премьера нового фильма Клинта Иствуда «Мужские слезы». Иствуд в очередной раз примеряет потрепанную ковбойскую шляпу, садится за руль, размахивает кулаками, наставляет на путь истинный подрастающее поколение… В общем, все, как в старые-добрые времена. Если бы не один нюанс: в мае 2021-го Иствуду исполнился 91 год.
Его форма как актера и режиссера поражает и восхищает. Впрочем, легендарный герой вестернов – далеко не единственный, кто открывает новые горизонты профессии в пожилом возрасте. «КиноРепортер» вспомнил 7 замечательных артистов, которые в преклонные годы исполняли большие роли и демонстрировали невероятное мастерство.
Возраст актеров указан на момент премьеры фильма.
С начала 1950-х Леонид Броневой играл в театре. В 1964-м он дебютировал в кино. В 1973-м его имя прогремело на весь Советский Союз с ролью группенфюрера СС Генриха Мюллера в «Семнадцати мгновениях весны». Конечно, Броневой запомнился зрителям и другими прекрасными образами – герцог из «Того самого Мюнхгаузена», доктор из «Формулы любви», куплетист Велюров из «Покровских ворот»… В конце 1990-х Броневой временно ушел из большого кинематографа – его не устраивало качество предлагаемых сценариев. Но через 10 лет все же нашелся проект, который фактически стал для актера лебединой песней.
В «Простых вещах» Алексея Попогребского Леонид Сергеевич отчасти сыграл самого себя – пожилого артиста, который прославился не только выдающимися ролями, но и сложным характером. За ним ухаживает врач в исполнении Сергея Пускепалиса, и поначалу мужчинам не удается найти общий язык. Но постепенно лед между ними тает, и каждый по-новому открывает для себя ценность жизни.
Попогребский мечтал о сотрудничестве с Броневым и одновременно боялся этого, поскольку тот был живой легендой, а режиссер снял лишь один фильм (пусть и превосходный – «Коктебель»). Но опасения оказались напрасны. Броневой ювелирно выстроил образ смертельно больного, взбалмошного, при этом великодушного и тонко чувствующего человека, отлично поладил с режиссером и стал душой всей съемочной группы.
Ганнибал Лектер из «Молчания ягнят», дон Диего из «Маски Зорро», Один из «Тора» – Хопкинс не нуждается в дополнительной рекламе. Отрадно, что и в последние годы его карьера пополняется достойными проектами. В 2018-м, например, он сыграл короля Лира в современной вариации трагедии Шекспира. В 2019-м номинировался на «Оскара» за роль папы римского Бенедикта XVI в разговорной драме «Два папы». А еще через год сэр Энтони, который вроде бы все и всем доказал, с блеском покорил новую вершину.
Экранизированная Флорианом Зеллером собственная пьеса «Отец» благодаря Хопкинсу превратилась в представление одного актера. Это герметичный триллер о старике с деменцией, который меряет шагами пыльные коридоры квартиры и медленно, но верно утрачивает четкие представления о времени и пространстве.
Что это за место? Ему ли оно принадлежит? Что за люди периодически здесь появляются? Хопкинс абсолютно гениален в образе беспомощного и одинокого старца, оторванного от реальности, родных, своего «я». В его небесно-голубых глазах сквозят страх, непонимание, смертельная тоска… И робкая надежда, что жизнь вопреки всему еще не закончена.
За «Отца» Хопкинс заслуженно получил «Оскара» и стал самым пожилым лауреатом в истории премии, завоевав статуэтку в возрасте 83 лет и 115 дней. Предыдущий рекорд держался на протяжении 39 лет и принадлежал Генри Фонде, который удостоился награды за роль в драме «На золотом пруду» в 76 лет и 317 дней.
Роберт Редфорд мог выстрелить чуть раньше, согласись он на участие в «Выпускнике» 1967 года, но через пару лет слава все равно постучалась к нему в дверь. В вестерне «Буч Кэссиди и Сандэнс Кид» (1969) он сыграл интеллигентного грабителя банков вместе со своим другом Полом Ньюманом и мигом стал одной из икон Нового Голливуда. А полвека спустя актер вернулся к аналогичной роли в нежном гангстерском фильме «Старик с пистолетом», выдержанном в ностальгическом духе милых Редфорду 1970-х (хотя действие происходит в 1980-е).
Жизнь его героя напоминает своеобразный бандитский день сурка. Украл – попал в тюрьму – сбежал – опять украл… Повторять, пока не надоест. А не надоедает ему никогда. Редфорд в подобной ипостаси очаровательно старомоден: стильный костюм, джентльменские манеры, озорной огонек в глазах. Настоящий романтик с большой дороги, он никому не желает зла и совершает грабеж за грабежом лишь затем, чтобы поддерживать в себе искру жизни. Таких симпатичных налетчиков в истории кинематографа наберется немного, а уж рыцарское благородство легендарного актера – и вовсе уникальное качество.
На веку Роберта Дювалла немало великих картин. Он дебютировал в кино в знаменитой драме «Убить пересмешника». Через 10 лет попал в семью дона Вито Корлеоне в «Крестном отце». А еще через 7 признался в любви к напалму поутру в «Апокалипсисе сегодня». Дювалл в этом году отпраздновал 90-летие, но сниматься он продолжает, пусть и не так регулярно, как хотелось бы. «Судья» же принес ему последнюю на данный момент номинацию на «Оскара».
В ленте Дэвида Добкина Дювалл сыграл экранного отца Роберта Дауни-младшего. Герой Роберта, адвокат, приезжает в родной город на похороны матери. Внезапно его папа, судья, предстает перед судом по обвинению в убийстве. Формально главным действующим лицом является сын. Однако Дювалл, строгий, самодостаточный, при внешней хрупкости абсолютно монументальный, затыкает за пояс Дауни и прочих актеров (хотя они тоже весьма органичны).
Гладиатор, викинг, сыщик, неповторимый герой-любовник – Кирк Дуглас до недавних пор являлся главным голливудским долгожителем. На свой 100-летний юбилей он даже позволил себе пропустить стопочку водки – разумеется, под пристальным наблюдением докторов. В 2020 году актера не стало. Двумя месяцами ранее ему исполнилось 103. А в 2003-м он сыграл одну из последних в карьере больших ролей, причем сделал это в окружении близких.
В трагикомедии «Семейные ценности» снялись представители сразу трех поколений рода Дуглас. Кирк основал юридическую фирму. Майкл работает в ней адвокатом и страдает от кризиса среднего возраста. Еще здесь появляются бывшая жена Дугласа-старшего, другой его сын Джоэл и внук Кэмерон. В такой компании не соскучишься, и патриарх берет от жизни все. Требует плеснуть ему приличного винца, учит внучка приемам рукопашного боя, ругается, зубоскалит и совершает оздоровительные пробежки. Актер выглядит не объектом для чрезмерной заботы, а скорее партнером по хулиганским проделкам. Так и не скажешь, что этот человек воплощает историю Голливуда второй половины XX века.
На пенсию Майкл Кейн явно не собирается, а лучший отдых для него – преданность любимому делу. Он без устали снимается в фильмах всевозможных жанров, будь то криминальная драма «Король воров», фантастический блокбастер «Довод» или детское фэнтези «Питер Пэн и Алиса в стране чудес». Зачастую его появления на экране напоминают скорее симпатичные камео, но и главные роли от актера по-прежнему не ускользают.
«Никогда не бойся ставить перед собой великие цели. Например, сейчас я покурю. И отолью. Одновременно».
В «Бестселлере» сэр Майкл заделался известным в прошлом писателем, которого давно списали со счетов. Многие вообще удивляются, что этот человек до сих пор жив. Он курит, как паровоз, лихо закладывает за воротник, ненавидит критиков и не расстается с ружьем.
Довольно стереотипный образ в исполнении Кейна искрится и расцветает. Пока его герой колесит по Штатам вместе с молодой издательницей (Обри Плаза), актер с предельной раскованностью стучит на машинке, сквернословит и выходит за джентльменские рамки. Слишком серьезное отношение к своей профессии губительно в любом возрасте, и Кейн напоминает, что никогда не поздно поиронизировать над самим собой.
С Иствуда мы начали – Иствудом и закончим. За 3 года до «Мужских слез» ветеран блеснул собственным шедевром «Наркокурьер». Ничего лучше он не снимал со времен «Гран Торино» (2008), да и роль садовода Эрла с денежными проблемами стала одной из главных актерских удач в карьере Клинта. Чтобы поправить финансовое положение, герой перевозит кокаин для мексиканского наркокартеля. Полученные гонорары он тратит на благие дела – покупает грузовик и оплачивает свадьбу внучки. А в глазах членов картеля превращается в кого-то вроде ворчливого, но в глубине души добродушного деда.
На счету Иствуда столько всевозможных ролей и проектов, что сейчас каждое его слово, каждый взгляд, каждое движение брови воспринимаются как высшее откровение. Но он не кажется пережитком прошлого. Актер пытается быть обаятельным, неловко шутит, спит с женщинами, рассекает на могучем пикапе. Дышит полной грудью, живет насыщенной и незабываемой жизнью. И напоминает всем нам, что возраст – лишь циферки в паспорте. В какой-то момент их и не разглядеть без очков. А значит, и беспокоиться не о чем.
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…